КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индуктивные умозаключения. Условно-разделительный силлогизм
Условно-разделительный силлогизм Разделительно-категорический силлогизм Разделительно-категорический силлогизм есть умозаключение, в котором первая посылка является разделительным суждением, а вторая посылка и вывод – простыми категорическими суждениями. Разделительно-категорический силлогизм имеет два правильных модуса: AvB, A; AvB, ~A ~B B Задание 4.12 Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу, б) по отрицающе - утверждающему модусу. 1. Это животное является травоядным или хищником. 2. Я послушаюсь вашего совета или поступлю по-своему. 3. Это здание построено в классическом стиле или в стиле модерна. 4. Древнегреческий философ Платон является дуалистом или идеалистом. 5. Письмо может быть отправлено обычной почтой или электронной. 6. Его статья может вызвать бурную дискуссию или остаться незамеченной. 7. Учебная практика по культурологии пройдёт в Эрмитаже или в Русском музее. 8. Н. застенчив или не знает о чём идёт речь. 9. На улице идет снег или светит солнце. 10. Каждый человек по своей сути оптимист или пессимист. Умозаключение, в котором одна посылка – условное, а другая - разделительное суждение, называется условно-разделительным. Его разновидностью является дилемма, в которой разделительное суждение содержит две альтернативы. Различают конструктивную и деструктивную дилеммы, каждая из которых делится на простую и сложную. Их схемы в символической записи: простая конструктивная дилемма (p→r)&(q→r), pvq; r сложная конструктивная дилемма (p→q)&(r→s), pvr; qvs простая деструктивная дилемма (p→q)&(p→r), ~qv~r; ~p сложная деструктивная дилемма (p→q)&(r→s), ~qv ~s. ~pv~r
Задание 4.13 Установите вид дилеммы и запишите её формулу. 1. Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран – не можешь иметь друзей. Но ты или раб, или тиран. Значит, ты не можешь быть другом или не можешь иметь друзей. 2. Если Сидоров хорошо знает английский язык, то он может читать книги английских писателей в оригинале. Если Сидоров хорошо знает английский язык, то он может смотреть английские фильмы без субтитров. Сидоров не может читать книги английских писателей в оригинале, или не может смотреть английские фильмы без субтитров. Значит, Сидоров не знает хорошо английский язык. 3. Если данное явление психическое или физиологическое, то оно обусловлено внешним воздействием на организм. Данное явление является психическим или физиологическим. Значит, данное явление обусловлено внешним воздействием на организм. 4. Если ты учишься на филологическом факультете, то будешь филологом. Если ты учишься на юридическом факультете, то будешь юристом. Но ты не учишься, ни на филологическом факультете, ни на юридическом факультете. Значит, ты не будешь филологом или юристом. 5. Если я поеду в Москву, то увижу Красную площадь. Если я поеду в Великий Новгород, то увижу памятник «Тысячелетие России». Я не увидела Красную площадь или не увидела памятник «Тысячелетие России». Значит, я неверно, что я поехала в Москву или в Великий Новгород. 6. Если этот студент читал учебник по философии или посещал лекции по философии, то он имеет представление о метафизике Аристотеля. Мы точно знаем, что этот студент посещал лекции или читал учебник по философии. Значит, он должен иметь представление о метафизике Аристотеля. 7. Если вас интересует картина Поленова В.Д. «Иисус и грешница», то она выставлена в Русском музее. Если вас интересует картина Рембрандта «Даная», то она выставлена в Эрмитаже. Вас интересует картина Поленова В.Д. «Иисус и грешница» или картина Рембрандта «Даная». Значит, вам надо посетить соответствующую выставку в Русском музее или в Эрмитаже. 8. Если я поеду на юг на поезде, то я потрачу много времени на дорогу. Если я поеду на юг на поезде, то сэкономлю деньги на билетах. Но я не хочу тратить много времени на дорогу или не хочу экономить деньги на билетах. Значит, неверно, что я поеду на юг на поезде.
Задание 4.14 Придумайте простую конструктивную дилемму, сложную конструктивную дилемму, простую деструктивную дилемму, сложную деструктивную дилемму. 4.6. Сокращённые силлогизмы Энтимемой называется силлогизм с пропущенной посылкой или заключением. Эпихейрема – это сложносокращённый силлогизм, в котором обе посылки являются энтимемами. Сорит – это вид сложносокращённого силлогизма, образованного из полисиллогизмов путём исключения из них посылок, являющихся заключениями простых силлогизмов. Задание 4.15 Восстановите до полного силлогизма следующие энтимемы и установите их правильность. 1. Все розы имеют шипы, а это растение не имеет шипы. 2. Пушкинский пророк не настоящий пророк, ибо у него нет определённого призвания. 3. Посещение концертов классической музыки не является материальной потребностью, значит это духовная потребность. 4. Представители бихевиоризма не занимаются исследованием сознания, следовательно, Дж.Б. Уотсон не занимался исследованием сознания. 5. Так как всякий миф есть символ, то ясно, что и сказание о Геракле тоже символ.
Задание 4.16 Проверьте логическую правильность следующих эпихейрем. 1. Некоторые животные являются тиграми, так как все пантеры животные. Все тигры опасны, так как они являются хищниками. Следовательно, некоторые животные опасны. 2. Знание законов логики – добродетель, так как «знание – это добродетель» (Сократ). Иванов знает законы логики, так как тот, кто посещал лекции по логике, знает законы логики. Следовательно, Иванов добродетелен. 3. Глупец всегда стремится быть умнее всех, так как глупец, как правило, самодовольный человек. Этот человек не глупец, так как он не является непоколебимым в своей уверенности. Следовательно, этот человек не стремится быть умнее всех. 4. И.Бунин не является автором сборника стихов «Цветы зла», так как он русский писатель. Автор рассказа «Лёгкое дыхание» - И.Бунин, так как автор рассказа «Лёгкое дыхание» является автором стихотворения «Как всё вокруг сурово, снежно...». Следовательно, Автор рассказа «Лёгкое дыхание» не является автором сборника стихов «Цветы зла».
Задание 4.17 Проверьте логическую правильность следующих соритов. 1. Англичане – мужественный народ. Мужественный народ свободен. Свободный народ счастлив. Следовательно, англичане счастливы (из «Логики» Р. Уэтли). 2. Искусство, несомненно, является отражением реальной жизни. А так как живопись – это вид изобразительного искусства и сюрреализм – это вид живописи, то сюрреализм отражает реальную жизнь. 3. Ни одного опытного педагога нельзя считать некомпетентным. А так как некомпетентный человек допускает грубые ошибки в своей работе, Михаил не допускает грубых ошибок в своей работе. 4. Людям свойственно ошибаться. Юристы – люди. Ошибки опасны. Опасные действия ведут к плохим последствиям. Людям свойственно приходить к плохим последствиям.
Индуктивным называют умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности всему классу в целом. Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию. В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основе повторяемости этого признака у каждого из явлений класса. В неполной индукции такое заключение получают на основе повторяемости признака у некоторых явлений класса. Если полная индукция даёт достоверные заключения, то неполная – только вероятные. Неполная индукция делится на популярную и научную. В научной различают индукцию методом сходства, методом различия, методом сопутствующих изменений и методом остатков.
Задание 4.18 Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения. 1. Все известные логике способы рассуждения осуществимы на русском, английском, арабском, японском и венгерском языках. Следовательно, все известные логике способы рассуждения осуществимы на любом языке. 2. Меркурий движется. Венера движется. Земля движется. Меркурий, Венера, Земля – крупные планеты Солнечной системы. Значит, все крупные планеты Солнечной системы движутся. 3. Для выступления с докладами на общеинститутской студенческой конференции подготовились пять членов кружка по философии: Данилов, Кораблёва, Великанов, Алёшина и Пономарёв. Студент Данилов выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Кораблёва, Великанов, Алёшина и Понамарев выступили с докладами на секциях. Таким образом, все члены кружка по философии, приготовившие доклады выступили на конференции. 4. Известно, что на зиму белеют горностаи, ласки, песцы, зайцы-беляки. Горностаи, ласки, песцы, зайцы-беляки – млекопитающие, которые обитают на севере. Значит, все млекопитающие, обитающие на севере, белеют на зиму. 5. Русские юристы последней трети XIX века Александров и Спасович были выдающимися судебными ораторами. То же можно сказать и о юристах этого периода Арсеньеве, Андреевском, Карабачевском, Плевако, Урусове. Из этого следует, что все юристы последней трети XIX века были выдающимися ораторами. 6. Для того чтобы выяснить, являются ли студенты I группы I курса философского факультета отличниками по итогам первой сессии были изучены все зачетные книжки студентов данной группы. Оказалось, что все студенты данной группы действительно отличники, так как ни в одной из зачёток не оказалось других оценок, кроме «отлично». 7. В Аргентине говорят на испанском языке. В Эквадоре говорят на испанском языке. В Венесуэле говорят на испанском языке. В Перу говорят на испанском языке. В Чили говорят на испанском языке. Аргентина, Эквадор, Венесуэла, Перу, Чили – южноамериканские страны. Вероятно, во всех южноамериканских странах говорят на испанском языке. 8. Конические сечения – это окружность, эллипс, парабола и гипербола. Окружность не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Эллипс не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Парабола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Гипербола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Следовательно, ни одно коническое сечение не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках.
Задание 4.19 Определите, с помощью каких индуктивных методов установления причинных связей получены следующие выводы. 1. В прошлом веке считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это мнение опроверг в1880 году русский доктор Н.И.Лунин. Он проделал следующий опыт. Одну группу мышей кормил обыкновенной пищей, а другую очищенными белками и солями. Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод о том, что животным кроме белков и солей нужно ещё что-то. Затем этот недостающий компонент питания был открыт. Им оказались витамины. 2. При гололёде в городе увеличивается число уличных травм. При посыпке льда песком, число травм значительно уменьшается. При скалывании льда, число травм сводится к минимуму. Вероятно, гололёд является причиной увеличения числа уличных травм. 3. После электрификации железной дороги стали возникать искажения в показаниях приборов близко расположенной обсерватории. Все рассмотренные обстоятельства не вызывали искажений, кроме одного: магнитного поля, возникающего вблизи контактной сети. Вероятно, причиной искажения приборов явилось магнитное поле вблизи контактной сети. 4. На почтамте при перевозке ценностей было три случая хищения без повреждения мешков: 5сентября, 7 сентября и 9сентября. Следователь определил круг лиц, участвовавших в эти дни в отправке почты, и выяснил, что сентября в отправке почты участвовали Петров, Андреев, Захарчук; 7 сентября – Васильев, Андреев, Крылов; 9 сентября – Кошкин, Андреев, Славкин. Следователь сделал вывод о том, что виновником хищения вероятнее всего является Андреев, так как он и только он занимался отправкой почты всякий раз, когда происходило хищение, а остальные лица менялись. 5. Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Значит, причиной явления радуги является прохождение солнечного света через капли воды. 6. В некотором обществе можно наблюдать, что повышение материальной заинтересованности, при сохранении всех других обстоятельств, ведёт к повышению производительности труда. 7. Без примеси углерода железо легче куётся. При добавлении небольшого количества углерода, железо куётся труднее. При большом количестве добавленного углерода, железо вообще не куётся. Значит, присутствие углерода является причиной ухудшения ковкости железа. 8. Одну мышь поместили в атмосферу лишённую кислорода. Другая мышь находилась в обычных условиях. Первая мышь погибла. Значит, кислород необходим для жизни.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |