Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минусы социализации и что с этим делать




В широком смысле слова понятие социализация (лат. - socialis) означает развитие человека как социального существа, становление его как личности.По сути, социализация - это процесс вхождения индивидов в общество через различные сообщества, коллективы, группы благодаря усвоению норм, идеалов, ценностей путем воспитания и научения.

Социализация касается процессов, благодаря которым люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом, а также качеств, которые индивид приобретает в этом процессе.

Социализация является чрезвычайно важным процессом как для общества, так и для отдельных людей в частности. В ходе его не только человек приобретает качества, необходимые ей для жизнедеятельности в обществе, но и происходит становление всего социального опыта человечества. Социализация обеспечивает преемственность исторического развития.

Несоциализованих людей не бывает. Асоциальное поведение - результат упущений в ходе социализации.

Теория социализации должна установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества.

Анализ сущности социализации, ее закономерностей, направленности и т.д. является очень важными для теории и практики управления социальными процессами.

Знание закономерностей и механизмов процесса социализации личности нужно для создания методологических основ организации системы воспитания, которая способна была бы в ситуации быстрых социальных изменений управлять условиями формирования личности как теми формами деятельности, в которые включается человек на основе потребностей социально-экономического развития общества и потребностей самореализации личности в процессе освоения других сфер человеческой жизнедеятельности.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, принадлежащих к различным теоретическим школам и направлениям, работают в области социальной, детской психологии и психологии личности.

Социализация вообще - процесс, благодаря которому индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувственность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Можно встретить следующие трактовки понятия «социализация»:

1.Социализация - это жизненный опыт. Однако зачастую этот термин используется в отношении процессов, благодаря которым ребенку внушаются ценности общества и его собственные социальные роли.

2. Процесс взятия государством под свой контроль услуг, промышленности и других институтов общества в пользу (вымышленную) всех членов.

3. В индустриальной (организационной) психологии - процесс, благодаря которому новый член организации учится адаптироваться к нормам этой организации и ролям, т.е. ориентироваться.

4.Соответствующие результаты любого из вышеуказанных процессов.

Некоторые авторы рассматривают социализацию как закономерность антропогенезу (С.С.Батенин), говорят также и о социализации природы (Н.Калайков).

В плане филогенеза процесс социализации распространяется на всю историю развития человечества. Это развертывание родовой сущности человека, не ограничено во времени, вхождение в социальную среду, приспособления к ней, которое вынужден повторять каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего развития.

В онтогенезе социализация определяется как процесс овладения индивидом социальным опытом путем усвоения определенной системы социальных норм, ролей и культуры, превращение ребенка в активного участни-ка общественной и культурной жизни.

Поняття «соціалізація особистості в дошкільному дитинстві» І.П.Рогальська визначає як процес становлення дитячої особистості у її взаємодії із соціальним світом на основі порівневого входження дитини в систему соціальних зв’язків, активного освоєння соціокультурного досвіду через її суб'єктивне пізнання суспільного довкілля та конструювання образу соціального світу.

- С.А.Козловой социализация рассматривается в триединстве ее проявлений:

- адаптация к социальному миру;

- принятие социального мира как данности;

- способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

Названные позиции, три взгляда на сущность и процесс социализации не могут рассматриваться ни как самостоятельно существующие, ни как этапы развития. «Они могут рассматриваться лишь как триединый процесс, исходно обеспечивающий определенный тип личности». При этом воспитание малыша с момента его вхождения в социальный мир «должно быть ориентировано на третью стадию социализации: ребенок не станет преобразователем мира, если исходно не создаются условия для того, чтобы он им становился».

Социализация делает ребенка - человеком, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумного винтика, массовую личность, живующую и думающую по шаблону.

В социализации есть две стороны: что внушает (вставляет ребенку) общество и что делает с этим ребенок.

Если в обществе - культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья) другие, с установками например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким, малотворческим установкам.

С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться (в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.

 

6. Основні концепції соціалізації особистості.

В изучении социализации выделяются следующие направления.

Это, прежде всего, биогенетический подход, теоретическим основанием которой выступают эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая теория Э. Геккеля.

Все биогенетические теории исходят из того, что развитие личности определяется биогенетическими факторами и, следовательно, многочисленные типы социального поведения обусловлены генетически. Социокультурных условия лишь определяют темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияют на их наличие - развитие является созрел-вание согласно внутреннему плану.

Одним из самых влиятельных представителей данного направления был американский исследователь Дж. Стенли Холл. Согласно его теории рекапитуляции, онтогенез повторяет филогенез, то есть каждый человек в своем развитии проходит те стадии, что и человечество в ходе эволюции. Дж.С. Холл выделил четыре основных этапа решения:

1) этап бессловесный (ребенок подобен животным)

2) детство (воспроизводится период охоты и земледелия),

3) подросток (соответствует началу цивилизации, поскольку ребенок способен к обучению и подчиняется дисциплине)

4) юность (отражает переходную эпоху, период "бури и натиску", зарождения современной цивилизации - человек характеризуется плохой адаптацией и эмоциональной нестабильностью).

Социогенетический подход объединяет большое количество етнопсихологичних, социально-психологических теорий и эмпирических исследований (Р. Бенедикт, М. Мид). Главный тезис подхода состоит в том, что разные типы личности является продуктом различных культур. Культура при этом играет роль стандартизации: интегрированы в личности социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом) ощущения, мышления и действий. Социализации играет интегрирующую функцию: на основе стандартов социального мышления и действий у человека формируется чувство принадлежности к данной социокультурной общности.

Социокультурные условия определяют направление развития ребенка. Главным результатом социализации является адаптация человека к культуре, в которой она живет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.