Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контролирующая беспомощность




Беспомощность в отношениях

Сверхобобщение

Беспомощность от непосильной задачи

Три типа беспомощности

Этот тип беспомощности возникает, если родители требуют, чтобы ребенок выполнил непосильную задачу. Преувеличенные родительские требования, которых ребенок не может оправдать, создают чувство беспомощности и замешательства. Они становятся стратегией, которую ребенок применяет, чтобы справиться с ситуацией. Например, родители требуют от трехлетнего ребенка, чтобы он сам сделал себе бутерброд. Наблюдатель создает беспомощность, которая затем возникает в любой ситуации, когда от ребенка чего-то требу-ют. Через много лет он чувствует замешательство, если его просят сделать какую-то работу. Внутренний ребенок постоянно ощущает себя некомпетентным и неадекватным под давлением непосильных требований безупречного совершенства. Наблюдатель спит, а внутренний ребенок снова и снова связывает любую задачу с беспомощностью.

«При этом способе искаженного мышления человек делает обобщение на основе единственного происшествия. Один-единственный отказ на танцах приводит к выводу: «Никто никогда не захочет танцевать со мной». Вы создаете обобщения, употребляя слова: все, каждый, никто, никогда, всегда».

Мак-Кей

В примере с бутербродом ребенок обобщает: «Я никогда не сумею ничего приготовить». Вместо того, чтобы учиться готовить, внутренний ребенок избегает приготовления пищи и требует от супруги, что бы она готовила всегда. Это ограничивает возможности взрослого здесь и сейчас.

Сверхобобщение часто проявляется в отношениях. Ребенок обнаруживает, что беспомощность – прекрасный способ избавиться от людей с их требованиями или заставить их заботиться о себе. Предположим, что ребенок, которого просят сделать что-то, ведет себя так, словно не в состоянии выполнить просьбу. Папа показывает ему, как надо это сделать. Затем мама просит ребенка заменить перегоревшую лампочку. Ребенок выглядит растерянным и беспомощным. Мама заменяет лампочку сама. Комик Билл Косби шутил, что папа знает, как вести себя по-дурацки, чтобы мама спасла его. На самом деле это внутренний ребенок в душе взрослого знает, как вести себя по-дурацки, чтобы мама все сделала вместо него.

Через какое-то время ребенок научается вести себя, выглядеть «ощущать себя беспомощным, чтобы другие позаботились о нем. Это состояние становится автоматическим и поддерживается социумов или семьей.

В четвертом виде беспомощности наблюдатель создает этот транс после нескольких взаимодействий с окружающими. У ребенка возникает иллюзия защиты и контроля над другими людьми. Он учится манипулировать окружающими посредством беспомощности. Ребенок замечает, что в ответ на некоторые слова и действия взрослые реагируют беспомощно и растерянно. Это помогает ребенку чувствовать себя всесильным, в то время как на самом деле он бессилен. Он чувствует перегрузку, растерянность и смущение, и поэтому решает смущать других, чтобы чувствовать себя всесильным.

В гештальт-терапии есть аксиома: «Поступай с другими так, как они поступают с тобой». Рассмотрим это на примере одного из величайших психотерапевтов Милтона Эриксона. Он был болен полиомиелитом и научился справляться с болью и развивать внутренние ресурсы, чтобы выжить. Затем он использовал эти метаресурсы, чтобы помочь множеству людей. Одно из величайших достижений Эриксона в области гипноза лежало в области беспомощности. Эриксон не только в совершенстве контролировал боль, но также мастерски вводил пациентов в состояние беспомощности. По мнению Джеффри Эейга, Эриксон, страдавший от полиомиелита, прошел через состояние глубочайшей беспомощности, бессилия, хаоса. Затем он использовал это состояние и заставлял других испытывать то, что испытывал сам: ввергал их в состояние беспомощности. Однако он применял этот метод, чтобы помочь людям обойти преграды, выстроенные сознанием, и почувствовать себя могущественными и всесильными. Эриксон тоже чувствовал себя всесильным, вводя других в состояние беспомощности. Это помогало ему справляться с собственным бессилием: он был наверху, а другие – внизу. Творческий гений Эриксона помог ему использовать собственное бессилие, чтобы сделать сильнее других и самого себя.

Если же беспомощность создается автоматически, чтобы справиться с чувством бессилия, человек начинает ощущать изоляцию, отчуждение, непонимание и одиночество, так как ему приходится поддерживать чувство беспомощности у окружающих, чтобы сохранить над ними власть и контроль.

Часто слишком интеллектуализированные личности используют эту стратегию. Один мой пациент постоянно смущал и обескураживал своих родителей и родственников, чтобы контролировать их. Люди, которым хочется постоянно быть выше других, находятся в этом трансе. Так они сопротивляются чувству бессилия, испытываемому внутренним ребенком. Они используют эту стратегию, чтобы не чувствовать себя ниже всех остальных. Этот способ работает, однако одиночество – слишком высокая плата за сохранение контроля, особенно если контролировать хочет не взрослый, а внутренний ребенок, который не имеет иного выбора. Взрослый в это время страдает из-за транса внутреннего ребенка, не понимая, почему он отталкивает окружающих. Такова власть темной стороны внутреннего ребенка.

Следующий шаг:
Как справиться с беспомощностью

1. Войдите в состояние беспомощности

Позвольте себе стать совершенно беспомощным и продолжайте создавать это состояние. Главное в этом процессе: 1) продолжать глубоко дышать и осознавать, в какой части тела появляется напряжение; 2) напрячь все тело, продолжая при этом дышать. Это поможет осознать, как чувствует себя все тело, когда оно целиком находится в состоянии беспомощности. Намеренное изучение и создание беспомощности пробудит наблюдателя.

2. Различайте

Как и другие трансы, беспомощность ощущается, как плотная недифференцированная масса. Детально изучите беспомощность и опишите ее с помощью различных прилагательных: светлая, темная, прозрачная, плотная, сухая, влажная и т.д. Это способствует лучшему пониманию собственных чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.