Возникновение Протестантизм возник в результате Рефор- мации (лат. reformatio — преобразование,
исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение
всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представ- лялось отходом от этих идеалов. В Англии XIV — XV вв. «лолларды» — «бедные священники» — проповедовали учение профессора Оксфор- дского университета Джона Виклифа (1320 — 1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материаль- ный характер «пресуществления», усомнился в праве иерархии отпу- скать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа ока- зали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гу- са (1369—1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над преданием и требование прича- щения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.
В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Требование де- ржаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противо- речило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила название «чашники» («калликстинцы»). Сторонники радикальной группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались «таборитами» — по названию города Табор, основанного ими на холме, на котором проводились проповеди и который получил название Та- борской («Фаворской») горы. Табориты отвергли догматы о пресуще- ствлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули тре- бование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, отме- на папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановили движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое достигло кульминации в эпоху Реформации XVI — XVII вв.
Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению не- мецкого богослова М.Лютера (1483— 1546), профессора Виттенбер- гского университета; 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул
принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем М. Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обряд- ность, подчинить церковь государям.
Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, сос- тавивших под водительством М. Лютера и его сподвижника Ф. Малан- хтона (1497 — 1560) умеренное направление немецкой Реформации. В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско- плебейские слои, возглавленные Т. Мюнцером (1490—1525). Воспринятое анабаптистами (от греч. anabaptizo — вновь погружаю), требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшими за свободную церковь, учение Мюнцера о «Царстве Божием на земле» было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Ре- формации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где У, Цвингли (1484 — 1531) и Ж. Кальвином (1509 — 1564) было осуще- ствлено радикальное преобразование церковного устройства. В рефор- ме были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях еван- гелические реформы. В 1529 г. они заявили «протест» против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхож- дение термина «протестантизм», который стали употреблять для обоз- начения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.
Особенности вероучения, Реформаторы настаивали на личном отно- организации и культа шении человека и Бога. Они боролись за пра- во каждого христианина свободно читать
Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположникам протестантизма, первородный грех не только пов- редил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее..Человек в грехопадении утратил саму способ- ность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами. Спасение может прийти только как результат божествен- ного вмешательства, «даром данной благодати». Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправ- дании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются
несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.
В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем кре- щенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.
Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление куль- та, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унасле- дованные от католического церковного года, главным образом связан- ные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.
Лютеранство Церкви, названные впоследствии люте- ранскими, или евангелическими, оформились
в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехизисы М.Лютера, «Книгу согласия» (1580). В лютеранстве сох- раняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в 1526 г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», пере- веден на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лю- теранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.
Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов.
В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который под- держивают около 50 млн. верующих.
Кальвинизм Наиболее последовательное воплощение де- мократические требования нашли в
цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в
реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Число вероисповедных до- кументов не ограничивается. Авторитетными для теологов и пропо- ведников остаются написанные Ж. Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536 — 1559), в которых систематизируются идеи М. Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероиспове- дание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.
Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.
Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других — к погибели. Человек спасается пото- му, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше. Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских цер- квей в настоящее время истолковывают предопределение как предуз- нание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат бла- годати.
Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Ж. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставля- емые ему Богом дары — время, здоровье, собственность. Жизнь дол- жна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свиде- тельство возможной избранности.
Основанные на кальвинизме вероисповедания, были приняты про- тестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших радикального «очищения» (отсюда — пуритане) английской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами, составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональ- ными, провинциальными и национальными синодами или ассамбле- ями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили
конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) са- мостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры. Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских цер- квей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Меж- дународного конгрегационалистского совета (1891), В мире насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгре- гационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швей- царии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде, Австралии.
Англиканство С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские
сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 — 1547) был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений, прекращался культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547 — 1553) «Актом о единообразии» в 1549 г. была введена англиканская литургия, изложенная в «Книге общих молитв». Реформационное движение не было прервано и кратковременной победой католической партии при Марии Тюдор (1553 — 1558), когда были казнены многие протестанты. Правление Елизаветы (1559 — 1603) стало временем стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры, так называемые «39 статей». В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от ка- толицизма, но проводится реформационное учение о Священном Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства — крещение и причащение, отверга- ется транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал со- общает священнослужителю какую-то особую силу для совершения мессы.
В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых эле- ментов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан. Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шот- ландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган — Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кен- терберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских
церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству до- пущены и женщины.
Квакеры В XVII в. возникло «Христианское общество друзей внутреннего света». Его основатель
ремесленник Дж. Фоке (1624 — 1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном «трепете» перед Богом, последователи этого движения.получили название квакеров (от англ. quake — трястись). Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около 200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан «Всемирный консультативный комитет друзей».
Методизм Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в.
возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703 — 1791) и Чарльз (1707—1788). Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде «Свя- том клубе», и к новым методам проповеднической деятельности. Джон Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спа- сения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятель- ности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. После- дователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм рас- пространен во многих странах, особенно в США, Великобритании, Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России.
Меннониты Эта конфессия, исторически близкая ана- баптистам, получила в 1544 г. название по
имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 — 1559), ко- торый отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение мен- нонитов, изложенное в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры» (1632), провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии мен- нониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В
России меннониты разделились на церковных и братских, сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения. Международным органом меннонитов является Всемирная конфе- ренция.
Баптисты Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается
Дж. Смит (1554 — 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. baptizo — погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обра- щению. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформа- тора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобла- дающим.
Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обра- щения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.
Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было гос- подствующих религиозно-церковных традиций, стало важным факто- ром укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыг- рали ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно так называемое «Великое пробуждение», начавшееся в 1720 г., во вре- мя которого многие конгрегационалисты стали баптистами.
Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью и «друзьями» («приближенными») последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905 г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов.
Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и
Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. После Февральской революции 1917 г. оба союза активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927 г. признается последователями этого движения «золотым десятилетием». Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы, выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы, и газеты. Были созданы христианские молодежные организации, библейские курсы для подготовки проповедников.
С переменой политики по отношению к религиозным организациям большинство общин евангельских христиан ж баптистов были закрыты в административном порядке (к 1932 г.). Но во время Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены. В 1944 г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. — братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ).
С 1960 г., когда началась новая активизация административной борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965 г. возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской деятельности.
Со второй половины 70-х годов» когда некоторые общины стали регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход из Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и формирование ими своих объединений.
Адвентисты В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение ад-
вентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник У. Миллер (1782 — 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г., изложенные в обзоре докладов». Преемники Миллера ста- рались более не называть точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма и поэтому следует верить в близость его вто- рого пришествия.
Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827 — 1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». Адвентисты не считают
душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, который может его воскресить.Воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению.
Санитарная реформа, которая, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов.
Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн. человек, организованы в международном масштабе. Они возглавля- ются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.).
В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIX в. Легализация АСД в 1905 г. дала ей возможность организационного оформления, активной проповеднической и благотворительной дея- тельности вплоть до 1 929 г. Общины АСД вновь обрели легальное существование с 1944 — 1945 гг. С конца 70-х годов создаются республиканские центры АСД (наиболее крупные — союзы АСД в Росши и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан учебно-административный центр с семинарией.
Пятидесятники Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в.
и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» (2:1 — 18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т. п. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом и«крещение Святым Духом». Они верят, что освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные объединения — «Церковь Бога», «Ассамблеи Бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» — распространены в США и Латинской Америке. С 1947 г, существует Всемирная пятидесятниче- ская конференция. Пятидесятники — одна из постоянно растущих кон- фессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и более 11 млн. сочувствующих, С 60-х годов учение об «освящении» и «дарах Святого Духа» актуализировано в других протестантских де- номинациях «харизматическим движением», оказавшим влияние и на католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последова- телей этой конфессии и в России.
Свидетели Иеговы В 1872 г. В США возникло «Международное общество исследователей Библии». Его руко-
водители после первой мировой войны провозгласили, что «второе пришествие Христа» уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931 г. они объявили о создании «Общества свидетелей Иеговы». Вероучение иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства. Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге — Иегове. Христа иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворен- ным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воск- ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — «свидетелей Иеговы», готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны — «армагеддон», в результате которой дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире — едином теократиче- ском государстве во главе с Христом. «Свидетелей Иеговы» насчиты- вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» и другие издаются на многих языках большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред- местье Нью-Йорка, США). Группы «свидетелей Иеговы» есть и в на- шей стране.
Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте- стантизма, одни из которых существуют несколько столетий (например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры, унитарии), другие сложились в XIX — XX вв. (мормоны, Новоапо- стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на- зывают их «маргинальном протестантизмом», поскольку они вводят положения вероучения, несвойственные большинству христианских конфессий.
Тенденции в современ ном
протестанцизме Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало эку-
Социально-политические меническому движению, преследующему цель
позиции протестантских церквей — преодолеть догматические и канонические различия вхристианстве и связать его с
социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий орган экуменического движения — Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные социально-политические позиции.
Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило, отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно- ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность христианской нравственности для оценки общественных явлений. В
XIX — начале XX в. был выдвинут лозунг «христианского социализма», началось движение «социального евангелия». Во время второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление и антинацистскую «исповедническую церковь» в Германии, хотя не- которые примкнули к так называемым «немецким христианам», приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас- пространение концепция «ответственного общества», критической дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под- вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да- же «теология революции».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление