Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инициаторы и их мотивы




К инициаторам создания нового газового картеля причисляют Россию и Иран - лидеров по запасам и экспорту газа (Россия занимает первое место в мире по запасам газа - 47 трлн. куб. м, Иран - второе место, 26 трлн. куб. м). Некоторые наблюдатели включают в число лидеров и Алжир. Вместе эти страны владеют 60% мировых запасов природного газа.

В первой шестерке кандидатов - четыре страны - производителя газа, входящие в МЭА: Канада, Великобритания, Норвегия, Нидерланды. И здесь кроется основное отличие от нефтяного ОПЕК: Россия и четыре страны, входящие в МЭА, - не только производители, но и крупные потребители собственного газа. Их экономики заинтересованы в низких ценах на энергоносители для собственного потребителя. Но двойной стандарт цен противоречит принципам мировой экономической интеграции.

Разумеется, в России эти «ножницы» между внутренними и экспортными ценами имеются, и определенный период сохраняются, хотя и идут споры об их правомерности. Хорошо известно, что низкие внутренние цены дают негативные стимулы энергетической эффективности, снижая конкурентность отечественной промышленности, но также препятствуют росту газового экспорта. И это ключевой момент для реформирования газовой отрасли и российской экономики в целом.

Поскольку целью новой организации - «газового ОПЕК», как и любого иного картеля, является усиление контроля над поставками сырья на рынок и повышение доходов от его продажи, ее интерес будет реализован в повышении цен на газ, тем более в данной ситуации учитываются и геополитические интересы основных производителей.

Природа газовой отрасли такова, что в экономически развитых державах большая часть газа производится и потребляется в одном и том же месте, по крайней мере, это справедливо для США, России и Великобритании, в которых 65-85% газа потребляется в стране. Поэтому с точки зрения экономики рынка газа не должно быть какой-то значительной разницы между стратегией России, США или Великобритании.

Если исходить из такой логики, то на долгосрочную перспективу Россия не может быть заинтересована в повышении цен: российские потребители уже сейчас закупают 70% российского газа. Пока цена газа в России низка, но со временем она достигнет мирового уровня из-за обязательств в рамках вступления России в ВТО. Разница между российскими и европейскими ценами на газ будет равна лишь стоимости транспортировки. Напротив, ведущие страны - члены нефтяного ОПЕК сами потребляют лишь незначительную часть произведенной нефти. Их заинтересованность в высокой цене почти абсолютна и лишь опосредованно ограничивается через цену импорта потребительских товаров. Тем более что эти страны Аравийского полуострова относительно мало населены. В этом основное отличие действующего нефтяного и проектируемого газового картеля.

Показательно, что европейская система энергоснабжения уже сейчас зависит от стран - поставщиков газа в более высокой степени, чем даже от нефтяного картеля ОПЕК.

Производство газа в Европе прошло свою пиковую стадию, поэтому ЕС импортирует 40% потребляемого природного газа, при этом более 32% от всего импорта газа - российского происхождения. Прогнозируемый рост спроса в Западной Европе в период до 2025 года составляет в среднем 2,4% в год. Иными словами, в 2025 году спрос может достичь 730 млрд. куб. м против 420 млрд. куб. м в 2001 году. Доля импорта при этом повысится с 40 до 70%, что еще более усилит зависимость Европы от поставок газа, который сейчас рассматривается в качестве энергоресурса, способного диверсифицировать и улучшить баланс энергопотребления стран ЕС. Но для этого нет необходимости создавать какие-либо картельные объединения.

Цели Евросоюза в развитии экономик стран-участниц достигаются при условии либерализации ценообразования. Конкурируют два пути: применение традиционного механизма конкурентного рынка, отражающего издержки производства, и образование газового картеля по аналогии с ОПЕК. Поскольку нехватка энергоносителей восполняется странами ЕС за счет импорта, то Россия в течение 15-20 лет останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов в Евросоюз и на мировой рынок. Естественными конкурентами нашей страны выступают страны Прикаспия и Иран, которые спроектировали собственную систему транспорта газа в Европу по «южному ходу» через Турцию и Ближний Восток.

Растущая зависимость от газового импорта вылилась в принятие ряда документов ЕС, призванных обеспечить потребителям право свободного выбора; с 1 июля 2007 года таким правом должны пользоваться все потребители стран ЕС без исключения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.