Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя символическая книга — «Христологическое исповедание» (Амстердам, 1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам- блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную и вероисповедную программу.
Различия в современном протестантизме — это не столько рас- хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями, сколько различия между тенденциями внутри одной и той же конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма: англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме- тодизм — испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо- ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.
Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических традиций. Следует отметить, что в США только англиканская епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель- ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот- рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального совета церквей Северной Америки, в который входит около 60 деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал- ся склад религиозности, который многие исследователи и сами верующие выделяют в особый тип протестантизма — «еван-
гелический». Вероучительные различия между ними отступают на задний план и почти стираются, главным же становится личное обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую деятельность.
В качестве особого типа исследователями выделяется и «туземное» христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек, созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке, Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей. Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются четвертым крупным направлением христианства наряду с ка- толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и символики с этническими религиозными представлениями и куль- тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах, соединить библейское учение с собственным религиозным опытом, пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.
В 70 — 80-е годы в Европе и США снизилось членство протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации (епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты, евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа (прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен- ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы консолидируются такие организации, как «Национальная ассоциация евангелистов». Используя в широком масштабе средства массовой информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен- талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм, эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи и общественного порядка. Многие протестантские объединения озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества с нашей страной.
Глава X ИСЛАМ
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусуль- манские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более
800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государствен- ной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во- сточной Азии и Северной Африке.
Возникновение ислама Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период харак- теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно- вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус- тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка- раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на- падения соседних государств и племен приводят к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот- ребности времени делали необходимым политическое объединение раз- розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов — ранней формы арабского монотеизма.
Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста- новились обязательными для менее развитых в экономическом отно- шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. — куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама. В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку- рейшитов — Аллаха (араб. «аль-Илах») сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно- теистической религии арабов*
На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста- роарабских культов.
Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570 — 632), одного из активных мекканскйх ханифов.
Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо- рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо- творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее — Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев- мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно- шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. «Хиджра» — переселение) ведется мусульман- ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на- шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под- держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле- ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер.
Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630 г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам- меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господ- ствующую религию арабского государства.
Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата.
В течение VII — VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны.
бЗак.536 161
Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост- рова.
Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной» книге —
Коране. Мусульмане считают Коран (ар. «куран» — чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль- манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че- рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое видение получило название «Лайлат ал- кадр» (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж- дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам- меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен- ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) — от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю- чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха- тологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы- товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан- ской мифологии, древнего арабского фольклора.
Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:
— Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного...» Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно- теизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
— Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес- телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су- ществование ангелов смерти — Накира и Мункара, стража рая — Ридвана, стража ада — Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые
фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.
— Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже- ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му- хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.
— Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред- почтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухам- меду.
— Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное бла- женство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения — мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного ме- ста, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду — бесконечные пытки и муки.
— Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по пред- начертанию бога.
— Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Ислам опирается на пять «столпов веры» (аркан ад-дин), указы- вающих на важнейшие обязанности мусульманина.
Первая обязанность — исповедание веры, т. е. произнесение шаха- ды («Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха») вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеж- дение в ее истинности.
Вторая обязанность — ежедневная пятикратная молитва (перс, «на- маз», ар. «салят»). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей — чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омо- вение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблю-
* В исламе есть и другие молитвы, которые читаются над умершим, во время хаджжа и т.д.
дение поста (перс. «ураза», ар. «саум») в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления тем- ноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предус- мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.
Четвертой обязанностью мусульманина является закят — обяза- тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз- меры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обя- занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще добровольное пожертвование — садака) — 1/40 часть годового дохода*.
Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль- манского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов.
Шариат В шариате (ар. «шариа» — прямой, правильный путь) сведены в единую систему
законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последо- вателей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя- зательными для всех мусульман.
Источником шариата и его составной части — мусульманского пра- ва (фикх) являются Коран и Сунна (ар. — обычай, пример) — сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал офор- мляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют го- сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман.
Сначала все действия мусульман разделялись на два вида — за- претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий: фарз — действия, выполнение которых считалось обязательным; сун- нат — выполнение желательно; мухоб — добровольные действия; мак- рух — нежелательные действия; харом — строго запрещенные виды действия.
По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных,
* В мусульманских странах существуют также хумс — налог от частной собственности, который составляет 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра — налог во время поста уразы, джиза— налог от иноверцев.
вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою силу.
По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два) являются праздник «ид аль-адха» — великий праздник жер- твоприношения (тюрк, «курбан-байрам») и «ид аль-фитра» — малый праздник разговения (тюрк, «ураза-байрам»). Отмечаются также мав- люд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и риту- алы, а также доисламские обряды и праздники.
Основные направления В результате внутренних противоречий в
в исламе исламе по второй половине VII в. возникли
три направления: хариджиты (араб, «харад-
жа» — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. «шиа» — приверженцы, партия; по-другому «Шиат-Али» — партия Али).
Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты, ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки).
Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на- правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь- ко в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.
Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает- ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) —двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду- ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти — его потомкам (так возникло учение об имамате).
Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две- надцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно исчез («ал-Ка'им» — скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна- ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами
которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные «священные писания» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.
Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду- ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо- стаиваются звания аятолла («божественное знамение»), а высшим ран- гом в шиитской ветви ислама считается «великий аятолла» («отражение Аллаха»). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник «ашура», который известен и как «шахсей-вахсей». По учению шиитских бо- гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.
Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ, в суннизме приняты возникшие в VIII — XI вв.: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се- верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас- пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа- фаритского толка.
В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста- не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.
Ислам и современность Современное западное. исламоведение стремится рассматривать исламские страны
как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман- ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, «мусульманское возрож- дение», резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами:
1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель- но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.
2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ- ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-
ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на, длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя- зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо- венства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем.
3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея- тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре- деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со- вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв- ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс- няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за- пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах.
5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на- родов против колониализма за свое национальное освобождение.
6. Идея «завершения пророчества». В трактовке мусульманских те- ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос- ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.
7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность, по мнению западных исламоведов, — это полное выражение мусуль- манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина- ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность — «умму». Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко- торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские. концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.
Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламском мире появились многочисленные концепции так назы- ваемого «третьего пути». Апеллируя к традиции и практике ран- неисламской государственности, общественные деятели светской и духовной ориентации выдвигают тезис об «исламском пути» развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей
мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции «исламского государства», «исламской экономики», «исламского социализма» и т. д., которые в целом представляют собой мо- дернизацию политических и социально-экономических доктрин классического ислама с учетом специфики конкретных стран.
Концепции «исламского государства», получившие распростра- нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и религиозная власть. Эти теории предполагают практическую реализацию государственно-правовых норм ислама.
Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась в создании концепции «исламской экономики», провозглашающей в качестве условия «нового экономического порядка» осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости, обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом, признание роли государства как важного фактора в регулировании хо- зяйственной жизни. Теоретики «исламской экономики» считают, что установлению социальной справедливости способствуют такие исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за- прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства. Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных банков и страховых компаний, в программах образования «мусульман- ского общего рынка», «исламской валютной зоны». Отдельные поло- жения теории «исламской экономики» находят отражение в законодательствах Ирана, Ливии и других стран.
Идеи и лозунги «исламского социализма», разрабатывавшиеся наиболее активно в 50 — 70-е годы, являлись компонентом политических движении различной социальной направленности. «Ис- ламский социализм» предполагает синтез традиционных исламских постулатов и демократических принципов Запада, основывается на положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда и его преемников.
Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных времен с движением «исламской солидарности». Концепция «ислам- ской солидарности» как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое практическое воплощение в деятельности мусульманских международ- ных организаций. Первая организация такого типа — «Всемирный исламский конгресс» — возникла в 1926 г. В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. «Лига исламского мира» и наиболее представительное международное
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление