КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вы можете дать только то, что имеете
НАЧНИТЕ С СЕБЯ
Характер ваших отношений с людьми зависит только от вас самих Нил Кларк Уоррен
ЛЕС: НАЧНИТЕ С СЕБЯ
Если вы хотите завоевать расположение человека, то должны обладать качествами победителя или, по крайней мере, стремиться к обладанию ими. Будучи психологом, специализирующимся в области человеческих взаимоотношений, я имел дело с сотнями людей, приходивших ко мне на прием. Тысячи участвовали в моих семинарах. Я написал более десятка книг по этой теме. Близкие мне люди знают, с каким увлечением я стараюсь помочь желающим наладить общение с окружающими. Однако никакие советы и методики не помогут, если вы не начнете с самого себя. Позвольте сказать со всей прямотой: если вы попытаетесь применить приемы завоевания расположения людей, о которых говорится в последующих главах, не уделив серьезного внимания совершенствованию собственной личности, вас ждет жестокое разочарование. Однако если вы не пожалеете времени, чтобы сосредоточиться на свойствах своей личности, то вскоре с таким же успехом сможете сконцентрироваться и на особенностях личностей окружающих людей. Измените себя Долгое время психологи полагали, что самое важное - это обнаружить у себя негативные эмоции и устранить их. Сегодня мы знаем, что существует гораздо лучший способ. Новое поколение исследователей сместило акцент психологического анализа с негативных моментов на позитивные. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что вы не сможете быть счастливы только потому, что вас не обременяют депрессии, стрессы и тревоги. Вы не сумеете быть счастливы до тех пор, пока не обретете здоровье. А здоровье - это намного больше, чем просто отсутствие болезней. Эмоциональное здоровье предполагает не только отсутствие негативных эмоций. Оно лежит в основе взаимоотношений с людьми.
Одна из самых старых и избитых психологических истин гласит, что вы не можете дать человеку то, чего не имеете. И действительно, когда я, как и каждый студент-психолог, проходил стажировку, мой руководитель сказал: «Лес, будучи психологом, ты сможешь воспринять личность другого человека только в той мере, в какой развита твоя собственная». Почему? Потому, что нельзя дать то, чего не имеешь. Нельзя познать другого, не познав себя. Гарри Файрстоун утверждал: «Вы сумеете добиться того, чтобы другие работали в полную силу, только если сами работаете так же». Истинная правда. И если максимум, на который вы способны, не превышает уровня, уже достигнутого окружающими, вы никогда не сможете поднять их выше. Какой же вывод из этого следует? Если вы сами не проявите качества победителя, то не сможете повести за собой людей. Но здесь есть и хорошая новость: стремление повести других за собой уже делает из вас победителя. Именно это имел в виду американский писатель Чарлз Уорнер: «Никто не может, искренне помогая людям, не помочь при этом и себе». Как стать победителем «Существует период в жизни, когда нам приходится проглатывать правду о себе самих, - писал Перл Бейли, - и от этого внутри становится либо сладко, либо кисло». У каждого есть свои тревоги и своя неуверенность. Если бы я попросил вас описать победителя, сильную и цельную личность, то вы, пожалуй, охарактеризовали бы такого человека как уверенного в себе, дружелюбно настроенного, уравновешенного, щедрого и так далее. И в какой-то мере были бы правы. Но для того, чтобы стать победителем, требуется еще кое-что, кроме перечня достоинств. Быть победителем - значит осознавать свою ценность и значимость. Победители знают себе цену. Возьмите хотя бы выдающегося спортсмена, золотого медалиста, подписывающего многомиллионный контракт. Однако справедливости ради необходимо сказать, что осознание себя победителем в чистом смысле этого слова не имеет ничего общего с вашими достижениями, зарплатой или потенциалом. Все зависит от того, насколько вы сами осознали свою значимость. Если вы отдаете себе отчет, кем являетесь, и знаете себе цену, вы уже победитель. Вот несколько советов на этот счет. Определите, в чем ваша ценность. Многим знакома история о том, как мне однажды пришлось выступать вместе с моим другом Гарри Смолли. Произнося свою речь, он сделал вещь, приковавшую к себе внимание десятитысячной аудитории. Гарри вынул новенькую хрустящую пятидесятидолларовую бумажку и спросил: «Кто хочет получить пятьдесят долларов?» В ответ поднялся лес рук. «Я отдам эти деньги одному из вас, - продолжал Гарри, - но сначала сделаю вот что». И он начал комкать банкноту в руках, а затем опять спросил: «А теперь кто-нибудь хочет ее получить?» Реакция зала была такой же. «Хорошо, - сказал он, - а если я сделаю так?» Он бросил банкноту на пол и стал ее топтать. Подняв измятую и грязную бумажку, Гарри спросил: «А сейчас?» И снова поднялось множество рук. «Вы усвоили очень важный урок, - сказал Гарри. - Не имеет значения, что я делаю с деньгами. Вам все равно хочется их иметь, потому что они не теряют свою ценность. Это по-прежнему все те же пятьдесят долларов». Столь простая иллюстрация подчеркивает один важный момент. В жизни бывают ситуации, когда люди или обстоятельства пытаются свалить вас на землю, измять, растоптать. Из-за этого порой складывается ощущение, что мы ничего не стоим. Но, что бы ни случилось, мы не можем утратить свою ценность и значимость как человек, как личность. Их у нас никто не сможет отнять. Всегда помните об этом. Осознайте свою ценность. Сколько раз вам приходилось слышать следующие слова: «У него комплексы»? При этом имеется в виду, что человек, о котором идет речь, недоволен собой. Он нездоров эмоционально. Ему неуютно в собственной телесной оболочке. Именно в таком случае психологи говорят о заниженной самооценке. Давайте взглянем правде в глаза. У каждого из нас в жизни бывают моменты, когда мы недовольны собой и испытываем потребность что-то в себе изменить. Но кое-что нам неподвластно. Мы такие, какими родились. Может быть, вам не нравится ваша внешность. Или вы не вышли ростом. Наследственность сдала вам карты, с которыми надо считаться. В противном случае приходится идти по пути отрицания собственной ценности, жить в состоянии неуверенности в себе и сетовать на судьбу. Другими словами, для того чтобы признать значимость другого человека, надо прежде всего признать собственную значимость. Повторю еще раз: за вами никто не пойдет, если вы сами не станете победителем. Увеличьте свою ценность. Предположим, вы определили свою значимость и осознали ее. Возможно, в глубине души вы уверены, что отмечены благосклонностью богов и обладаете несомненной ценностью. Поздравляем! Следующий шаг состоит в том, чтобы повысить свою ценность в глазах окружающих, успешно решив максимум своих проблем. Другими словами, устраните как можно больше трудностей со своего пути и сделайте все, что в ваших силах, чтобы измениться в лучшую сторону. Возможно, вам стоит поработать над своим «взрывным» характером. А может быть, вам не хватает ответственности. Не исключено, что вам надо избавиться от каких-то вредных привычек или изменить свое отношение к работе. У каждого из нас есть свои барьеры, которые необходимо преодолевать. Сорок пять процентов американцев хотели бы избавиться от вредных привычек, если бы у них хватило на это сил. И они могут измениться к лучшему! На это способен каждый, кто принял такое решение. В своей книге «Как научить слона танцевать» («Leaching the Elephant to Dance») Джеймс Беласко описывает, как дрессировщики приковывают молодых слонов тяжелыми цепями к глубоко вбитым в землю кольям, чтобы приучить их не сходить с места. Когда слоны, выдрессированные таким способом, становятся старше и сильнее, они даже не пытаются сдвинуться с места, хотя у них вполне хватило бы сил, чтобы вырвать любой кол из земли. Их движения ограничивает полученный в молодости опыт, и они стоят на месте, хотя на ноге у них только небольшой металлический браслет, ни к чему не прикрепленный. Вероятно, вы уже слышали эту историю. Задумайтесь над тем, что многие люди точно так же скованы по рукам и ногам прежними обстоятельствами. Как ни к чему не прикрепленная цепь на ноге слона не дает ему сдвинуться с места, так и совершенно ненужные самоограничения многих из нас мешают развитию. Не ограничивайте свои возможности. Смелее идите навстречу вызовам. Поверьте в свою ценность. Определив, в чем ваша ценность, осознав и увеличив ее, теперь вы должны в нее поверить, чтобы у вас не оставалось ни тени сомнения. Чак Уэпнер так и не усвоил этот урок. В среде боксеров у него было прозвище Байоннский Невезунчик, потому что он умудрялся проигрывать даже те бои, в которых все складывалось в его пользу. Его также называли Чугунной Головой, так как он не боялся принимать удары противника на голову. Уэпнер постоянно шел на соперника до тех пор, пока не выигрывал бой или сам не оказывался в нокауте. Его совершенно не заботило, сколько ударов он получит, прежде чем сам нанесет решающий удар. Его тренер Эл Брэверман говорил: «Это был мужественный боксер. Ему не было равных. Он не боялся боли. Получив рассечение или удар локтем в лицо, он никогда не оглядывался и не просил помощи у рефери. Это был боец в самом прямом смысле слова». Когда Уэпнер в Солт-Лейк-Сити нокаутировал Терри Хенка в одиннадцатом раунде, его промоутер Дон Кинг предложил ему сразиться за титул с тогдашним чемпионом мира в тяжелом весе Джорджем Форманом. Но как раз в это время Формана победил Али, поэтому Уэпнеру пришлось выступать против этого великого боксера. Утром в день боя Уэпнер подарил жене розовую ночную рубашку и сказал: «Скоро ты будешь спать с чемпионом мира в тяжелом весе». Али послал его в нокаут, когда до завершения поединка оставалось всего девятнадцать секунд. Но был во время боя момент, в девятом раунде, когда тяжеленный удар Уэпнера отправил действующего чемпиона на помост ринга. Уэпнер вспоминал: «Увидев, что Али лежит на полу, я сказал своему секунданту Элу Брэверману: - Заводи машину, едем в банк. Мы миллионеры. Эл ответил: - Ты лучше обернись. Он поднимается. После боя жена Уэпнера достала из шкафа ночную рубашку и спросила: - Мне идти в номер к Али или он придет сюда сам? Эта история так и осталась бы одной из многих, которые любят рассказывать боксеры, если бы не один момент. За этим боем наблюдал молодой писатель, который тоже пробовал свои силы в боксе. Внезапно ему в голову пришла мысль: «Да это же сюжет!» Вернувшись домой, он сел за стол и писал три дня без передышки. Так актер Сильвестр Сталлоне впоследствии описывал журналисту Джеймсу Липтону обстоятельства рождения сценария фильма «Рокки», который принес ему премию Американской киноакадемии. Киностудия предложила ему за сценарий беспрецедентную сумму - 400 тысяч долларов. Однако Сталлоне отказался от нее, запросив всего 20 тысяч, но при условии, что он сам будет играть роль Рокки за минимальную актерскую плату, составлявшую 340 долларов в неделю. Поскольку сценарий был построен на жизни Уэпнера, киностудия предложила ему на выбор разовую выплату в размере 70 тысяч долларов или 1 процент от кассовых сборов. Решив, что гарантированная сумма надежнее, Уэпнер взял 70 тысяч, и это решение стоило ему потерянных 8 миллионов. Сегодня Чак Уэпнер живет в Байонне и торгует алкогольными напитками. Данные вещи происходят в том случае, если вы слишком низко цените себя. Если вы не верите, что можете предложить окружающим большую ценность, то есть самого себя, то люди никогда не пойдут за вами. Вы - самая большая ценность, которой располагаете. И до тех пор пока вы верите в это, описанные в данной книге способы будут помогать вам завоевывать расположение людей и станут частью вашего характера.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Если бы мне довелось лично встретиться с вами, то первые слова, сказанные вам, были бы о том, что я в вас верю. Вам, возможно, это покажется странным, ведь я с вами абсолютно не знаком. Однако я знаю, что каждый человек обладает своей ценностью и может предложить ее другим. Одна из моих жизненных миссий состоит в том, чтобы видеть эту ценность в людях, помогать им самим разглядеть ее и побуждать их к раскрытию своего потенциала. Вы также способны стать победителем и помочь в этом окружающим. Именно поэтому я согласен быть вашим наставником. Для этого мы рместе с Лесом написали данную книгу. В каждой из следующих глав я буду давать вам по одному практическому уроку, чтобы люди, общаясь с вами, чувствовали себя «на миллион долларов». Я хочу научить вас завоевывать расположение окружающих. А когда мы закончим, я рекомендую вам найти себе наставника из числа победителей, который сможет лично преподать вам еще много других жизненных уроков. Лес: закрепление пройденного Каждая глава будет завершаться разделом, в котором предлагаются упражнения для повторения пройденного. Они помогут использовать полученные знания на практике. В свое время такая методика сослужила мне хорошую службу, поэтому я передаю ее вам. Чтобы применить урок Джона на практике… Забудьте обо всем, что лишает вас уверенности в себе. Задайте себе вопрос: как повысить свою ценность в глазах окружающих, принося пользу не только себе, но и другим людям? Сделайте следующее: составьте перечень своих черт и свойств, которые можно улучшить (избавление от вредных привычек и т. п.), а также направленных на это конкретных шагов. Помните, что характер ваших отношений с людьми зависит только от вас самих.
ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПРАВИЛОМ 30-ти СЕКУНД Тот, кто ждет удобного момента, чтобы совершить доброе дело, никогда не сделает ничего хорошего. Сэмюэл Джонсон
Лес: осмысление увиденного Один из самых ценных уроков Джона по завоеванию расположения людей - это правило 30-ти секунд. В течение первых тридцати секунд беседы с человеком необходимо сказать ему что-то приятное и ободряющее. В этом деле Джон настоящий мастер. Недавно я присутствовал на совещании в одной из его компаний. Джон вошел в кабинет и всего за несколько минут нашел ободряющие слова для каждого из сидевших за столом: «Дэвид, я слышал, что вы очень хотели принять участие в этом совещании. Рад вас видеть»; «Ларри, вы очень помогли мне своей консультацией в Денвере. Большое спасибо»; «Кевин, я просмотрел показатели за апрель. Никто в мире не смог бы так удачно воспользоваться предоставленной возможностью, как вы»; «Лес, я рад, что ты приехал и участвуешь сегодня в нашем совещании. Я знаю, что ты внесешь ценный вклад в дискуссию». Таким образом Джон с самого начала задал позитивный и доброжелательный тон в работе. И все это, казалось, не стоило ему абсолютно никаких усилий. Поскольку мне хотелось разобраться в тех методах, которыми Джон завоевывает расположение людей, после совещания я попросил его поподробнее рассказать о своих действиях. Именно тогда я впервые и услышал о правиле 30-ти секунд. - Я научился этому у отца, - сказал Джон. - Много лет назад он был президентом колледжа, и мы с ним частенько гуляли по студенческому городку. На каждом шагу он останавливался, чтобы перекинуться парой слов со студентами. Поначалу меня это даже немного нервировало, но, посмотрев на лица ребят, я понял, что отец умеет для каждого найти доброе слово и это их радует. Люди никогда не забывают доброго отношения к себе. Вчера я позвонил отцу, и он с радостью рассказывал мне о том, как его бывшие студенты приезжают во Флориду со всей страны, чтобы повидаться с ним. Его удивляло, что люди откладывают свои важные дела ради встречи с ним, а мне это казалось вполне естественным. Правило 30-ти секунд, которым отец пользовался в беседе с каждым человеком, приносит богатые плоды. - В течение многих лет я наблюдал за тем, как ты это делаешь, - заметил я, - но никогда не думал, что этому ты научился у отца. - Он преподал мне немало замечательных уроков. Это непревзойденный лидер. Я пользуюсь этим правилом каждый день, беседуя с любым человеком, встретившимся мне на пути. Однажды кто-то сказал мне: «Будьте добрее к окружающим, им и так несладко живется». Людям всегда приятно услышать доброе слово, одобряющий комплимент. Они помогают им реализовать свои надежды и мечты. Никаких усилий для этого не требуется, зато эффект просто поразительный.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Встречаясь друг с другом, люди стараются выглядеть как можно лучше в глазах собеседника. Правило 30-ти секунд предполагает обратное. Вступая в контакт с человеком, концентрируйте внимание не на себе, а на том, чтобы ваш собеседник как можно лучше выглядел в собственных глазах. Каждый день перед встречей с тем иль иным человеком я думаю о том, что приятного ему можно сказать. Это могут быть самые разные вещи. Человека можно поблагодарить за то, что он сделал для меня или для друзей. Можно рассказать другим участникам беседы о том, каких успехов он добился. Можно отметить в нем какое-то положительное качество. А можно просто сделать комплимент по поводу его внешнего вида. Все это несложно, но такая практика требует определенного времени, усилий и дисциплины. Зато награда за это огромна, потому что такой подход всегда производит на людей положительное впечатление. Если вы хотите стимулировать людей с помощью правила 30-ти секунд, всегда помните о следующих моментах. Правило 30-ти секунд содержит в себе три компонента Люди чувствуют себя лучше и охотнее откликаются на ваши просьбы, если вы даете им внимание, одобрение и признание. В следующий раз, вступив в контакт с человеком, начните с того, что в первые тридцать секунд уделите ему свое полное и безраздельное внимание. Скажите ему что-нибудь одобряющее и найдите способ подчеркнуть то, как вы его цените. И посмотрите, что произойдет. Вы сами удивитесь, насколько положительной будет его реакция. Возможно, эти слова помогут, если вам трудно сосредоточить внимание не на себе, а на собеседнике. Правило 30-ти секунд придает людям энергию Психолог Генри Годдард провел измерение уровня энергии в детях, используя прибор под названием эргограф. Результаты оказались просто удивительными. Он обнаружил, что если усталого ребенка похвалить, то эргограф сразу же показывает всплеск энергии. Если же сказать малышу критические или обидные слова, то физическая энергия резко падает. Вы, видимо, и сами интуитивно ощущали это. Разве вы не чувствуете прилив энергии, когда вас кто-то хвалит? И разве не падает ваше настроение, когда вас критикуют? Слова обладают огромной силой. Какое настроение, по вашему мнению, вы создаете у людей, высказывая им одобрение уже при первой встрече? Это не только придает им силу. Они начинают рассматривать вас как носителя энергии. Где бы вы после этого ни появились, люди, видя вас, загораются, словно лампочки! Вы можете создать вокруг себя атмосферу, благоприятную для окружающих. Уже одно только ваше присутствие будет скрашивать людям жизнь. Правило 30-ти секунд служит источником мотивации Знаменитый тренер футбольной команды «Green Bay Packers» Вине Ломбарди слыл приверженцем строгой дисциплины. Но одновременно он был выдающимся мотиватором. Однажды на тренировке он устроил разнос одному из игроков, которому никак не удавалось выполнить его установку на блокирование прорывов противника. После тренировки Ломбарди вошел в раздевалку и увидел, что этот игрок в полном унынии сидит на скамейке, свесив голову. Он потрепал его по шевелюре, похлопал по плечу и сказал: «Придет время, когда ты станешь лучшим защитником Национальной футбольной лиги». Этого игрока звали Джерри Крамер. Через всю жизнь он пронес свой собственный положительный образ, созданный этим эпизодом. «Ободряющие слова Ломбарди оказали колоссальное влияние на мою дальнейшую жизнь», - признавался Крамер. Впоследствии его портрет поместили в Галерею славы футбольного клуба, а сам он был включен в символическую сборную лучших игроков футбольной лиги последних пятидесяти лет. Мотивация время от времени требуется каждому. Правило 30-ти секунд позволяет стимулировать людей делать все, на что они способны. Никогда не следует недооценивать силу мотивации. • Мотивация побуждает людей делать то, что нужно. • Мотивация побуждает принимать решения. • Мотивация побуждает отказываться от неправильных поступков. • Мотивация побуждает находить нужный путь. Мотивация нужна, чтобы добиться того, о чем вы мечтаете. Одно из главных преимуществ правила 30-ти секунд состоит в том, что оно помогает и вам самим. Невозможно оказать помощь другим людям, не помогая при этом и себе. Бенджамин Франклин хорошо понимал эту истину и старался довести ее до сведения окружающих. В своем письме Джону Полу Джонсу он писал: В будущем вам следовало бы использовать любую возможность, чтобы хвалить своих сослуживцев и друзей несколько больше, чем они того заслуживают, и брать на себя несколько большую часть вины, чем положено по справедливости. Поступая таким образом, вы очень скоро станете выдающимся руководителем. Если же вы будете критиковать всех, кто встретится на вашем пути, от этого только уменьшится число ваших друзей и возрастет количество врагов, что повредит вашим делам. Если вы хотите, чтобы люди в вашем присутствии чувствовали себя комфортно, пользуйтесь правилом 30-ти секунд. Помните, что, повышая самооценку окружающих, вы притягиваете их к себе, а занижая, отталкиваете. Лес: закрепление пройденного Социальные психологи в течение многих десятилетий изучали феномен «первого впечатления». Теперь вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы у человека создалось о вас положительное впечатление. Правило 30-ти секунд - одно из самых эффективных средств, посредством которых можно добиться успеха в этой области. В научной литературе его называют «первичным эффектом», позволяющим надолго обеспечить человеку ощущение личной связи с вами. Чтобы применить урок Джона на практике… Забудьте о том, что вам самим надо выглядеть хорошо. Вместо этого ищите возможность, чтобы ваш собеседник выглядел хорошо в вашем присутствии. Задайте себе вопрос: что хорошего и ободряющего я могу сказать человеку, с которым увижусь сегодня? Сделайте следующее: обеспечьте каждому встреченному вами человеку свое внимание, ободрение и признание. Помните, что в первые тридцать секунд разговора надо сказать собеседнику что-то приятное.
ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ В НИХ НУЖДАЕТЕСЬ Нет лучшего комплимента, чем когда человек спрашивает, о чем я думаю, а затем внимательно выслушивает мой ответ. Генри Дейвид Торо
ЛЕС: ОСМЫСЛЕНИЕ УВИДЕННОГО
Однажды я спросил Джона, каким образом ему удается привлекать в свою команду таких классных специалистов, и он ответил, что секрет заключается в одной-единственной фразе: «Без вас я не смогу этого сделать». Далее он поведал мне о том, что даже крупные лидеры терпят неудачу, если считают, что это они нужны людям, а не наоборот. «Лидер может стать поистине великим, - сказал Джон, - только в том случае, если поймет, что он нуждается в людях, а не они в нем». В ходе беседы Джон достал из ящика стола картонную карточку и сказал, что он составил ее много лет назад, когда у него возникла необходимость обратиться к людям за помощью: «Лес, это было написано в 1974 году. В ту пору предстоял крупный строительный проект, и мне нужно было собрать более миллиона долларов. Тогда я впервые понял, как это трудно - быть лидером. Я понял также, что если мне действительно хочется чего-то достичь, то надо сделать так, чтобы моя мечта стала общей. Тогда я написал на картонке пару фраз в расчете на то, что мне удастся использовать их в одной из будущих лекций. До меня дошло, что любая мечта, которую я претворю в жизнь без помощи других людей, окажется слишком мелкой». Он протянул мне карточку, на которой было написано: У меня есть мечта. История утверждает, что в каждую эпоху наступает время, когда лидеры должны выйти на передний план и взять на себя решение назревших проблем. Поэтому у каждого потенциального лидера есть возможность сделать мир лучше. То же самое можно сказать и об окружающих их людях. К счастью, я верю, что Бог окружил меня людьми, с которыми я смогу решить любую задачу. Моя мечта позволяет мне сделать следующее: • в любую секунду выйти из своего нынешнего обличья и претвориться в того, кем я могу стать; • видеть то, что пока еще невидимо, и совершить невозможное; • надеяться на Божью помощь, потому что моя мечта превосходит мои возможности и способности; • продолжать начатое дело даже в случае неудачи, потому что если нет веры в будущее, то отсутствует сила в настоящем; • привлекать к себе победителей, потому что великая мечта притягивающе действует на людей; • видеть себя и окружающих людей в будущем. Наша мечта - это представление о том, какими мы однажды станем. Да, у меня есть мечта. Она превышает мои возможности. Она велика, как целый мир, но начинается с первого шага. Вы хотите присоединиться ко мне? Джон Максвелл - Лес, - сказал он мне, - я раздал сотни таких карточек, и люди начали помогать мне воплощать мою мечту в жизнь по одной простой причине: они поняли, что нужны мне.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Тот день, когда я осознал, что не могу все осилить сам, стал громадным шагом в моем развитии как личности и лидера. У меня всегда были видение будущего, масса идеи и неуемная энергия. Но когда мечта становится больше тебя самого, остается только две возможности: отказаться от мечты или попросить о помощи. Я предпочел второе. Неважно, каких успехов ты добился, неважно, как ты сам себя оцениваешь. Тебе все равно нужны люди. Именно поэтому необходимо дать им знать, что без них ты не сможешь победить. Президент Вудро Вильсон говорил: «Мы должны использовать не только те мозги, которые у нас есть, но и те, которые мы можем взять взаймы». Но зачем же ограничиваться только мозгами? Включите в этот перечень также руки и сердца людей! Прав был и другой президент, Линдон Джонсон, когда утверждал: «Нет проблем, которые мы не смогли бы решить совместными усилиями, и очень мало таких, с которыми мы способны справиться в одиночку». Если вы просите людей о помощи, то это один из лучших способов заставить их выглядеть «на миллион долларов». Почему? ЛЮДЯМ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ В НИХ НУЖДАЛИСЬ Вам приходилось когда-нибудь узнавать дорогу? Вы опускаете стекло в машине и спрашиваете прохожего: «Не подскажете, как мне найти супермаркет?» И практически всегда люди, чем бы они ни были в данный момент заняты, останавливаются и пытаются помочь по мере сил, даже если им для этого приходится пересечь улицу и стоять на проезжей части в гуще движения. Они даже повторяют свои объяснения по нескольку раз, чтобы убедиться, что вы все поняли. Почему? Потому, что если человек знает что-то, чего не знаете вы, то это льстит его самолюбию. Каждому хочется побыть экспертом, пусть даже на секунду. Помогая кому-то, люди ощущают свою значимость. Это повышает их самооценку. Таким образом, потребность в собственной востребованности является общей для всех. Люди должны понять, что они нуждаются в других «Большим шагом в развитии становится тот момент, когда вы осознаете, что с помощью других людей сможете сделать дело лучше, чем в одиночку», - говорил стальной магнат и филантроп Эндрю Карнеги. К сожалению, многим людям так и не удается достичь этого уровня зрелости. Они по-прежнему пребывают в уверенности, что великие дела можно совершать в одиночку. Судьба каждого конкретного человека тесно переплетена с судьбами других. Представьте себе кораблекрушение. Человек сидит на одном конце спасательной шлюпки, праздно наблюдает, как пассажиры на другом конце лихорадочно вычерпывают воду, и думает: «Слава богу, что пробоина не с моего конца!» Не уподобляйтесь ему. Каждый человек нуждается в остальных, а если вы еще не поняли этого, вас ожидают серьезные проблемы. ЛЮДИ ХОТЯТ ЗНАТЬ, ЧТО ОНИ ВОСТРЕБОВАНЫ В комиксах карикатуриста Чарлза Шульца остро подмечены характерные черты человеческой натуры. В комиксе, посвященном жизни одной семейки, Люси просит Чарли Брауна помочь ей с домашним заданием и обещает: - Я буду тебе вечно благодарна. - Что ж, это неплохо, - замечает Чарли. - Я до сих пор не встречал никого, кто был бы мне вечно благодарен. Чтобы узнать, сколько яблок осталось у фермера, надо от десяти отнять четыре. - И только-то? - восклицает Люси. - И за это я должна быть тебе вечно благодарна? Да это просто грабеж какой-то! Ни о какой вечной благодарности не может быть и речи. Это слишком просто! - Ну, тогда хоть что-нибудь, - с разочарованным видом просит Чарли. - А если я просто скажу тебе: «Спасибо, братик»? Выйдя из дому, Чарли встречает Линуса, который спрашивает: - Ты где был, Чарли? - Помогал Люси делать уроки. - Она хоть оценила это? - С очень большой скидкой. Вы когда-нибудь чувствовали себя так, как Чарли Браун? И в этом вы не одиноки. Каждый человек претендует на уважение и признание. Каждому хочется осознавать, что он кому-то нужен и что его услуги оцениваются окружающими по достоинству. ЛЮДИ ХОТЯТ ЗНАТЬ, ЧТО ИХ ПОМОЩЬ ЗАМЕЧЕНА Когда кто-то говорит мне, какую огромную помощь оказала ему моя команда, я прошу его лично сказать это людям, которые ему помогали. Зачем? Затем, что люди хотят знать, что их помощь не прошла незамеченной.«Хорошие лидеры дают людям почувствовать, что те находятся в центре событии, а не на периферии, - считает писатель и эксперт в вопросах лидерства Уоррен Беннис. - Каждый должен понимать, что от него зависит успех всей организации. Когда этого удается добиться и люди видят, что их деятельность не остается незамеченной, это придает смысл их работе». Глава «Citibank» Уолтер Шипли говорит: «У нас 68 тысяч служащих. Я не могу лично управлять такой большой компанией. Моя задача состоит в том, чтобы создать обстановку, которая позволит людям взаимно стимулировать друг друга и за счет этого работать выше уровня собственных возможностей. Моя заслуга как лидера заключается лишь в том, что я показываю, куда идти. Все остальное делают сотрудники». Шипли понимает то, что известно каждому преуспевающему лидеру: люди хотят видеть, что они вносят важный вклад в достижение цели. Это вовсе не признак слабости, если вы говорите людям, как их цените. Это признак уверенности и силы. Если вы искренне просите о помощи, собирая команду специалистов, в знаниях которых нуждаетесь, от этого выигрывают все. Лес: закрепление пройденного Опираясь на результаты исследований, можно утверждать, что люди, ощущающие свою значимость, работают более продуктивно и чаще применяя творческий подход. В ходе изучения близнецов, имевших одинаковый коэффициент интеллектуального развития, было установлено, что они демонстрируют совершенно разные результаты в работе, если их поместить в разную обстановку. В одной их поддерживают и ценят, а в другой нет. Те, кто чувствует свою востребованность, работают лучше. Чтобы применить урок Джона на практике… Забудьте о гордыне, которая заставляет вас обходиться без помощи окружающих. Задайте себе вопрос: кто может помочь мне лучше выполнить работу, которую я в состоянии сделать и сам? Кто только и ждет, когда я попрошу его присоединиться ко мне? Сделайте следующее: искренне попросите людей о помощи и понаблюдайте, как они будут реагировать. Помните: побеждающие при помощи других людей ощущают себя в центре событий, а не на периферии.
ОСТАВЬТЕ О СЕБЕ ПАМЯТЬ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ И ЧАЩЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ К СВОЕЙ ПАМЯТИ Память есть сокровище и хранитель всех вещей. Цицерон
ЛЕС: ОСМЫСЛЕНИЕ УВИДЕННОГО
Люди, общающиеся с Джоном, знают, что любая беседа с ним обязательно останется в памяти. Умение оставлять о себе память - одно из качеств, позволяющих ему завоевывать расположение окружающих. Однажды он рассказал мне историю. Ему предстояло выступить перед тремя тысячами молодых бизнес-лидеров в Финиксе. «Мне вообще не дали сказать ни слова», - вспоминал Джон. Люди, собравшиеся на конференцию, долгие годы воспитывались на его книгах и лекциях. И теперь они решили устроить ему сюрприз, чтобы не Джон выступал перед ними, а они перед Джоном. Они усадили его и начали чествование. Двенадцать человек один за другим выходили к трибуне, чтобы рассказать собравшимся, чему их научил Джон и какое значение это имело для их жизни. «Это было для меня полной неожиданностью, - рассказывал Джон. - Они не только говорили лестные слова в мой адрес, но и каждый из докладчиков вручил мне сувенир, который должен был напоминать мне о теме его выступления. Я был просто ошеломлен». Один из выступавших подарил Джону картину, в одной половине которой был изображен мальчик, читающий его книгу, а в другой - тот же мальчик, уже ставший взрослым человеком, который учит других. «Лес, - сказал мне Джон дрожащим голосом и со слезами на глазах, - я даже не знаю, сколько раз вспоминал о том дне. Я храню все эти сувениры у себя в кабинете и часто смотрю на них. Это событие оказалось очень значимым для меня».
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Немногие вещи способны так прочно связывать людей друг с другом, как общие воспоминания. Солдаты, воевавшие вместе, члены спортивной команды, выигравшие звание чемпионов, члены рабочего коллектива, добившиеся большой цели, связаны непреходящей памятью. Супруги, переживающие кризис взаимоотношений, часто оглядываются на совместно прожитую жизнь, и это помогает им вновь обрести согласие. Отношения в семье крепнут, когда ее члены вместе пережили тяжелые времена или необычные приключения, о которых можно потом вспоминать годами. Какие- то из воспоминаний порождены обстоятельствами, но многие можно создать намеренно. Льюис Кэрролл писал: «Плоха та память, которая направлена только в прошлое». Что это значит для нас с вами? Зачастую самые богатые воспоминания -это те, которые мы сознательно планируем и создаем. Вот несколько советов, как оставить о себе хорошее впечатление. Инициатива. Организуйте событие Не ждите, пока произойдет памятное событие. Сотворите его сами. Память можно целенаправленно создать. Услышав слово «рикша», мои друзья Дэн и Пэтти Рейланд, а также Тим и Пэм Элмор тут же вспоминают морозный осенний день в Нью-Йорке. После обеда в одной из таверн я нанял трех велорикш, и мы устроили гонки. Каждая супружеская пара могла стимулировать своего «водителя», используя любые финансовые средства. На протяжении всей дистанции мы шли голова в голову и хохотали как сумасшедшие. Мы и до сих пор смеемся, вспоминая об этом событии и разглядывая фотографии, сделанные в тот день. Однако нам не о чем было бы вспомнить, если бы мы сами не организовали эту гонку. Найдите достаточное количество времени Долгие годы многие родители ведут дебаты о том, что важнее: количество проведенного с детьми времени или его качество. Будучи сам отцом и дедушкой, я пришел к выводу: чтобы время было проведено качественно, требуется его достаточное количество. Если у вас его нет, вы не сможете оставить о себе хорошую память. Вам не приходилось задумываться о том, что самые яркие воспоминания остаются как раз о встречах с людьми, с которыми вы провели много времени? Если вам хочется, чтобы семья помнила о вас, проводите с ней больше времени. Если вы хотите, чтобы у сотрудников осталась добрая память о вас, учтите: этого невозможно добиться, сидя в своем кабинете за закрытыми дверями. Нельзя оставить у людей память, не находя времени для общения с ними. Планируйте события Большинство людей не управляют своей жизнью, а идут у нее на поводу, ожидая, пока произойдут какие-то памятные события, но совершенно не задумываясь о том, как их спланировать и организовать. Одним из самых ярких памятных событий в моей жизни было празднование двадцати пятилетия нашей свадьбы. Мы наняли яхту и пригласили тридцать самых близких друзей. Погрузившись на борт в заливе Сан-Диего, мы устроили роскошный ужин, а затем в качестве сюрприза перед нами выступил Фрэнки Вейленс, исполнивший свои самые известные песни. Всем друзьям очень понравилось. Но больше всего запомнились наши с Маргарет слова, которые мы нашли для каждого из гостей, рассказывая, почему он занимает такое прочное место в нашем сердце. Этот вечер запомнился не только нам с Маргарет, но и всем присутствовавшим. Проявите творчество Как быть, если вы оказались участником какого-то события, которое в соответствии с вашими ожиданиями должно остаться в памяти у людей, однако ничего интересного не происходит? Проявите творческий подход. Я неоднократно рассказывал о турнире по боулингу в Сан-Диего, на котором мне довелось присутствовать с друзьями пятнадцать лет назад. Игра была настолько скучной, что я в конце концов купил газеты и раздал их всем зрителям в нашем секторе, чтобы им было чем заняться. Мой друг тоже не ударил в грязь лицом и купил сто пакетиков с солеными орешками, которые начал раздавать присутствующим. Нам устроили овацию, и вскоре операторы больше снимали нас, чем саму игру. Я не помню, кто победил и с каким счетом, но этот вечер я никогда не забуду, как и друзья, которые были там вместе со мной. Сделайте так, чтобы воспоминания оказались общими Воспоминания становятся прочнее, если вы делите их с близкими людьми. Много лет назад мы с семьей поехали в отпуск в канадский национальный парк Джаспер. Там я отправился с детьми Элизабет и Джоэлом на рыбалку. Собираясь домой, мы позвонили Маргарет с целью предупредить о своем возвращении, и она поинтересовалась нашим уловом. - Мы поймали восемь форелей, - сообщил Джоэл. Он старался говорить будничным тоном, но я видел, что его прямо-таки распирает от гордости. На обратном пути мы говорили о том, как здорово будет подать к ужину рыбу, которую мы только что выудили из холодной горной реки. Придя домой, мы отнесли форель на кухню и увидели там на столе четыре бифштекса. - Что это такое? - возмутился Джоэл. - Мы поймали форель и собирались поужинать рыбой! Маргарет рассмеялась. - Я расслышала, что вы поймали только одну форель, и решила купить на ужин бифштексы. Тут уж расхохотались и мы с Элизабет, а Джоэл с лукавым выражением в глазах сказал: - Что-то у мамы с арифметикой плохо. Детям тогда было одиннадцать и тринадцать лет. С тех пор каждый раз, собираясь на природу, они вспоминают эту историю с форелью. Хотя у обоих уже есть свои дети, они все еще нет-нет да и скажут со смехом: - Что-то у мамы с арифметикой плохо. Позаботьтесь о вещественном напоминании «Почти все, что мы делаем сегодня, забудется уже через несколько недель, - утверждает психолог Джон Маккрон. - Способность восстанавливать события в памяти резко возрастает, если она подкреплена искусственными средствами в виде дневников и фотографий». А вы разве этого не замечали? Храните ли вы фотографии и сувениры на своем рабочем столе, где их можно постоянно видеть? Носите ли вы в бумажнике фотографии своих близких? Стоят ли у вас на полке трофеи, кубки и другие награды, чтобы их могли увидеть другие люди? У каждого из нас есть вещи, которые мы любим не потому, что они имеют какую-то материальную ценность, а потому, что напоминают нам о местах, в которых мы бывали, и о том, что мы делали. Если вы хотите, чтобы люди помнили вас, подарите им какую-то памятную вещицу. Освежайте свои воспоминания Самый лучший способ сохранить что-то в памяти - это постоянно освежать свои воспоминания. Каждый раз, путешествуя с людьми, в конце поездки я прошу их поделиться со мной самыми яркими воспоминаниями. Зачастую это выливается в очень содержательную беседу. Вскоре после поездки я могу написать человеку коротенькое письмо со своими воспоминаниями о ней. Таким образом между нами создается прочная связь и появляется прекрасное настроение. Лес: закрепление пройденного Нет такого человека, который не признавал бы ценность положительных воспоминаний, помогающих пережить самые тяжелые времена и вдохновляющих людей на то, чтобы делать жизнь еще лучше. Такую память каждый может создавать искусственно и постоянно к ней обращаться. Чтобы применить урок Джона на практике… Забудьте о «качестве» времени, проведенного для оставления памяти о себе, если вы не готовы выделить для этого его достаточное количество. Задайте себе вопрос: какую память я оставил о себе, которую следовало бы оживить? Сделайте следующее: спланируйте мероприятие в честь какого-нибудь достижения или даты, о котором люди будут говорить долгие годы. Не забудьте подкрепить эту память чем-то вещественным. Помните: мы не должны ждать, пока памятные события произойдут сами по себе. Мы должны создавать их.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |