Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православие




В настоящее время православие представлено рядом автокефаль-
ных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Алек-
сандрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская,
Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая),
Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и др., имеются
автономные православные церкви.

Пределы самостоятельности автономных церквей определяются
соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей
автономию. Главы автономных церквей избираются поместными со-
борами с последующим утверждением их патриархом автокефальной
церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему
не предоставлено право вмешиваться в деятельность других правос-
лавных церквей.

В административном отношении автокефальные церкви подразде-
ляются на экзархаты, епархии, викариатсгва, благочиния, приходы.
Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, бла-
гочиния, подворья при других православных церквах.

Для всех православных церквей общими являются вероучение,
культ, каноническая деятельность.

Возникновение православия Изучая историю религии, мы не можем не
обратить внимания на тот факт, что образо-
вание религиозных организаций тесно связано с социальными и
политическими структурами того региона, где они функционировали.
Восточное христианство существовало в условиях сильной цент-
рализации государственной власти в Византии, и церковь сразу же
оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся
император. Западное христианство постепенно превратилось в
организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества,
включая и сферу политики. На различиях восточного и западного
христианства сказались и особенности развития духовной культуры.
Греческое христианство концентрировало свое внимание на онто-
логических, философских проблемах, западное — на юридически-пра-
вовых.

В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и За-

 

 


падную. Восточная была сильным единым государством, Западная —
раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных герман-
цами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последний
попал в зависимость от византийских императоров. Константино-
польский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главой
и восточной, и западной церкви. Но римским папам удалось прев-
ратить церковь в заметную экономическую силу (приобретение
Сицилии, юга Италии), повысить ее политический престиж.

С середины VII в. Византия подверглась атакам Арабского
Халифата. Халифат захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим,
Сирию, а славяне — Балканский полуостров. В этих условиях Италия
стала освобождаться от зависимости Византии. Ослабляли Византию
политические и идеологические противоречия. В VIII в. римская
церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская
область. С этого периода власть пап возрастает.

Между Римом и Византией в IX в. возникли территориальные
споры. И та и другая церковь претендовала на Сицилию, Южную
Италию. Обострению отношений способствовало принятие христиан-
ства Моравией. Моравия приняла христианство от Рима. Но затем,
стремясь избавиться от папского диктата, пригласила в 863 г.
духовную миссию из Константинополя — Кирилла и Мефодия.
Болгары отказались принимать христианство от Рима, в 865 г. их
крестили византийские священники. Все это обостряло соперничество.
Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря
на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму — новая сила:
норманны.

Константинопольским патриархом в середине XI в. был Михаил
Керулларий (ум. 1058), до этого постриженный в монахи и сосланный
в провинцию за дворцовые интриги, но выдвинувшийся при новом
императоре Константине, который возвел его в патриархи, хотя
Керулларий слабо разбирался в христианском вероучении. В 1053 г.
в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу
Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в
Константинополе. Спор шел по вопросам опресноков, «филиокве»
(лат. filioque — «и сына» — исхождение святого духа не только от
Бога Отца, но и от Бога Сына), безбрачия духовенства, поста в
субботу и т. п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь
легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни
Гумберт не искали примирения. Керулларий объявил легатов
еретиками. В свою очередь, легаты прокляли Константинопольского
патриарха; 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв
западного, и восточного христианства.

Принятие христианства Образование самостоятельных православных
Киевской Русью церквей началось в первые века возникно-
вения христианства. В III в. выделились Алек-
сандрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем

 

 


Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константино-
польская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла
Армения, в IV в. — Грузия, в IX в. — Моравия и Болгария.

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины
X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Пра-
вославие было такой религией, которая могла служить интересам ут-
верждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые
и культурные связи с Византией, где господствовало православие,
великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви свет-
ской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным госу-
дарством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной
и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы,
а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог
способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть
социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги
скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не
имели никакого значения для других племен. Нужна была объединя-
ющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишен-
ным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных
традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных
причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, За-
падной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения
подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь
русичи считались «варварами». Введение новой религии соответство-
вало потребностям общественного прогресса.

Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Свя-
тославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел
административную, религиозную, фискальную, военную и другие
реформы. При принятии христианства он проявил понимание
исторической необходимости, волю для осуществления нелегкой за-
дачи, твердость в преодолении сопротивления.

Почему было принято православие? В «Повести временных лет»
имеется рассказ о «выборе веры». Представители различных религий
предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары — ислам,
хазары — иудаизм, папский легат — католицизм, греческий философ

— православие. Предпочтение было отдано православию, т. е.
византийской разновидности христианства.

После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе
Мудром (ок. 978 — 1054), в Киеве была создана митрополия во главе
с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор
св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598—лавра). Рус-
ская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами

— в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать

 

 


«десятину» и скоро превратилась в крупного феодала. Появились мо-
настыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культуро-
генные и другие функции.

С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от
Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности.
В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 — 1598) был
собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором
избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени
церковь стала обретать большую самостоятельность.

Внутрицерковная борьба Дальнейшее укрепление церковной
в XVII —хуш вв. организации было предпринято в XVII в.
патриархом Никоном (1605 —1681). Исправ-
ляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное
крестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал
цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее не-
оспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими цер-
квами. Царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) поддержал реформы
патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но цен-
трализация церковного управления вызвала протест со стороны
значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и кре-
стьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.

В основе внутрицерковного конфликта лежали общественные
противоречия, которые в силу исторических условий того времени по-
лучили религиозное выражение. Это придавало движению рас-
кольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно
на первых порах, как протест против существующего строя.

Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего
отвергли положение об их соответствии древнему христианству. Они
называли нововведения «дьявольским наваждением», царя —
«антихристом», Никона — «собакой». Тем самым и церковная, и свет-
ская власть объявлялись не божественным, а противозаконным уста-
новлением. Именно поэтому церковь и государство совместными
усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против рас-
кольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни
и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной
и государственной власти.

Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет
духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор
в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимость
патриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее под-
твердил необходимость подчинения церкви царской власти.

В результате раскола образовалось две группы старообрядцев:
поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили

 

 


уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков
и согласий2.

В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели
к образованию различных новых течений, среди которых наиболее
мощными были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Мо-
локане единственным источником божественной истины считали
Библию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые ими
отвергались. Человек спасается только личной верой. Церковь и
царизм преследовали молокан, они выселялись на окраинные земли
России.

Другое направление духовных христиан, возникшее также в се-
редине XVIII в. в среде государственных крестьян, — духоборы. Они,
как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон
и креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с пра-
вославием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить в
армии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступали
против имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповед-
ным документом духоборы считали не Библию, а «Книгу жизни»
(«Книга жизни» — это собрание псалмов, сочиненных самими духо-
борами). Бог в «Книге жизни» толкуется как «вечное добро», Иисус
Христос — как человек с божественным разумом. Как и молокане, ду-
хоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.

Несколько раньше — во второй половине XVII в. — среди оброчных
крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может
вселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмом
и мистицизмом. Они отрицали институт церкви, отказались от пра-
вославной церковной обрядности. Главной формой богослужений
христоверов стали так называемые «радения», имевшие целью
достижение единства со святым духом. Обычно «радения» сопровож-
дались плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От
христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных
верующих, которые в качестве главного средства нравственного совер-
шенствования считали оскопление мужчин и женщин.

Церковная реформа Петр I (1672 — 1725) ликвидировал патриар-
началаХVШв. шество, а в 1721 г. учредил Святейший
правительствующий синод во главе с обер-
прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой
церкви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной де-
ятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять
ряд государственных функций: руководство начальным образованием,
запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической
благонадежностью подданных. Духовенство обязано было доносить о
замеченных им действиях, «клонящихся ко вреду государства».

 


136

 


Православная церковь После падения самодержавия церковь

в новых предпринимает ряд мер по укреплению своей

общественно-исторических системы управления, С этой целью 15 августа

условиях 1917 г. собрался Поместный собор, который

восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран

московский митрополит Тихон (Белавин) (1865—1925).

В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон
призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия
на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после
опубликования Советским правительством декретов и постановлений
о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и
особенно «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»
Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные
акты.

Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от
23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нужд
голодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28
февраля 1922 г. он призвал оказывать сопротивление декрету. В мае

1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности.

Разумеется, патриарху Тихону досталось нелегкое наследство. Он
осознавал, что дальнейшая конфронтация с государством может
привести к еще более тяжелым для церкви последствиям.

Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обста-
новку, потребовала изменения курса церкви, лояльного отношения
к власти. Это внутрицерковное. движение, возглавляемое
митрополитом А.Введенским (1888 —1946), получило название
«обновленчество». Обновленцы хотели приспособить политику церкви
к новым историческим условиям. В апреле — мае 1923 г. они созвали
«собор» отколовшихся от остальной церкви групп «Живая церковь»,
«Союз общин древлеапостольской церкви» и других, «лишили»
патриарха Тихона сана и высказались в поддержку советской власти.

Руководство православной церкви приняло решение об изменении
своей позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне

1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором писал:
«Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких
уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении
мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и
работать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную или
тайную, против нового государственного строя»3. В июле 1927 г.
местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (1867 —
1944) подписал декларацию, в которой призвал верующих и
духовенство активно поддерживать советскую власть.

Особенности Православная церковь утверждает, что

православного вероучения христианство в отличие от всех остальных

и культа религий представляет собой божественное

откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно

 


опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также явля-
ющихся результатом божественного откровения. Основные из таких
догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения
и догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог — не
только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех
лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица
составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности,
равную в божественном достоинстве.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Он, по опре-
делению «Православного катехизиса», «есть Дух Вечный, Всеблагой,
Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый,
Вседовольный, Всеблаженный»4.

Им из ничего созданы небо и земля, мир видимый и невидимый.
Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра — пер-
вую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в
том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого
обретал блаженство. Сотворив человека, Бог распространил на него
свой промысел. Это означает, что Творец сохраняет людей, направляет
их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына,
являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении
— Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Он должен расс-
матриваться как существующий «прежде всех век», т. е. христианину
предлагается верить, что Сын Божий так же вечен, как и его Отец.

Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и
Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх
божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и
мудрости. Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры,
утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от Бога
Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом.
Согласно библейскому рассказу, Дух Святой сошел на апостолов в виде
огненных языков на пятидесятый день после Христова воскресения,
может сообщаться верующим через усердную молитву и совершение
таинств.

Православное вероучение содержит также догматы о происхож-
дении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой,
о божией благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно
истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не
могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столь-
ко разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по
мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

Краткое изложение, основных догматов христианства, сфор-
мулированных на двух первых вселенских соборах, называется симво-
лом веры. Каждый христианин обязан знать его наизусть. Толкование
символа веры составляет основу «Православного катехизиса».

 

 


Отличительной особенностью православия является то, что оно со
времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного дог-
мата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось
ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. Именно
это православная церковь считает одной из главных своих заслуг,
свидетельствующих о верности первоначальному христианству. Пра-
вославие придает догматическое значение не только одному из важ-
нейших таинств — крещению, но и всем другим (причащению,
покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и свя-
занным с ними обрядами.

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной
практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить
молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед ико-
ной, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в бого-
служениях.

Одним из важнейших элементов православного культа являются
праздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного во-
скресению Иисуса Христа, — Пасхи — православная церковь торжест-
венно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и
юбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отме-
чается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвящена
новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи
Святого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетом
которого стал евангельский рассказ о благословлении родившегося
Иисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Бо-
гоявление) — установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа
Иоанном Крестителем; Преображение Господне — посвящено еван-
гельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его
учеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) — в
основе которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом и
его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и тор-
говцев; Вознесение Господне — отмечается как вознесение Христа на
небо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Гос-
подня — посвящен найденному кресту, на котором был распят Христос
на Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Прес-
вятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери — четыре
двунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

К числу великих праздников православная церковь относит Обре-
зание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и
Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божией Матери.

Активизация В настоящее время большинство церковных
церковной деятельности иерархов и рядовых священнослужителей
стоят на позициях нового осмысления совре-
менных социльно-экономических и общественно-политических проб-

 


лем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества,
ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала чело-
века. За последние годы заметно возросла активность церквей, духо-
венства, околоцерковного актива в различных сферах общественной
жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась
проповедническая, миссионерская, благотворительная деятельность,
резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных
заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятель-
ность. В числе переданных церкви сооружений такие крупнейшие
архитектурные памятники, как Данилов монастырь, часть Киево-Пе-
черской лавры, Оптина пустынь, часть Соловецкого комплекса,
Толгский монастырь и т. д. Ведется строительство новых церквей, рес-
таврируются прежде закрытые сооружения. Церковь возобновила
причисление к лику святых не только церковных, но и выдающихся
государственных деятелей, знаменитых представителей культуры. В
частности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим
Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербур-
гская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан За-
творник, патриархи Иов и Тихон и др.

Большую поддержку оказывают церковным организациям государ-
ственные органы, общественные организации. За последние годы цер-
квам переданы из государственных музеев, в том числе из музеев
Кремля, священные реликвии. Возвращаются иконы высокой художе-
ственной ценности, колокола, книги.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повы-
шению профессионального уровня духовенства, качественному обнов-
лению подготовки священников в. духовных учебных заведениях,
строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств. Принят
новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.