Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы логики




Закон тождества – закон, согласно которому всякое понятие или суждение в процессе некоторого рассуждения должно оставаться тождественным самому себе.

Закон непротиворечия – закон, который можно сформулировать следующим образом: два противоположных суждения об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении или смысле.

Закон исключённого третьего – закон, который гласит: из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, а второе – ложно.

Закон достаточного основания – закон, который требует, чтобы всякое истинное суждение было достаточно обосновано другими истинными же суждениями.

 

Задание 3.1

Выясните, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения.

1. «Все дети любят играть» и «Лишь некоторые дети любят играть».

2. «Все велосипеды являются трёхколёсными» и «Некоторые велосипеды не являются трёхколёсными».

3. «Ни один попугай не умеет разговаривать» и «Все попугаи умеют разговаривать».

4. «Некоторые тексты философов трудны для понимания» и «Некоторые тексты философов не являются трудными для понимания».

5. «Она никогда не любила борщ и не готовила его» и «Она никогда не любила борщ или не готовила его».

6. «Среди студентов этой группы наверняка найдётся хотя бы один меломан» и «Все студенты этой группы - меломаны».

7. «Если ты не виноват, то тебе нечего бояться» и «Ты не виноват, но тебе есть чего бояться».

8. «Ни один вступительный экзамен не является письменным» и «Среди вступительных экзаменов, есть письменные экзамены».

9. «Многие люди не являются аполитичными» и «Некоторые люди обнаруживают интерес к политике».

10. «Праздник удался на славу» и «Нельзя сказать, что праздник удался на славу».

 

Задание 3.2

Определите, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания.

1. Он не приехал на машине, значит пришёл пешком.

2. Иванов рецидивист, так как имеет две судимости.

3. «Поставьте мне четвёрку, у меня сегодня день рождения» (студентка на экзамене).

4. Петров перестал посещать занятия, потому что устроился на работу.

5. У ребёнка высокая температура, потому что он простудился.

6. Кто спрятал вещь, знает, где её найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.

7. Эта учебная дисциплина интересная, так как она имеет практическое применение.

8. Н. – глупый человек, так как он никогда со мной не соглашается.

9. М. разбила чашку, что неудивительно, ведь бить посуду - это её призвание.

10. Он не оправдывается, значит виноват.

 

Задание 3.3

Нарушены ли основные законы логики в следующих рассуждениях?

1. «В одном из учебников по аномальной психологии я прочитал о следующем происшествии. Врачи психиатрической лечебницы собирались выписать пациента, страдающего шизофренией, и решили подвергнуть его проверке при помощи детектора лжи. Среди прочих пациенту был задан вопрос: «Вы Наполеон?» Пациент ответил отрицательно. Детектор показал, что он лжёт» (Смаллиан «Как же называется эта книга?»).

2. Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит.

3. «Винни Пух наклонился, сунул голову в нору и крикнул:

- Эй! Кто-нибудь дома?

Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова стало тихо:

- Я спросил: "Эй! Кто-нибудь дома?" - повторил Пух громко-громко.

- Нет! - ответил чей-то голос. - И незачем так орать, - прибавил он, - я и в первый раз прекрасно тебя понял.

- Простите! - сказал Винни Пух. - А что, совсем-совсем никого нет дома?

- Совсем-совсем никого! - отвечал голос. Тут Винни Пух вытащил голову из норы и задумался.

Он подумал так: "Не может быть, чтобы там совсем-совсем никого не было! Кто-то там все-таки есть - ведь кто-нибудь должен же был сказать: «Совсем-совсем никого!»

Поэтому он снова наклонился, сунул голову в отверстие норы и сказал:

- Слушай, Кролик, а это не ты?

- Нет, не я! - сказал Кролик совершенно не своим голосом.

- А разве это не твой голос?

- По-моему, нет,- сказал Кролик. - По-моему, он совсем, ну ни капельки не - похож! И не должен быть похож!

- Вот как? - сказал Пух» (А. Милн «Винни Пух и все, все, все»).

4. На уроке литературы ученик затрудняется проанализировать абзац произведения. Учитель советует:

- Читай между строк!

Ученик:

- Да здесь же ничего не написано!

5. «Император Александр I принимал, проездом через какой-то губернский город, тамошних помещиков, между прочим, у одного из них спросил:

- Ваша фамилия?

- В деревне осталась, Ваше Величество, - отвечал он» (из «Логики» А.Д. Гетмановой).

6. «Я взвел курок, прицелился в диких птиц и ударил кулаком себя в глаз. Из него снова посыпались искры. Раздался выстрел, и я подбил пять пар уток, четыре красношейки и пару лысух» (Г.А. Бюргер «Удивительные приключения Мюнхгаузена»).

7. «В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов).

8. «Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мной за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

9. Габровца спросили:

- Почему, покупая дрова, вы выбираете самые сучковатые?

- А потому, что они греют два раза: когда их колешь, и в печке.

10. «Есть ещё от жилетки рукава, круг от бублика и мёртвого осла уши» (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»).

 

Задание 3.4

Определите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения.

1. «Он вышел из здания через черный ход» и «Он вышел из здания через главный вход».

2. «Этот человек непоследователен в своих суждениях» и «Этот человек неискренен в своих суждениях».

3. «Они являются родственниками» и «Они являются братьями».

4. «Эта статья содержит непроверенную информацию» и «Эта статья содержит вымышленную информацию».

5. «Все логические задачи имеют решение» и «Некоторые логические задачи не имеют решение».

6. «Если Хельсинки столица Норвегии, то я Папа Римский» и «Если Хельсинки не столица Норвегии, то я не Папа Римский».

7. «Я учу стихи наизусть, значит, развиваю свою память» и «Я не учу стихи наизусть, значит, не развиваю свою память».

8. «Доказательства вины Н. не имеют под собой основания» и «Доказательства вины Н. являются неоспоримыми».

9. «Ни одно предложение в этом тексте не является истинным» и «Все суждения в этом тексте являются ложными».

10. «Взрослые – это большие дети» и «Ни один взрослый не является большим ребёнком».

 

Задание 3.5

Установите, нет ли противоречий в следующих понятиях.

1. Белый желток. 2. Страшная красавица. 3.Обжигающий холод. 4. Порядочный негодяй. 5. Тупое острие. 6. Молодая бабушка. 7. Красноречивое молчание. 8. Живой труп. 9. Бесконечный тупик. 10. Мужественная женщина. 11. Обыкновенное чудо. 12. Бессодержательное понятие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.