Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободомыслие Возрождения




рОЛЬ науки в развитии Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения

свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами,

так и изменениями в области производства и

науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперимен-
тальный характер. В этот период (XIV — XVI вв.) расширяется сфера
свободных ремесел, в которой действует самая активная часть зем-
ледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и
обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промыш-
ленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее пот-
ребность общества в массовом фиксированном знании14. Именно в этот
период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит
открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии,
физике, астрономии.

Н. Коперник (1473 — 1545) в книге «Об обращении небесных кру-
гов» математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это
учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой
обосновывались библейские представления о происхождении мира ц
человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие есте-
ственнонаучные открытия Галилео Галилея (1564—1642) подт-
вердили правильность учения Коперника о том, что между мирами
земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же
законам природы, которые познаются математическим и эксперимен-
тальным путем.

Сходства и различия Светская культура Возрождения и транс-
между светской культурой формированная религиозность Реформа Возрождения и Реформацией ции противостояли феодализму и католицизму.

Общее между ними — социально-эко-
номические истоки, отражение настроений возникающих буржуазных
прослоек общества; критика католической церкви, использование
античной традиции, древних языков. Но между ними были и суще-
ственные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность,
как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критика
католицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрож-
дения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веро-
терпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепцию
греховности человеческой природы, Возрождение провозглашает
принципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую,
гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож-

 


дения — мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, в
то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его
непосредственном отношении к Богу.

Гуманисты XV — XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 — 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой — в ней самой. Человек — это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 — 1444), А. Ринуччини (1426 — 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В «Диалоге о свободе» Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие — не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15.

Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами— папской иерархией, монашеством, обря-
дами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовал
историко-филологическое сочинение «Рассуждение о подложности
Дарственной грамоты Константина». Л. Валла доказывал, что так на-
зываемый Константинов дар — грамота, якобы подписанная импера-
тором Константином в целях передачи власти в Римской империи
папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: «Я дерзаю выступать
против верховного первосвященника», «я предъявляю им (папам —
3. Т.) тяжкое обвинение»16. П. Браччолини (1380 — 1459) и Л. Бруни
написали сочинения с одинаковым названием «Против лицемеров», где
рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи
— люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче-
стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. — таковы оценки
Браччолини17. Дж. Бруно (1554—1600) выступил не только против
духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,
против экономического господства католической церкви. Покушение

 

 


на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине-
нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.

Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критике
мировоззрения прежде всего схоластика, в которой
мыслители видели авторитарную догматичес-
кую систему. Авторитет в течение нескольких

веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под-
вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый
план другого мыслителя древности — Платона. В XV в. в Риме была
основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против
папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо
традиционной религии установить философски осмысленное язычество.

Эразм Роттердамский (1469 — 1536), знаменитый немецкий гу-
манист, известный как критик католической схоластики, считал
учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между
людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его
(Христа) исповедует. В сочинении «Жалоба мира» Эразм утверждает:
«Ни.одна из религии не согласна с другими религиями», «...каждый
человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то
же религиозное братство не раздирается раздорами?»18.

Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические
представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес-
смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,
Дж. Ванини (1585—1619), сожженный церковью, доказывал поло-
жение о смертности души: люди и животные схожи в своих
восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и
смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть
вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых,
но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ,
чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате «О бессмертии
души» П. Помпонацци (1462 — 1525) выставил возражения против
обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер-
ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав-
ственностью.

Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие
о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считал
корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на
троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних
о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук-
рецием: «Страх был первым создателем богов на земле». Он вводит
и новый — астрологический — фактор в теорию происхождения
религий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-

 


положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю
людей: «Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива-
ются и погибают»20.

В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь-
янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли
(1469— 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер-
ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую
им культуру: «Различные формы религиозных учений в течение пос-
ледних 5 — 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новая
религия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является
уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской
церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов
и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров»21. Н.
Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности
для установления новой, полезной для (Общества и государства религии:
если религия ослабевает, надо менять ее формы.

Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру-
но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую,
являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы
египетской за сверхъестественные существа, и христианскую,
окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против
христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за
Дж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что «империи и религии тоже име-
ют свое начало и свой конец», но в отличие от Бруно признает
сущность всех религий одинаковой22.

Свободомыслие в искусстве XIV — XVI века в Европе характеризуются
и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного
творчества, не в последнюю очередь связан-
ным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер
(1471 — 1528), Леонардо да Винчи (1452 — 1519) и др. — занимаются
проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера
проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе-
ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво-
бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,
Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), Тициана (ок. 1476/77 или
1489/90 — 1576) и других наполняются общечеловеческим содер-
жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне-
вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,
страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че-
ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо.
Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред-
ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная
литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст-
вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-

 

 


ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренес
сансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия
в Европе.

Глава XXI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.