Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античные воззрения на органический мир 1 страница




Доклассическое естествознание

Для того, чтобы наука стала возможной, необходимо формирование определенных условий. Оно происходило в период дикости и варварства вплоть до IV в. до н. э. На этом временном отрезке существовала пранаука, прошедшая в своем развитии следующие этапы.

1. Этап формирования навыков и умений, охраняемых традицией и передающихся от поколения к поколению в ходе совместной трудовой деятельности. Здесь появляются первые календари и складывается знакосимволика для ведения счета.

2. Этап формирования знаний в рамках локальных культур. Появляется письменность; выделяются специальности, требующие школьного обучения – писцы и жрецы; организуются школы.

3. Этап перехода от локальных культур к региональным, где формируется «жреческая наука», школы медиков, красителей, мореходов, военных инженеров, специалистов-аграриев. В большинстве школ, знания считались секретными, в связи с чем вырабатывались специальные способы кодирования текстов, что явилось первым шагом на пути формирования научной терминологии.

В рассматриваемый период произошли важные процессы, сделавшие возможным дальнейшее прогрессирующее развитие знаний: а) была выработана письменность, разработан счет, приобретены позитивные знания в области астрономии, медицины, геометрии, агрономии; б) началась разработка особой терминологии и символики для различных областей знания; в) появилось знаково-символическое изложение сведений (текст); г) постепенно утверждалась роль доказательства; д) позитивные знания отделялись от религиозного контекста и приобретали самостоятельное значение.

Знания древних ученых были обширны и достаточно фундаментальны.
В клинописных текстах мы встречаем первые задачи на проценты. Это не удивительно: Вавилон стоял на пересечении торговых путей, здесь рано появился такой феномен, как кредит. Одним из самых крупных открытий китайских математиков было введение отрицательных чисел: существовали долги, и на практике из меньшего приходилось вычитать большее. Можно продолжать список познаний древних и в других областях знания, вывод о практической обусловленности, эмпирической базе и преемственности развития которого не требует нестандартной эвристики – это представлялось очевидным уже ученым Древней Греции. Еще в V в. до н. э. Геродот указывал на связь возникновения геометрии в Египте с разливами Нила, из-за которых приходилось постоянно пересчитывать площади земельных участков, с которых вносились налоги.

Открывает доклассическое естествознание а нтичный период (VI в. до н. э. – II в. н. э.). В VI–IV вв. до н. э. в Древней Греции начинается формирование науки. (Здесь мы намеренно опускаем рассуждения об институциональности науки и ведем речь о науке как о процессе добывания, осмысления и накопления истинных знаний, теоретически оформленных).

Почему именно Древняя Греция сделалась родиной науки в современном понимании этого термина – вопрос достаточно интересный. Автор полагает возможным выделить, как минимум, пять факторов, инициировавших развитие «предтечи» европейской науки именно в данном регионе. Во-первых, это фактор времени: задолго до того, как могла возникнуть наука, должно было пройти много веков (тысячелетия!) человеческой истории, должны были зародиться и достичь своего расцвета первые цивилизации. Во-вторых, это фактор пространства: греческие города-полисы находились на весьма небольшом и малоплодородном участке земли, что исключало возможность создания мощных централизованных государств. А отсюда вытекал фактор третий – политический: полис, где все были «на виду» (рабы – не в счет) был настолько удачной формой социальной организации, что жесткая догматическая религиозная идеология была излишней. Четвертым назовем духовный фактор: исторические источники явно обнаруживают присущность греческому духу состязательности, уважения к логике и доказательству.
И, наконец, в-пятых, греки находились под благотворным влиянием природного фактора. Поясним последнее утверждение прекрасными словами
А. фон Гумбольдта: «Познание характера природы различных местностей земного шара теснейшим образом связано с историей человечества и его культурой. И если начало этой культуры и не определяется исключительно одними естественно-историческими влияниями, то направление, характер народа, мрачное и веселое настроение человечества в большинстве случаев является результатом климатических условий… Как не могли пробудиться более культурные черты характера и более нежные чувства у народов, населяющих прекрасные счастливые местности между Евфратом, Галисом и Эгейским морем?.. Отличительный характер, присущий поэтическим произведениям греков и угрюмым песням примитивных северных народов, в большинстве случаев связан с обликом растений и животных, горными долинами, которые окружали человека, воздухом, который его овевал… Влияние физического мира на мораль, полное тайн взаимодействия чувственного и сверхчувственного, придает изучению природы, если подняться до более возвышенной точки зрения, особую, еще недостаточно оцененную притягательную силу»[1].

Античный период истории естествознания начинается с греческой натурфилософии. Историки науки считают первым естествоиспытателем Фалеса Милетского (640–550 гг. до н. э.), древнегреческого мыслителя. Почему так? Ведь сами греки, как было сказано выше, считали себя учениками египтян и знакомы были с достижениями китайской и индийской культуры. Но дело в том, что древние донаучные системы являлись большей частью философскими и имели достаточно эклектический характер. Они опирались на весьма обширные знания, но само это знание было окутано флером религиозно-мистическим, науке чуждым: ведь вера в таинственное и непостижимое никогда не может породить идею о существовании естественного объяснения явлений. Кроме того, носителями и разработчиками знания в государствах Древнего мира были большей частью жрецы, служители религиозных культов, в связи с чем такая атрибутивная черта научных знаний, как доказательность, исчезала из поля зрения хранителей знания – то, что исходит из источника, приближенного к Богу, не требует никаких рациональных обоснований.

Философы Древней Греции осмыслили мир значительно глубже и последовательней. Они смогли систематизировать накопленный до них опыт, увидеть причинно-следственные связи между самыми разнородными явлениями, прийти к идее естественной закономерности, первоосновы мира, движения как к исследовательским программам, выражаясь языком современной науки. На перечисленных идеях мы и сконцентрируем, в первую очередь, свое внимание, поскольку они вызвали к жизни научные проблемы, составляющие каркас естествознания.

Проблема первоосновы мира. К ней Фалеса, а вслед за ним и других греческих философов, привело наблюдаемое многообразие и изменчивость окружающего мира. Ведь самые непохожие, разнородные явления могут оказаться связанными между собой, как, например, гром и потоки дождя, голодная живая собака и кусок мертвой плоти, которым она свой голод утоляет. Постепенно зреет мысль о том, что связь всех явлений обеспечена неким общим единым, лежащим в их основании. Фалес таким общим основанием, первоосновой мира, началом всех начал считал воду. Ни одно из сочинений Фалеса, если таковые были, до нас не дошло, и очень трудно сейчас сказать, что именно имел в виду ученый муж, обозначая первооснову мира как воду. Скорее всего, не ту воду, которую можно налить в стакан и выпить. Если учесть, что Фалес, как свидетельствуют ученики, полагал весь мир полным богов, а воду – одушевленной, его вода, скорее, философская абстракция.

Фалес был первым, кто начал доказывать некоторые геометрические положения. Несмотря на то, что доказательства эти были крайне просты (например, равенство вертикальных углов доказывалось их простым совмещением), сам поворот исследовательской мысли к необходимости доказательства знаменателен в истории науки. Именно доказательство приобретает постепенно черты критерия истинности. Само доказательство также становится объектом исследования: выясняются условия, при которых оно возможно.

Фалес ввел в научный обиход понятия горизонта, сторон света, ему приписывается разделение небесного свода на пять поясов и многое другое.
От Фалеса берет начало одна из первых научных школ – ионийская (действительно, имеется общая проблематика, определенный стиль мышления – доказательство, объяснение неизвестного через известное). Всех ее представителей вдохновляла идея единого первоначального вещества, которое превращается во все другие вещества и порождает весь видимый мир. Взлет научной мысли ионийцев в осмыслении первоосновы мира мы наблюдаем в творчестве Анаксимандра (610–547 гг. до н. э.). Он первый создает научную абстракцию для обозначения начала всех начал, не являющуюся именем ни одной конкретной вещи. Апейрон – так звучит обозначение первоосновы мира у Анаксимандра. Апейрон не обозначает ничего конкретного, кроме некой возможности появления чего угодно с какими угодно определенными, изменяющимися свойствами из чего-то неопределенного, неизменного, являющегося предтечей появления всех свойств. Туманность «определения» не должна смущать – тексты древних зачастую туманны. Анаксимандр разъясняет, что апейрон находится в постоянном вращательном движении и выделяет их себя противоположности: теплое и холодное, влажное и сухое. Соединяясь попарно, эти противоположности создают стихии: влажное и холодное – воду, влажное и теплое – воздух, сухое и холодное – землю, сухое и теплое – огонь. Далее идет последующая череда соединений с образованием новых качеств, далее – еще, и так до бесконечности, вероятно.

Оригинальное развитие идея первоосновы мира получила в творчестве атомистов (Y–IV вв. до н. э.), Демокрита и Левкиппа. Для обозначения первоосновы мира вводится термин «атом», что в переводе с древнегреческого означает «неделимый». Атомы постоянно движутся в пустоте. Они представляют собой вечные, неизменные, неделимые частицы и различаются числом, порядком, положением. Возможность соединения атомов друг с другом и названные различия обеспечивают бесконечное разнообразие сочетаний атомов и, соответственно, бесконечное многообразие мира. Движение атомов подчинено строгим законам, следовательно, все в мире (любое событие, любой процесс) жестко детерминировано.

Античная наука представила интересные варианты идеалистического решения проблемы первоосновы мира (пифагорейцы, Платон) и соответствующие интерпретации способов исследования окружающего мира.

Пифагор Самосский (582–500 г. до н. э.) считался учеником Фалеса или Анаксимандра – во всяком случае, ссылался он на обоих. Пифагор сделал огромный шаг вперед в построении фундамента будущей методологии научного знания, отстаивая мысль о том, что сила и единство науки основаны на возможности работать с идеальными объектами. А последние, полагал Пифагор, встречаются только в математических рассуждениях. И только благодаря им можно получить строгие научные выводы. Математика в этом случае выступает как бы вторым зрением человека, поскольку открывает разуму идеальные объекты, тогда как органы чувств говорят нам об обычных свойствах природных тел.

Свои исследования пифагорейцы называли «математа» и делили их на
4 части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию. Главной считалась арифметика – стройная и прекрасная наука о числах. Однако открытие иррациональности привело античных математиков к выводу, что арифметика, не являясь образцом гармонии, не может служить основой для математики. А вот геометрические величины, напротив, имеют более общую природу, чем числа и их отношения, следовательно, в основу математики логично положить геометрию. «Геометрическое облачение» придало математике необыкновенную красоту и единство. Учение о решении уравнений, сама арифметика в целом, приобрели геометрическую форму. (Интересно, что та часть античной математики, которая занималась исчислением отрезков и площадей, называется сейчас геометрической алгеброй.)

Вместе с открытием несоизмеримых величин в зарождающейся науке заявило о себе понятие бесконечности. Трудности, связанные с ним, привели к глубокому кризису античной математики. Это была первая большая буря, потрясшая ученый мир до оснований. В обсуждение проблемы включились философы всех школ и направлений. Вскрыть действительные трудности, таящиеся в понятиях «непрерывность» и «бесконечность», и тем самым показать, сколь несовершенны человеческие представления о непрерывном и бесконечном, удалось Зенону Элейскому (490–430 гг. до н. э.) Своим рассуждениям в этом ключе Зенон придал ярко выраженный физический смысл, направив их против возможности движения как такового. Подробнее об этом будет сказано ниже, здесь отметим важное методологически положение, к которому пришли Зенон и элеаты: истина отнюдь не самоочевидна, а здравый смысл не является критерием истинности научных теорий.

В диалоге Платона «Тимей» мы встречаем первый вариант научно-исследовательской программы, включающей три основных методологических правила: 1. Исходить в познании из того, что чувственно воспринимается и нуждается в истолковании. 2. Принимать за истинное только то, что умопостигаемо. 3. Признавать, что умопостигаемое является истинным постольку, поскольку оно создано Богом.

Другой вариант методологии, выражаясь современным языком, научного исследования представлен Аристотелем в его работах «Физика» и «Об уничтожении и возникновении». Ее положения таковы: 1. Научно познать какое либо явление – значит открыть его строение и причины. 2. Познание начинается с анализа. 3. Правильность анализа проверяется последующим синтезом, который покажет, будет ли каждая часть, выделенная нами, согласована с другими частями. 4. Проводя исследование, нужно критично оценивать все, что делаешь. Поиски опровержения – тоже путь к истине.

Аристотель создал новый жанр научного творчества – трактат, включающий в себя такие основные части, как постановка проблемы, анализ вариантов ее исследования, аргументированное изложение собственной позиции. Стагирит разработал логику, которая стала обязательным инструментом науки, отодвинув на периферию научного исследования интуицию, чувственную наглядность и т. п.

Ознакомление с творчеством Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) необходимо и для того, чтобы иметь достаточно полное представление о развитии идеи первоосновы мира, понимаемого в плане естественнонаучном (первооснова как материальный субстрат, носитель всех изменений). Продолжая исследовательский путь своих предшественников, Аристотель ставит задачу прояснить следующие вопросы:

– существует ли пустота (так полагали атомисты) и бесконечна ли Вселенная?

– действительно ли движется Земля?

– вечен ли Космос или прав Платон, утверждающий обратное?

– допустимо ли, вслед за Гераклитом, объяснять природу на основе противоречия?

– вращается ли Земля?

Аристотель выступил оппонентом атомистов в вопросе о строении материи. Если Демокрит был убежден в том, что первооснова мира представлена бесконечным количеством отдельных (дискретных) образований – атомов, движущихся в пространстве-пустоте, то Аристотель отстаивает идею непрерывности (континуальности) материи и ее теснейшую связь с пространством. Этот великий спор прошел через всю историю науки (не только естествознания). Сторонники понимания пространства как пустоты развивали субстанциальную концепцию пространства и времени. Ученые, утверждающие тесную связь пространства со временем и движущейся материей, явились приверженцами релятивистской концепции пространства и времени. Объектом постоянного внимания также была и остается проблема строения материи, единства ее дискретных и континуальных свойств, проявлений.

Полемизируя с атомистами, Аристотель утверждает, что пространство не может являть собой пустоту. Пустота – это отрицание материи. Действительно: описывая некую вещь, мы указываем на ее положение в пространстве. Как? Указанием на положение других вещей относительно нас интересующей. Пространство как бы «задано» материей. Разве можно объяснить такие понятия, как высота, ширина, длина, не ссылаясь на материальные объекты, этими свойствами обладающие? Нельзя – понятия просто потеряют смысл, если нет материальных объектов, имеющих длину, высоту и т. д. Следовательно, мыслить пространство как пустоту – неверно. Также невозможно помыслить движение в пустом пространстве, где существует симметрия исходных положений тел: движение просто не сможет начаться.
В общих чертах ход рассуждений Аристотеля таков.

Аристотель ввел в научный обиход термин «физика» для обозначения исследований природы, естественного, «учения о бытии материальном и подвижном». Природа в понимании Аристотеля есть совокупность физических тел, состоящих из вещества и находящихся в постоянном движении и изменении. Первооснове мира (у великого ученого это – материя) он дает два определения, отрицательное и положительное. В первом прочтении материя есть лишенность формы, нечто неопределенное. Во втором – возможность бытия. Таким образом материя разделена на первую, первоматерию, неопределимую, и последнюю, которая уже стала действительностью. Первоматерия обладает четырьмя основными свойствами: влажностью, сухостью, теплом и холодом. Добавлением одних качеств к другим вещества превращаются одно в другое. На эту идею Аристотеля, как мы увидим впоследствии, будут ссылаться средневековые алхимики.

Материя мыслится Аристотелем в неразрывной связи с движением. Здесь он опирался так же, как и в разработке проблемы первоосновы мира, на обширное наследие предшественников.

Проблема движения. В своем развитии в науке идея движения прошла
3 стадии, начало которых просматривается с античности.

Первая стадия разработки проблемы движения связана с решением проблемы существования движения. Здесь исследователи отвечали на вопрос: существует ли вообще движение? Какое состояние является абсолютным а какое относительным, если речь идет о движении и покое? Сторонниками абсолютности покоя и, таким образом, отсутствия движения, неизменности, постоянства окружающего мира в античной науке выступили представители элейской школы, элеаты (Зенон, Парменид). Исходя из предположения об абсолютной делимости пространства, они показывали, что любой путь, пройденный телом, может быть разбит на точки, в каждой из которых тело покоится, и движение в этом случае предстанет как бесконечная сумма состояний покоя, то есть как явление относительное. Как самостоятельное явление движение вообще невозможно – таков физический смысл рассуждений элеатов. Аргумент элеатов воспринимался достаточно серьезно вплоть до Нового времени, когда введением понятия «мгновенная скорость» были сняты физико-математические «неувязки» данного аргумента. Оппоненты элеатов, основоположники диалектики (родоначальник диалектики – Гераклит Эфесский) учили, что движение абсолютно, а покой есть состояние относительное.

Вторая стадия разработки проблемы движения в науке связана в ответом на вопрос: как происходит движение? За счет чего оно происходит? В античной диалектике механизм движения пытались описать Гераклит, Платон, Демокрит, Аристотель. По Гераклиту, универсальный механизм движения раскрывается через противоречия: их взаимодействие заставляет вещь изменяться, приводит в движение мир. Гераклитово философское прозрение оказалось весьма плодотворным в методологическом плане, в чем мы убедимся в ходе дальнейшего ознакомления с историей естествознания.

По Демокриту, атомы, различающиеся тяжестью, находятся в состоянии постоянного падения. Более тяжелые падают быстрее, создавая вокруг себя некие вихри, вовлекающие в движение менее легкие и легчайшие атомы. Такого рода движение приводит к образованию новых тел.

У Платона, который традиционно для древнегреческих авторов признает наличие четырех стихий (огня, воды, воздуха, земли), встречаем мысль об элементах стихий, различающихся по форме: элементы огня – тетраэдры, воды – икосаэдры, воздуха – октаэдры, земли – гексаэдры. Каждое тело состоит из различных элементов, и движение его определяется преобладанием того или иного вида последних. Определяется потому, что каждая стихия стремится занять свое место. Камень, содержащий большое количество элементов земли, на землю и падает, пламя костра, содержащее большое количество элементов огня и воздуха, устремляется вверх.

Аристотель выделяет четыре вида движения: увеличение-уменьшение, качественное изменение (превращение), возникновение – уничтожение, перемещение в пространстве. Главным Аристотелю представляется перемещение в пространстве, поскольку именно оно делает возможным остальные виды движения и может продолжаться вечно. Перемещение в пространстве, в свою очередь, бывает круговым, прямолинейным, смешанным. Вечное движение – движение круговое. Эта мысль основана на том, что в своей космологии мир, существующий вечно, Аристотель представлял имеющим форму шара. Описывая круговое движение, великий грек ввел в физику понятие «эфир», которому выпала долгая научная жизнь. По определению Аристотеля, эфир – это пятая стихия, делающая возможным бесконечное движение небесных тел. Для земных же тел естественными являются движения снизу вверх и сверху вниз. Поскольку они естественны, то продолжаются вплоть до насильственной остановки. Все другие виды движения вынуждены, и заканчиваются, когда исчезает вызвавшая их причина (например, вода перестает нагреваться, если снять котелок с огня). Обратите внимание: древнегреческие ученые понимают движение в универсальном научном смысле: как любое изменение.. Аристотель останавливается на проблеме причин движения. Их он выделает четыре: материальную, формальную, движущую, целевую. Две последние можно, по его мнению, вывести из первых и свести к ним.

На третьей стадии разработки проблемы движения ученые отвечают на вопрос о субстрате движения, носителе движения, объясняют, что движется, что является первопричиной всех изменений в мире. В конечном итоге проблема эта решается с философских позиций. Идеалисты считают первичными изменения духа (Бога, сознания человека, абсолютной идеи), соответственно все остальные движения – производными от этих изменений, а материалисты субстанцией всех изменений считают материю. Но данный спор находится за пределами естественнонаучной проблематики. Объект исследования физики, химии, биологии, географии, других естественнонаучных дисциплин материален.

В античной науке, где дифференциация знания еще только начинается, представлены различные варианты решения проблемы субстрата движения. Наиболее интересна двойственная позиция Аристотеля – позиция дуализма, – согласно которой первопричину движения нельзя мыслить только как материальную или только как идеальную. У Аристотеля для начала движения необходимы и материя, и форма.

Проблема живого. Древнегреческие ученые обратили внимание на специфичность целого ряда явлений окружающего их мира, на своеобразие мира растений и животных и не замедлили сделать его объектом размышлений. Эти размышления, в свою очередь, привели к идеям развития живого, специфики живого, возникновения живого, которые в дальнейшей истории естествознания развились в проблему эволюции органического мира, проблему происхождения живого и другие, составившие поле биологического исследования. О вкладе античных ученых в постановку и разработку названных проблем речь пойдет в следующих разделах учебника. Здесь отметим, что в античный период получила свое развитие концепция самопроизвольного зарождения жизни в трудах Эмпедокла, Гераклита, Демокрита, Аристотеля. В исследовании мира живого ярко проявился талант Аристотеля, выступившего первым систематизатором и классификатором животных и растений. В своих книгах «О частях животных» и «О частях растений» он высказал весьма оригинальные идеи о происхождении и строении различных видов животных. Он предположил, что особенности живого вызваны наличием энтелехии – особой силы, отсутствующей в вещах неживых и составляющей атрибут живых существ. А эти живые существа можно мысленно расположить в виде лестницы, начиная от самых примитивных и заканчивая человеком – самым совершенным, по мнению Стагирита, представителем живого.

Аристотелем заканчивается творческий период развития греческой натурфилософии.

Далее в доклассическом естествознании можно выделить период а нтичной математической физики (300–150 гг. до н. э.), который состоялся во многом благодаря поддержке, оказанной просвещенной властью исследователям природы. Мы имеем в виду Птолемея I Сотера, основателя научного центра в Александрии. Сюда, можно сказать, со всего света стекались ученые люди и научные знания. Своими изобретениями прославились александрийские механики Ктесибий, Герон, Архимед. Ими дано описание простейших механизмов: ворота, рычага, блока, клина, винта; изобретены термоскоп, зубчатая передача, усовершенствованы водяные часы. Архимедом проведен первый физический эксперимент и сформулирован первый в истории науки физический закон. В трудах александрийских ученых возникает первая научная дисциплина, ставшая впоследствии разделом физики – механика. А Ктесибий Александрийский, полагая воздух физическим телом, продвинулся по пути создания такого раздела механики, как пневматика.

Великий систематизатор математического знания Евклид пришел к идее сведения разрозненных утверждений относительно чисел и математических фигур в единую стройную систему и сделал это, создав знаменитые «Начала». Этот труд значим не только в истории математики, но и в истории естествознания в целом. Блестящий результат, полученный Евклидом, стимулировал ученых к применению его метода систематизации относительно знаний о нематиматических объектах: географических, астрономических и иных. Были созданы предпосылки процесса дифференциации научного знания.

Античной наукой в целом были сформулированы основополагающие географические идеи: шарообразности Земли, единства Мирового океана. Высказаны они были различными мыслителями – Пифагором, Парменидом, Филолаем, Аристотелем, а дальнейшее развитие получили в трудах александрийского ученого Эратосфена. Эратосфену удалось в ходе остроумного эксперимента измерить окружность Земли (ошибка была очень незначительной). Вдохновленный результатами эксперимента и идеей существования единого океана, омывающего Землю, Эратосфен полагал возможными кругосветные путешествия и оказался прав.

Велики также заслуги александрийских астрономов. В первую очередь, это Аристарх Самосский и Клавдий Птолемей. Аристарх (310–250 гг. до н. э.) первым пришел к идее гелиоцентризма. Он учил, что Солнце – центр Вселенной, вокруг него вращается Земля, вокруг Земли – Луна. Огромно расстояние между небесными светилами и Землей: огромно настолько, что движение Земли относительно них незаметно. Но прозрение Аристарха не было оценено коллегами. У каждой научной идеи – свое время. Во времена Аристарха геоцентризм был настолько удобен, настолько очевиден, что учение великого астронома было предано забвению. Фактически, Коперник открывал гелиоцентризм заново.

Птолемей (70–147) поставил перед собой задачу построить теорию видимого движения по небосводу Солнца, Луны и пяти известных тогда планет: Марса, Меркурия, Венеры, Юпитера, Сатурна. В системе Птолемея Земля – покоящийся шар, вокруг которого движутся названные светила. Главный труд Птолемея – «Большое математическое построение» (назван впоследствии «Альмагест» – величайший). Великий ученый собрал и обобщил все достижения древней астрономии. Он отверг пифагорейские и Платоновы представления о равномерных круговых движениях небесных тел, не принял аристотелевскую гипотезу о перводвигателе и множественности небесных сфер. Свою теорию Птолемей основал на применении тригонометрии и кинематической модели. Но принципиально птолемеевская система мира с неподвижной Землей в центре Вселенной мало чем обогатила науку. Она была слишком сложна, и создатель ее сетовал: «Легче, кажется, двигать самые планеты, чем постичь их сложное движение». Знаменитый ученый создал и практическое руководство по астрономии – «Тетрабиблиос». Еще один важный его труд – «География». В нем дано описание известных тогда стран и координаты многих городов. Среди сочинений Птолемея – книги по оптике, по теории музыки. Неустанное познание – вот страсть и смысл жизни великого ученого. Вдумайтесь в его слова: «Знаю, что я смертен, что дни мои сочтены; но когда я в мыслях неустанно и жадно прослеживаю пути светил, тогда я не касаюсь ногами земли: на пиру Зевса наслаждаюсь амброзией, пищей богов».

Птолемеем заканчивается античный период развития естествознания.

Подводя некоторые итоги, можем сказать, что в это время сформировались первые научные теории – геометрия Евклида и астрономия Птолемея. Сложились нормы, которым должны соответствовать теории, определились функции теории. Устанавливалось, что любая теория имеет базисную и выводную части. Основу базисной части составляют принципы (аксиомы), которые принимаются за наиболее общие истины постулативно или отвергаются без доказательства. Их можно проверить, в конечном счете, подвергая проверке на правильность всю теорию, на них построенную. Источником аксиом может являться общее мировоззренческое представление о мире или же обобщенный вывод из чувственного опыта. Кроме того, к базисной части относятся общие правила вывода, иными словами, логика и математический аппарат теории, а также правила интерпретации (эмпирического истолкования теоретических терминов) и правила определения теоретических терминов (те научные требования, которые должны быть соблюдены при введении нового термина). Выводную часть теории составляют теоремы, уточнения структуры, причин и законов изучаемых явлений, а также их описания, объяснения и предсказания следствий из них. Эти требования к научной теории сохранились до наших дней, став еще более строгими. В античном мире складывается не только стиль научного мышления – складывается стиль восприятия мудреца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.