Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты перехода от дикости к цивилизации




Цивилизации прошлого

Сравнение двух подходов к историческому процессу

Подход Достоинства (по мнению сторонников) Недостатки (по мнению критиков)
Формационный Он позволяет: Увидеть то общее, что было в историческом различных народов; Представить историю человеческого общества как единый процесс; Установить определенные законы исторического развития общества; Предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
Цивилизационный Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.) Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единых процесс исторического развития человечества в целом; Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Раскрытие понятия цивилизация через признаки:

Накопление в материальной и духовной жизни элементов, образующих преемственность в развитии общества;

Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества – благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы, присущие данной цивилизации.

Развитие общества на его собственной основе, на базе предпосылок, созданных трудом человека;

Развитие самого человека как результат развития цивилизации.

Предшествующую цивилизации эпоху различные мыслители называли по-разному. У Платона это «династия», у теоретиков общественного договора – «первоначальное состояние», у философов-просветителей – «дикость и варварство»

1. Для первобытности было характерно господство присваивающего хозяйства. Переход от древности к цивилизации ознаменовали революцией – человек научился жить не только за счет присвоения готовых продуктов природы, но – главным образом – за счет производства и воспроизводства материальных благ возникло присваивающее хозяйство. Это неолитическая революция. (7-5 тыс. лет назад) Человек по-прежнему зависит от стихии, но научился противопоставлять ей деятельность, которая позволила приспособиться к природным условиям и отчасти преодолеть их негативное воздействие. (Строительство мощных орасительных систем)

2. Изменился и тип связей людей в обществе, тип социальных связей. Первобытное общество было слабо дифференцировано. Люди коллективно трудились и коллективно распределяли добытое. Это было общество равных. С переходом к цивилизации общественная жизнь усложнилась. Появилось отчетливое неравенство людей и социальных групп по их положению в обществе. Выделились социальные группы, которые заняли господствующее положение в обществе. Они пользовались значительными преимуществами при распределении материальных благ и в управлении обществом. С другой стороны, образовались обширные социальные группы, положение которых было приниженным, подчиненным.

3. Постепенно формировалось и новое общественное явление – институт частной собственности.. Новые отношения частной собственности формировались медленно. Во многих цивилизациях частная собственность не получила значительного развития, ведущее место там занимали другие формы собственности, прежде всего государственная. Тем не менее возможность владения, пользования и распоряжения объектами собственности неизбежно вела к углублению социального деления, к имущественному и социальному неравенству.

4. Появился новый тип социальных отношений, связанных с возникновением определенных явлений политики, власти, государства. Государство утвердилось в качестве носителя политической власти в обществе.

5. Изменения произошли и в типах поселений людей в типах поселений людей. Возникли первые города. И стали военно-административными и торгово-ремесленными центрами в которых сосредоточились ремесла и торговля, органы государственной власти, органы государственной власти, военные функции.

6. Шаг вперед в отношении хранении и передачи информации: появились различные формы письменности

7. Зарождение науки, научных знаний.

8. Цивилизация выработала первые системы писаного права. Первобытностью правил устный обычай. Цивилизация узнала право как систему общеобязательных норм поведения, установленных и поддерживающих государственной властью

 

Традиционное общество. Понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные характеристики.

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье — голод, война и чума. Голод — самый жестокий: от него нет yKрытия. Зависимость человека традиционного общества от природы отражена в метафорах «земля-кормилица», «земля-матушка». Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Он малая толика (микрокосм) великого космического целого, мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) — таково требование самой жизни на грани природного и социального.

Отношение человека к предмету труда всегда предполагает его отношение к другому человеку. Присваивая этот предмет в процессе труда или потребления, человек включается в систему общественных отношений собственности и распределения. В феодальном обществе европейского средневековья господствовал тип социальной связи, основанной на подчинении и называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным сословиям феодального общества, — ступеням «феодальной лестницы». Европейский феодальный сеньор и азиатский деспот были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Так было и в России до отмены крепостного права. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиционное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества — отношение личной зависимости. Люди одного социального класса или сословия (крестьяне территориально-соседской общины, германской марки, члены дворянского собрания и т. п.) были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Крестьянская община, городские ремесленные корпорации сообща несли феодальные повинности. Крестьяне-общинники сообща выживали в неурожайные годы: поддержать соседа «кусочком» считалось нормой жизни. Народники, описывая «хождение в народ», отмечают такие черты народного характера, как сострадание, коллективизм и готовность к самопожертвованию. Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность, вошедшие в сокровищницу цивилизационных достижении человечества.

Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей другим людям или конкурирующей с ними. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что обжившийся в городе китайский крестьянин не порывал связи с сельской церковной общиной, а в Древней Греции изгнание из полиса и вовсе приравнивали к смертной казни (отсюда и происходит слово «изгой»). Человек Древнего Востока целиком подчинял себя клановым и кастовым стандартам социально-групповой жизни, «растворялся в них. Соблюдение традиций издавна считалось главной ценностью древнекитайского гуманизма.

Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Жесткость классово-сословных перегородок традиционного общества сохраняла его неизменным на протяжении всей жизни. В народе и по сей день говорят: «На роду написано». Присущее традиционалистскому сознанию представление о том, что от судьбы не уйдешь, сформировало тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. И. А. Гончаров с гениальной художественной прозорливостью запечатлел такой психо­логический тип в образе И. И. Обломова. «Судьба», т. е. социальная предопределенность, является ключевой метафорой древнегреческих трагедий. Трагедия Софокла «Царь Эдип» повествует о титанических усилиях героя избежать предсказанной ему страшной судьбы, однако, невзирая на все его подвиги, злой рок торжествует победу.

Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией — сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения воплощающих опыт предков. В традиционалистском сознании считалось, что «золотой век» уже позади, а боги и герои оставили образцы поступков и подвигов, которым следует подражать. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти — словом, все, что мы называем повседневной жизнью, воспитывалось в семье и передавалось из поколения в по­коление. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития.

Устойчивости традиционных обществ, многие из которых (особенно на Древнем Востоке) оставались практически неизменными на протяжении веков, способствовал и публичный авторитет верховной власти. Нередко она прямо отождествлялась с личностью властителя («Государство — это я»). Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь — наместник Бога на земле»), хотя истории известно немного случаев, когда глава государства лично становился во главе церкви (англиканская церковь). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Внеэкономическое принуждение к труду – способ соединения работника со средством производства в рамках отношений личной зависимости (рабовладение в древних обществах, крепостная зависимость в феодальную эпоху), предполагающей личную власть над работником, опирающуюся на прямое насилие.

Традиционное (аграрное) общество – общественная система, свойственная великим цивилизациям Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока) и европейским государствам средневековья; сохраняется также и сегодня в ряде государств Азии и Африки. Традиционное общество – это аграрное общество с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

Традиционное общество отличается следующим рядом признаков: 1) сравнительно низкой динамикой развития (изменения практически незаметны для внутреннего наблюдателя, а новшества оцениваюся отрицательно) и ориентацией на простое воспроизводство своих элементов через институт обычая; тип социального времени – циклическое время; 2) основой производства в традиционном обществе является земледельческий труд; в процессе труда используются примитивные орудия и простые механизмы (построенные по принципу соприкосновения частей и не подлежащие инженерному расчету); 3) способ соединения работника со средством производства – внеэкономическое принуждение к труду; слабо развиты меновые отношения; 4) социальная структура носит кастовый или сословно-иерархический характер с крайне слабо выраженной социальной динамикой и господством отношений личной зависимости; 5) политическая власть деспотична и рассматривается по аналогии с властью отцовской, патриархальной; 6) в ценностных ориентациях – господство безусловного признания первостепенной значимости общего над частным (человек традиционного общества не ощущает себя автономной личностью, противостоящей другим людям, но рассматривается как органическая часть «естественных» сообществ – своей семьи, деревни, локальной общины).

Становление индустриального общества. Глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья сформировали предпосылки нового типа цивилизационного развития — индустриального (капиталистического) общества. К их числу можно отнести особое понимание человека как активного и деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога, а также сформировавшийся в эпоху Просвещения культ человеческого разума, способного проникнуть в сокровенные тайны мироздания. Ученые продолжают дискуссии о том, какие причины оказали решающее воздействие на становление индустриального общества. К. Маркс усматривал главную причину возникновения капитализма в развитии производительных сил. «Ручная мельница дает нам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом», — утверждал он. Согласно марксистскому учению, как вы знаете, постоянно развивающиеся общественные производительные силы приходят в противоречие со сложившимися формами производственных отношений, т. е. отношении собственности и распределения. Тогда наступает эпоха социальной революции, разрушающей старые производственные отношения и устанавливающей новое, исторически изменчивое соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношении.

М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в Реформации, т. е. реформе традиционного христианства. В отличие от католицизма сторонники новой ветви христианской религии — протестантизма полагали, что только успехи в профессиональной деятельности могли засвидетельствовать избранность человека к спасению, к посмертному вечному блаженству. Широкое распространение в Европе протестантской этики с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующего с традиционалистским идеалами нестяжательства и благородной бедности, по мнению М. Вебера, сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе. Говоря о культурных истоках капитализма, М. Вебер вводил важное научное различие между производительным трудом, приносящим прибыль, и безудержной алчностью, страстью к обогащению любой ценой. Продуктивный капитализм, подчеркивал он, отрицает традиционное стремление к наживе, основанной на спекуляции, ростовщичестве, взятках, выигрыше в азартных играх, войнах, морском разбое и ограблении колоний. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности.

Наконец, французский историк Ф. Бродель усматривал предпосылки капитализма в торговле на дальние расстояния. Она зародилась в городах Средиземноморья еще в XI—XII вв. Первыми крупными центрами морской торговли поочередно становились средиземноморские города Амальфи, Генуя и Венеция. Торговля на дальние расстояния оказалась гораздо прибыльнее сельского хозяйства. Крупные денежные средства оседали в приморских городах. В них и возникали первые промышленные предприятия по обработке первичных продуктов ручного труда (обработка грубого сукна, выделка кожи, виноделие). Ф. Бродель показал, что центр новой индустриальной цивилизации неуклонно перемещался с юга на север вслед за смещением центров крупной морской торговли (Генуя, Венеция, Антверпен, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк). Индустриальное общество — это урбанизированное общество. Расцвет крупных городов – продукт индустриальной эпохи.

Все перечисленные социальные процессы (развитие общественных производительных сил, распространение протестантской этики с ее культом производительного труда, торговля на дальние расстояния) внесли свою ленту в становление и развитие капитализма. А потому каждое из приведенных объяснений содержит «момент истины», отражая отдельные стороны этого сложнейшего цивилизационного преобразования — становления индустриального общества.

Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Индустриальное общество — тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненные смыслов. Если в традиционном обществе любые новшеству маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.

Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), «эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений наук». Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.

Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.

Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человек, принес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознание индустриального общества замещается представлением об упорядоченной “системе природы”, управляемой естественными законами. Определение К.Марксом природы как “ неорганического тела человека” иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья., Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» — таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора — заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей — личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.

Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение обще­ства способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.

Если социальные отношения в традиционном обществе бывают непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично незнакомых друг с другом людей — социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако, в отличие от односельчан, городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ. вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.

Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются в XII—XIII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных, горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Экономическое принуждение к труду – способ соединения рабочей силы со средством производства, основанный на отношениях формального равенства (равенства перед законом) и свободе наемных работников, осуществляемый через рынок труда: лишенный собственности на средства производства и обладающий личной автономией работник продает свою рабочую силу для того, чтобы обеспечить себе средства к существованию; отношения найма рабочей силы оформляются через контракт. Социальные условия найма и степень реальной свободы работника зависят от конъюнктуры рынка труда, квалификации работника и уровня развития общества. На ранних стадиях развития капитализма эти условия порождают процесс абсолютного обнищания наемных рабочих; для развитого буржуазного общества характерно социальное партнерство работника и предпринимателя. (В цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора — заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества и человеческой свободы.)

Социальный контракт – форма общественной связи между людьми в индустриальном обществе в рамках обмена результатами деятельности и услугами, имеющая обезличенно-ролевой характер и закрепляемая в правовом договоре при формальном (юридическом) равенстве сторон.

Индустриализация – процесс создания производства, основанного на применении машинной техники, осуществленный в ходе 1-й и 2-й промышленной революции.

Техногенная цивилизация (индустриальное общество) – тип социальных систем, возникших в новое время в рамках развития капитализма, в которых все стороны жизни человека и общества структурно определяются применением машинной техники в рамках индустриального производства, а общественная динамика – процессом технического развития и научного прогресса.

Техногенная цивилизация отличается следующим рядом признаков: 1) постоянно ускоряющимся темпом изменений в области производства, использования природных ресурсов и природной среды, форм общественных отношений и самого человека; тип социального времени – перспективное «время-стрела»; 2) если социальные отношения в традиционном обществе были непосредственно общественными, то для индустриального общества характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи, которые приобретают характер безлично-ролевых отношений; наряду с этим универсальную форму приобретают отношения товарно-денежного обмена; 3) способ соединения работника со средством производства – экономическое принуждение к труду; 4) разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для личной автономии человека и социальной мобильности, социальная структура складывается из больших групп людей с подвижными границами – «классов» и «слоев» индустриального общества; 5) индустриальное общество – это урбанизированное общество; 6) в политической сфере характерна ориентация на строительство демократического правового государства; 7) в ценностных ориентациях – утверждение первостепенной значимости «прав и свобод личности», потенциально безграничных преобразовательных возможностей человека по отношению к природе и идеи прогрессивного наращивания инноваций и цивилизационных достижений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.