КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные ресурсы общества
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Задание №1. Прочитайте текст, составьте конспект:
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации». Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
«Информационный ресурс - это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме. Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации может быть положена: · тематика хранящейся в них информации; · форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная; · доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная; · принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической; · источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, результаты социологических исследований; · назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное; · форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная; · вид носителя информации – бумажный, электронный. Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен в схеме ниже. Прокомментируем его.
В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу. Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство. Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д. Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению рынка информационных ресурсов и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов, видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть: · информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости · информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.д.) · информационные технологии, компьютерные программы · базы данных, информационные системы и многое другое. Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики – это, как правило, производители информации или ее собственники. Ими бывают: · Центры, в которых создаются и хранятся базы данных · Службы связи и телекоммуникации · Бытовые службы · Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства) · Неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в качестве дополнительной продукции – информацию о них. · Консалтинговые (консультационные) фирмы · Биржи · Частные лица и пр. Потребители информации – это все мы, частные лица, а также предприятия, которые без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 7664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |