Формирование синто Синтоизм сложился в VI — VII вв. Термин «синто» («путь богов») появился в средневе- ковье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сложный путь формирования систе- мы синтоистских культов, в которую вошли божества племен Север- ного Кюсю, пришедших в Центральную Японию, и боги обитавшего здесь аборигенного населения.
Местные боги были потеснены, верховным-божеством стала «сол- нечная» богиня Аматэрасу, «создавшая» японские острова и отправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало «бо- жественной» императорской династии.
Первостепенное значение для древнего японца имели родовые бо- жества— «удзигами» («удзи» — род, «ками» — божество). В функции «удзигами» входило охранение рода, покровительство жизни и разно- образной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое значение имели божества — повелители природных стихий: землетря-
сений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая го- ра, холм, лес, река, водопад имели своего ками — бога-охранителя, сила действия которого, распространялась именно на этот район и, как правило, здесь превышала возможности главных божеств синтоистско- го пантеона.
В культе богини Аматэрасу три «божественные» регалии — зерка- ло, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции, богиня солнца передала их своему внуку Ниниги, отправляя его на землю с наставлением — освещать весь мир и править им, покоряя непокорных. Возникла также приспособленная к жизненной практике трактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало — символ честности, яшмовые подвески — сострадания, меч — мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности импе- ратора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище в Исэ — Исэ дзингу (основано, по-видимому, в конце VII в.). Исэ дзингу считается, святилищем Аматэрасу, где отправляется ее культ как верховного божества и божества-прародителя императорского до- ма, а через него и всех японцев.
Синкретизация В конце V — начале VI в. в Центральной Японии усилилась, борьба между главами
родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне- феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла во взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ с жреческим — Накатоми. В стремлении к власти Сога использовали иноземную религию — буддизм. Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья- Муни, однако сведения о буддизме были известны населению Ямато гораздо раньше.
В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи культа Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде цар- ской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое «неземное», «божественное» происхождение. Стремлению к власти родовых кланов в полной мере соответствовала этическая программа конфуцианства с ее четким иерархическим делением общества и стро- гой фиксацией в нем места и обязанностей каждого. Особое внимание японца привлекал в конфуцианской этике принцип сыновней почтительности и сыновнего долга — для низших слоев этот принцип однозначно реализовывался в культе предков, для высших столь же однозначно — в беспрекословном и всеобъемлющем подчинении под- данных «божественной» династии правителей.
Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретном воспроизведении на японской почве заимствованных с материка го- сударственных институтов, но в борьбе за власть для Cora приоритет приобрел буддизм. После победы дома Сога в 587 г. начинается широкое распространение буддизма, строятся многочисленные буддийские монастыри и храмы, им предоставляются земли, рабы, вы- деляются значительные средства из казны.
Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами, что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелить от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охраните- лем какой-либо местности, деревни и т, д. В обширном пантеоне синтоизма к этому времени появилось деление богов на «небесных и земных», отражающее стремление царей Ямато укрепить свой религиозный престиж: «небесные» боги, проживающие в «Небесной- стране», объявлялись прародителями царского дома, «земные» — пра- родителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхисаттвы естественно вошли в этот пантеон как новые боги. В то же время сфера отношений разных слоев населения и природы принадлежала синто. Синто, возникшее как религиозная практика земледельческой общины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм же имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно к личности. Местные верования и буддизм поделили между собой жизненную практику японца: светлые радостные события — рождение, вступление в брак — остались в ведении родовых богов, возглавляемых «солнечной» богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как сквер- на, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения», «спасения в раю Будды»..
Так постепенно происходило слияние двух религий — синкретизм, в японской терминологии «рёбусинто» — «путь буддизма и синто». Не- маловажное значение имела правительственная деятельность, оказы- вающая официальную поддержку местным культам. В кодексе законов «Тайхорё» (701) отмечалось создание специального ведомства дзингикан (Управление по делам небесных и земных божеств), в функции которого входила синтоистская обрядность во время государ- ственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупных государственных святилищ. Другим способом поддержки взаимо- действия двух религий были правительственные указы о местных ками
— как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку происходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой глав- ной и сокровенной церемонии, как «вкушение плодов нового урожая»,
—на нее приглашаются буддийские монахи. Показательно и соору- жение громадной статуи будды Вайрочаны при строительстве храма Тодайдэи в Нара, когда перед началом работ испросили «совет» у Ама- тэрасу. Местные синтоистские боги «подсказали» место на севере стра- ны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото. Но
высшей формой религиозного синкретизма являлась концепция «хондзи суйдзяку», согласно которой божества синтоистского пантеона могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв. Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением будды «Бриллиантового света» Вайрочаны.
Тэнноизм Этапом развития синто стало возникновение концепции «Исэ синто», главной целью кото- рой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ, особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261 — 1281). Тогда небывало возрос культ «обитавшей» в Исэ «пра- родительницы» императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощь своим потомкам —божественный ветер «камикадзе», дважды разметав флот нападающих, отвратил угрозу. Развитие «Исэ синто» во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допуска- ющего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния. Это отражало общую ситуацию в стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришло военно-феодальное дворянство (самураи), фактически сделавшее власть императорского дома номинальной, ограничив ее сферой культа синто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1533 — 1572), боровшийся за объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонения себе как ками. Обожествлен был ц его сподвижник диктатор Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598). По завещанию сегуна (главы военно-феодаль- ного правления) Токугава Изясу надлежало построить несколько святилищ и часовню для поклонения его духу.
В период правления токугавской династии (1603 — 1687) различные течения конфуцианства обогащали синто этическими иде- ями, создавая широкую основу для активизации синто — конфуциан- ского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу на историческом материале обосновать культ и институт императорской власти. Опираясь на древние мифологические своды, эти школы раз- вернуто и скрупулезно излагали идею достоверности происхождения и действий божественной династии японских императоров, под- черкивали роль «тэнно» (императора) как источника и носителя «национальной» самобытности. Возрождалась забытая мудрость древ- него «Пути» — «мити» (кит. «дао») Японии, восстанавливался «синто древности» («фукко синто»).
Идеи защиты императора, реставрации императорской власти стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение системы сёгуната.
Открытие страны в середине XIX в. после двух с половиной веков затворничества и появление иностранцев, поток западной культуры,
хлынувший в страну, углубили кризис феодального общества и ухудшили положение большинства населения. Лозунг «сонно дзёи» («почитание императора, изгнание варваров»), выдвинутый учеными школы Мито в начале XIX в., прежде всего ее видным представителем Аидзава Сэйсисай (1781 — 1863), нашел отклик и поддержку в разных социальных слоях, в том числе в оппозиционных кругах самурайства. Антииностранное и антисёгунское движения сомкнулись под одним ло- зунгом. Многотысячные выступления против сёгуната были начаты паломниками в синтоистские святилища осенью 1867 г. и стали первым этапом буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868).
Завершение борьбы, приведшей к крушению системы сёгуната и реставрации императорской власти, означало выбор нового пути — мо- дернизацию страны, трансформацию всей общественной жизни, в том числе и сферы религиозного сознания. Однако для выполнения пос- тавленных задач новым правительственным органам приходилось считаться с исторически сложившейся традиционной структурой национального общественного организма, в том числе и спецификой самобытной культуры. Оптимальным представлялся принцип «вакон ёсай» — «японский дух, европейские знания».
В марте 1868 г. был опубликован указ о возвращении к единству системы религиозного ритуала и управления государственными делами (единству религии и политики). Был восстановлен дзингикан — Уп- равление по делам небесных и земных богов; 660 год до н. э. — дата восшествия на престол императора мифологического периода японской истории Дзимму — объявлен началом летоисчисления от «основания Японской империи». Одновременно для повышения религиозного и политического авторитета императорского дома стала восстанавливать- ся древняя синтоистская обрядность. Культ императора — тэнноизм — стал центром государственного синто, фактически заменившего мно- жество богов одним «живым богом». Теоретическим обоснованием тэн- ноизма стал сложный комплекс понятий — «кокутай» (в приблизительном переводе «национальная сущность», в дословном — «тело государства»). Компоненты кокутай — это «божественное» происхождение японцев и их государства, непрерывность в веках импе- раторской династии, национальная самобытность, воплощающаяся в особом характере японца с его моральными добродетелями, вернопод- данностью и сыновней почтительностью. Идеологи тэнноизма, исполь- зуя традиционную концепцию «гармоничного государства», содействовали укреплению националистических тенденций, а в конеч- ном счете — в готовящихся войнах — освящению милитаризма (про- пагандой «божественной миссии» — «хакко ити у» — «весь мир под одной крышей»).
В целом комплекс государственного синто включал: династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм — культ императора; храмовый — в котором существенно почитание как
общеяпонских, так и локальных богов; домашний — с камиданом — миниатюрным аналогом храмового места священнодействия.
После поражения Японии во второй мировой войне в условиях общедемократического подъема началось осуществление курса демок- ратизации страны. Предпринимались меры по искоренению милитаризма и тэнноизма. В 1946 г., в новогоднем обращении к на- роду, император Хирохито отрекся от божественного происхождения. Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отме- нено «моральное воспитание» в школах, опиравшееся на культ импе- ратора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он объявлялся «символом государства и единства нации».
Однако положение государственного синто не было кардинально изменено. Основным направлением политики возрождения тэнноизма становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной религии. В 1946 г. высшим синтоистским руководством была создана Ассоциация синтоистских святилищ — Дзиндзя хонтё, которая поз- волила сохранить единую централизованную систему управления святилищами. В Ассоциацию вошла значительная их часть — более 78 тысяч. Это позволило добиться передачи в собственность святилищ занимаемых ими обширных земельных участков, которые ранее в большинстве случаев принадлежали государству.
Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер официальных государственных церемоний. Были проведены как госу- дарственный акт синтоистские церемонии возведения Акихито (сына правящего императора Хирохито) в сан наследника престола и его свадьба в 1959 г. Не менее важным этапом укрепления идеи госу- дарственного синто стало возрождение обараи — обряда великого очищения от скверны всей японской нации. Символическое участие в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало единство национальной религии и императорской власти.
В 1966 г. восстановлен отмененный конституцией 1947 г. праздник «кигэнсэцу» — день основания государства, который отмечается еже- годно 11 февраля. В школьные учебники была вновь включена мифологическая эра истории со сведениями о «божественном» происхождении императорской династии и народа. Особое место в стремлении восстановить тэнноизм занимает храм Ясукуни, постро- енный в 1868 г. в Киото в честь воинов, павших за императора, и после буржуазной революции перенесенный в Токио. Святилище на- ходилось в ведении министерства армии и военно-морского флота.
В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была соз- дана Синтоистская политическая лига — организация, которая впер- вые после ликвидации государственного синто открыто ставила политическую задачу участия в управлении государством. В январе 1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследования.
Вручение «божественных регалий», государственной и императорской печати, первый прием императором высокопоставленных должностных лиц по решению правительства были проведены не только как сугубо религиозные церемонии, но и как государственный акт.
Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библей- скому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н. э. — ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II — I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально- этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.
Возникновение Будучи продуктом религиозных традиций
и формирование Танах древних цивилизаций Ближнего Востока —
Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм,
отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Пос- тоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые тол- кования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 — 1204), разрабо- тавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим су- ществовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики. '
Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул за рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тоща его структура приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элемен- тов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;
5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений.
Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древ- нееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко- хронологического характера; Кэтувим (Писания) — 13 книг разнооб- разного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета датируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного . варианта Танаха была завершена в III — II вв. до н. э.
Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога1, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм про- поведует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву» а божья воля открывается человеку через Танах.
Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем чело- вечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Из- раиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в род- ство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел к отделению иудеев от самаритян — так стали называть приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 — 538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за- конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще- ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной Аравии в 517 — 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко- торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен- ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.
Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос- могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с
политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно- теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в «десяти заповедях», дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на Синайской горе. «Десять заповедей» обязывали евреев соблюдать весь- ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).
Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер (скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из- раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э. ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном Давида царем Соломоном (царь 965 — 928 до н. э.) были возведены царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше- гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (северного) царства появляются новые места отправ- ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639 — 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве.
После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой- сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 — 562 до н. э.) начина- ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за- гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей- ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе «собирания» евре- ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве Тора была обязательным законом.
Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 — 326 до н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита — языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах
на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в диаспоре был завершен около 100 г. н.э.
Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях борьба против римского господства принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те- чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи на различные имущественные и сословные категории. Освободительная борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей иудаизма среди других народов.
Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 — 73 гг. н. э., а также подавление антиримского
восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ- ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ- ных собраний, на которых решались важные политические и граж- данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина- гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы — раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать.
В конце II — начале III в; самым авторитетным раввином Па- лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. — начало III в.) на основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание) — собрание рассказов и притч, поясня- ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV — V вв. аммораи (тол- кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был назван «Гемара» (Завершение). Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со- ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас- поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до
наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд). Самые значительные из них: шаббат (суббота) — время отдыха и за- прета на любую деятельность; йом — киппур (день всепрощения) — суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) — праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот — праздники, посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) — праздну- ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие евреи соблюдают также обряды инициации — обрезание мальчиков на восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва, освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище- вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь- ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.
Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направ- ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача- стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так, в странах Арабского Халифата в X — XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 — 942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 — ок. 1050), Иегуда га-Леви (ок. 1075 — 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко- лой развивались мистические направления — Мэркава (Божья Ко- лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно- го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы- ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.
В XII — XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре- обладающим мировоззрением становится система философских взгля- дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб- балистов — «Зохар» («Сияние»). Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп- росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление