Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа дисциплины




ЗАЧЕТ

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ИТОГОВОГО ТЕСТА

Как отдельная наука логика сформировалась:

а) в античности;

б) в средние века;

в) в период Нового времени.

 

Понятие – это форма мышления, отображающая:

а) способы воздействия на предмет / группу предметов;

б) существенные признаки предмета / группы предметов;

в) практическую ценность предмета / группы предметов.

 

«Все учебные предметы делятся на общие, специальные и интересные» – в данном случае нарушено правило:

а) деление должно производиться по одному основанию;

б) деление должно быть соразмерным;

в) деление должно быть непрерывным.

 

Простым атрибутивным суждением называется суждение, в котором:

а) утверждается или отрицается наличие связи между предметами;

б) утверждается или отрицается существование предмета;

в) утверждается или отрицается принадлежность предмету определенных свойств.

 

Суждения «Никто не безгрешен» и «Некоторые люди безгрешны» находятся в отношениях:

а) противоречия (контрадикторности);

б) противоположности (контрарности);

в) частичного совпадения (субконтрарности).

 

В традиционной (формальной) логике индуктивным называется умозаключение:

а) от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности;

б) от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности;

в) о принадлежности предмету некоторого свойства на основании сходства этого предмета с другим предметом по ряду существенных признаков.

 

Согласно правилам терминов, простой категорический силлогизм должен содержать только:

а) два термина;

б) три термина;

в) четыре термина.

 

Если подойдет автобус, то я успею к началу занятий.

Подошел автобус.

Я успею к началу занятий. – это дедуктивное умозаключение является:

а) условно-разделительным;

б) условно-категорическим;

в) разделительно-категорическим.

 

Аргументация – это совокупность логических приемов:

а) доказательства тезиса;

б) опровержения тезиса;

в) доказательства и опровержения тезиса.

 

Если между доказываемым тезисом и аргументами не существует логической (необходимой) связи, то допущена ошибка:

а) по отношению к тезису;

б) по отношению к аргументам;

в) в демонстрации.

 

Логика – это наука:

а) о способах разыскания истины;

б) о законах правильного мышления;

в) о формах чувственного познания.

 

Взаимосвязь между объемом и содержанием понятия подчинена закону:

а) обратного отношения;

б) прямой пропорциональности;

в) диалектического отрицания.

 

Определение – это логическая операция:

а) перехода от родового понятия к видовому;

б) раскрытия содержания понятия;

в) раскрытия объема понятия.

 

«Есть божество, [что лепит нашу волю]» – это высказывание:

а) является простым атрибутивным суждением;

б) является простым экзистенциальным суждением;

в) не является суждением.

 

Суждение «Если хочешь быть здоров – закаляйся» является:

а) сложным дизъюнктивным (разделительным);

б) сложным конъюнктивным (соединительным);

в) сложным импликативным (условным).

 

В традиционной (формальной) логике дедуктивным называется умозаключение:

а) от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности;

б) от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности;

в) о принадлежности предмету некоторого свойства на основании сходства этого предмета с другим предметом по ряду существенных признаков.

 

Сокращенный категорический силлогизм, в котором пропущена одна из посылок называется:

а) энтимема;

б) эпихейрема;

в) сорит.

 

Можно погулять, или почитать книгу.

Не буду читать книгу.

Следовательно, я пойду гулять – это дедуктивное умозаключение является:

а) условно-разделительным;

б) условно-категорическим;

в) разделительно-категорическим.

 

Демонстрацией называется:

а) формулировка тезиса;

б) формулировка аргументов;

в) способ логической связи между тезисом и аргументами.

 

Какой из перечисленных приемов ведения спора не является допустимым:

а) захват инициативы;

б) возложение бремени доказывания на оппонента;

в) апелляция к интересам аудитории (публики).

 

Предметом логики является:

а) мотивационная основа мыслительной деятельности;

б) закономерности становления мышления;

в) мышление как средство познания.

 

Содержанием понятия называют:

а) способы его образования;

б) совокупность отображаемых признаков;

в) совокупность обозначаемых предметов.

 

Понятия «молодежь» и «молодежный сленг» находятся в отношениях:

а) перекрещивания;

б) подчинения;

в) несовместимости.

 

«Скажи, читель-лжец, [мой брат и мой двойник]» – это высказывание является:

а) простым суждением с отношениями (релятивным);

б) простым атрибутивным суждением;

в) не является суждением.

 

Суждение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» является:

а) общеотрицательным;

б) общеутвердительным;

в) частноутвердительным.

 

Умозаключением по аналогии называется умозаключение:

а) от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности;

б) от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности;

в) о принадлежности предмету некоторого свойства на основании сходства этого предмета с другим предметом по ряду существенных признаков.

 

Сорит – это:

а) сокращенный категорический силлогизм;

б) сложный категорический силлогизм;

в) сокращенный сложный категорический силлогизм.

 

Дилемма – это разновидность:

а) условно-разделительного умозаключения;

б) условно-категорического умозаключения;

в) разделительно-категорического умозаключения.

 

Подмена тезиса является нарушением:

а) закона непротиворечия;

б) закона тождества;

в) закона достаточного основания.

 

Софизмом называется:

а) непреднамеренная логическая ошибка;

б) преднамеренная логическая ошибка;

в) рассуждение, в котором доказывается и истинность, и ложность некоторого суждения.

 

 

На основную форму контроля итоговых знаний, полученных в освоении дисциплины «Логика» выносятся следующие теоретические вопросы и практические задачи из курса решаемых на практических занятиях:

вопросы к зачету по курсу

1. Мышление как предмет изучения логики. Мышление и рассуждение. Мышление и познание.

2. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Понятие знака и основные семиотические аспекты языка.

3. Логическая форма и логический закон. Формальная правильность и истинность.

4. Основные законы логики: их содержание и применение.

5. Логика и другие науки о мышлении. Место и значение логики в процессе познания.

6. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

7. Признаки и виды признаков, отраженных в понятии.

8. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношения рода-вида, класса-подкласса-элемента класса.

9. Ограничение и обобщение понятий.

10.Логические виды понятий по объему и содержанию.

11.Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями. Круги Эйлера.

12.Возможность операций над классами понятий: объединение, пересечение. Языковая интерпретация операций.

13.Возможность операций над классами понятий: вычитание, образование дополнения. Языковая интерпретация операций.

14.Операция деления понятий. Логическая структура и виды деления.

15.Правила и ошибки деления. Классификация и ее виды.

16.Операция определения понятий. Виды определений.

17.Логическая структура, правила и ошибки в определении.

18.Приемы сходные с определением понятий.

19.Суждение как форма мышления. Виды суждений. Суждение и предложение.

20.Простое суждение, его структура. Деление суждений по характеру предиката.

21.Простые категорические суждения, их деление по качеству и количеству.

22.Распределенность терминов в простом категорическом суждении.

23.Отношения между суждениями по логическому квадрату.

24.Сложное суждение. Логические союзы и их семантика.

25.Понятие об исчислении высказываний. Табличное определение значения сложного высказывания.

26.Модальные суждения. Виды модальностей.

27.Деонтически-правовая оценка поступков человека.

28.Понятие умозаключения. Логическое следование. Структура умозаключения.

29.Виды умозаключений. Дедукция. Индукция. Аналогия.

30.Дедуктивные непосредственные умозаключения: превращение, обращение.

31.Дедуктивные непосредственные умозаключения: противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

32.Дедуктивные опосредованные умозаключения: простой категорический силлогизм, его структура, аксиома силлогизма.

33.Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила фигур.

34.Правила терминов и посылок простого категорического силлогизма.

35.Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

36.Полисиллогизмы, их виды. Логическая структура полисиллогизмов.

37.Сорит. Эпихейрема.

38.Условные и условно-категорические силлогизмы. Модусы и условия достоверности условно-категорических силлогизмов.

39.Разделительные и разделительно-категорические силлогизмы. Модусы разделительно-категорического силлогизма.

40.Условно-разделительные силлогизмы и их виды.

41.Понятие недедуктивных (правдоподобных) умозаключений.

42.Индуктивные умозаключения. Понятие полной и математической индукции.

43.Неполная индукция и ее виды. Условия повышения вероятности вывода. Статистическая индукция.

44.Индуктивное определение причинной связи между явлениями. Методы установления причинной связи явлений.

45.Умозаключение по аналогии, его виды. Условия повышения степени правдоподобия выводов по аналогии.

46.Понятие научной проблемы. Общие принципы постановки и разрешения проблемы.

47.Вопрос как логическая форма постановки проблемы, структура и виды вопросов.

48.Гипотеза как форма развития знания. Логическая структура гипотезы.

49.Основные принципы, методы и этапы формирования гипотезы. Проблема верификации и фальсификации гипотез.

50.Подтверждение и опровержение гипотез.

51.Понятие доказательства. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

52.Виды доказательств: прямые и косвенные, прогрессивные и регрессивные, дедуктивные и индуктивные.

53.Понятие опровержения. Опровержение тезиса, аргументов, демонстрации. Виды опровержений.

54.Требования, предъявляемые к доказательствам и опровержениям.

55.Основные ошибки в доказательстве и опровержении.

56.Парадоксы, паралогизмы и софизмы.

 

Критерии оценки знаний студентов на зачете:

· «зачтено» – полный ответ на теоретический вопрос, правильное выполнение практического задания с пояснением хода выполнения;

- неполный (но не требующий значительных дополнений) ответ на теоретический вопрос и правильное выполнение практического задания с пояснением хода выполнения, а так же ответ на уточняющие дополнительные вопросы преподавателя;

· «незачтено» – частичный или неточный ответ на теоретический вопрос, либо отсутствие ответа на теоретический вопрос, невыполнение практических заданий.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Схемы, слайды, компьютерные презентации находятся в учебно-методическом кабинете кафедры философии КемГУ 2 корпус 311 аудитория и в учебно-методическом кабинете юридического факультета.

В учебно-методическом кабине кафедры философии для самостоятельного изучения есть печатный вариант:

«Понятие и суждение как формы мышления». Учебно-методическое пособие по логике в 4х частях. Ч.1. – Кемерово, 2005г.-42с.

«Дедуктивные умозаключения». Учебно-методическое пособие по логике в 4х частях. Ч.2. – Кемерово, 2005г.-48с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030900 «Юриспруденция» по специальности бакалавр юриспруденции.

 

Автор д.филос.н, доцент Грицкевич Т.И.____

Рецензент (ы) _________________________

 

Рабочая программа дисциплины
обсуждена на заседании кафедры философии

 

Протокол №   от «   »     г.

Зав. кафедрой ________________________ профессор В.П.Щенников
(подпись)

 

 

Одобрено методической комиссией юридического факультета

Протокол №   от «   »       г.

Председатель ________________________ Ф. И. О
(подпись)

 

 

ЛОГИКА

Цикл _____________________ ГСЭ _________________________________________

ГСЭ - общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины; ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД – общепрофессиональным дисциплины; ДС – дисциплины специализации; ФТД – факультативы.

 

Специальность: 021100 «Юриспруденция»

(номер специальности)

 

Принята на заседании кафедры _ социальных и гуманитарных дисциплин ___

название кафедры

(протокол № _____ от «_____» _____________ 200__ г.)

Заведующий кафедрой ____ (Ишкинеева Ф.Ф.)

Утверждена Учебно-методической комиссией ______________________________

название факультета

факультета КГУ (протокол № _____ от «____»____________ 200__ г.)

 

Председатель комиссии

_____________________________ (И.О.Фамилия)

 

Рабочая программа по курсу «Логика» предназначена для студентов 1 курса юридического факультета дневного и заочного отделений по специальности «Юриспруденция»

 

 

Автор: Габдуллина Л.Б. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин.
АНОТАЦИЯ КУРСА:

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение курса «Логики». Студент, завершивший изучение данной дисциплины должен:

1. понимать цель и задачи курса «Логики»; знать основные термины;

2. обладать теоретическими знаниями об истории развития логики; логических формах; законах логики;

3. приобрести навыки в формулировании достаточно простых логических структур; использовании логических законов в практической деятельности будущего специалиста.

Объем дисциплины и виды учебной работы. Очная и заочная формы обучения, 1 семестр – экзамен.

№п/п Виды учебных занятий Количество часов
Очное отделение На базе среднего На базе высшего
1. Всего часов аудиторных занятий      
2. Лекции      
3. Семинары (практич. занятия, лабораторные занятия)      
4. Всего часов по дисциплине      

 

Содержание дисциплины




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.