Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расскажите хорошую историю




 

Вселенная сос­то­ит не из ато­мов, а из ис­то­рий.

Мюриэл Ру­кай­зер

 

Лес: ос­мыс­ле­ние уви­ден­но­го

Я раз­г­ля­дел Джо­на на вы­хо­де из аэро­пор­та Си­эт­ла и тут же дви­нул­ся ему нав­с­т­ре­чу. Раз­мес­тив его че­мо­да­ны в ба­гаж­ни­ке сво­его джи­па, я сел за руль. Преж­де чем прис­ту­пать к бе­се­дам, мы ре­ши­ли по­ужи­нать в оте­ле.

Дорога за­ня­ла нес­коль­ко ми­нут. Про­хо­дя по вес­ти­бю­лю, Джон пред­ло­жил:

- Задержись на се­кун­ду. Я хо­чу рас­ска­зать те­бе од­ну ис­то­рию. - Он под­вел ме­ня ко вхо­ду в кон­фе­ренц-зал. - Это мес­то име­ет для ме­ня боль­шое зна­че­ние. Ви­дишь тот стул в кон­це сто­ла? Я си­дел на нем, ког­да соз­да­ва­лась ком­па­ния ISS.

И Джон пус­тил­ся в вос­по­ми­на­ния. Он по­ка­зы­вал мне каж­дый стул и рас­ска­зы­вал, кто си­дел на нем в тот день. За­тем он в де­та­лях вос­соз­дал все про­ис­хо­див­шие в то вре­мя со­бы­тия: как он при­ле­тел в Си­этл, что­бы по­лу­чить кон­суль­та­цию у гла­вы од­ной из ком­па­ний, как прет­во­ри­лась в жизнь его меч­та о сбо­ре средств для раз­ви­тия цер­к­вей, как он су­мел объ­еди­нить ру­ко­во­ди­те­лей биз­не­са в де­ле ока­за­ния по­мо­щи цер­к­вям.

Джон рас­ска­зы­вал, а я без тру­да пред­с­тав­лял се­бе все, о чем он го­во­рил, и ощу­щал его эн­ту­зи­азм.

- Знаешь, Лес, ког­да я при­хо­жу в ка­кое-ни­будь мес­то, где про­изош­ло важ­ное со­бы­тие, то сра­зу же ощу­щаю при­ток но­вой энер­гии.

Эту ис­то­рию Джон рас­ска­зы­вал мне во­семь лет на­зад, од­на­ко она ос­та­лась у ме­ня в па­мя­ти. Я до сих пор ви­жу эту кар­ти­ну во всех де­та­лях. Она всплы­ва­ет каж­дый раз, ког­да я про­ез­жаю ми­мо оте­ля. Для ме­ня тот слу­чай стал еще од­ним сви­де­тель­с­т­вом проч­нос­ти на­ших с Джо­ном от­но­ше­ний. Он впус­тил ме­ня в свою лич­ную жизнь, по­де­лил­ся сво­ими мыс­ля­ми, меч­та­ми, сво­ей ис­то­ри­ей. Мне бы­ло при­ят­но это слы­шать.

Занимаясь воп­ро­са­ми меж­лич­нос­т­но­го об­ще­ния, я пос­то­ян­но наб­лю­даю, как лю­ди выс­ту­па­ют пе­ред ауди­то­ри­ей. Джон всег­да соп­ро­вож­да­ет свои выс­туп­ле­ния ка­кой-ни­будь ин­те­рес­ной ис­то­ри­ей, будь то пе­ред пуб­ли­кой или в бе­се­де один на один. У не­го не­ис­чер­па­емый за­пас та­ких ис­то­рий. Я по­ин­те­ре­со­вал­ся, для че­го он это де­ла­ет.

- Это прос­то, - от­ве­тил Джон. - Прин­ци­пы сти­ра­ют­ся и тус­к­не­ют, а ис­то­рии ос­та­ют­ся в па­мя­ти. Мне по­на­до­би­лось не­ма­ло вре­ме­ни, что­бы ус­во­ить это пра­ви­ло в хо­де на­пи­са­ния книг. У ме­ня бы­ла при­выч­ка сра­зу пе­ре­хо­дить к из­ло­же­нию прин­ци­пов, не тра­тя вре­ме­ни на дол­гие ис­то­рии. Но один из дру­зей убе­дил ме­ня по­ме­нять стиль. И от­к­ли­ки чи­та­те­лей до­ка­зы­ва­ют, что он ока­зал­ся прав. Лю­бой пи­са­тель дол­жен пос­то­ян­но за­да­вать се­бе воп­рос: «За­хо­чет ли чи­та­тель пе­ре­вер­нуть стра­ни­цу и про­дол­жить чте­ние?» Ско­рее все­го, так и бу­дет, ес­ли ис­то­рия, пред­ла­га­емая ав­то­ром, ув­ле­ка­тель­на.

Мне не до­во­ди­лось встре­чать лю­дей, ко­то­рым не нра­ви­лись бы ин­те­рес­ные ис­то­рии. По этой при­чи­не хо­ро­ший рас­сказ­чик всег­да при­ко­вы­ва­ет к се­бе вни­ма­ние ок­ру­жа­ющих.

 

ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК

 

Осенью 1999 го­да мы с Мар­га­рет и нес­коль­ки­ми друзь­ями за­еха­ли в не­боль­шой го­ро­док Джон­с­бо­ро в шта­те Тен­нес­си. Там соб­ра­лось бо­лее се­ми ты­сяч лю­дей со всех кон­цов стра­ны. Мно­гим приш­лось пой­ти на зна­чи­тель­ные рас­хо­ды, что­бы доб­рать­ся ту­да. Они про­ве­ли не­ма­ло ча­сов, си­дя на оде­ялах и склад­ных стуль­ях, по­рой да­же под дож­дем. За­чем? Они хо­те­ли поп­ри­сут­с­т­во­вать на еже­год­ном на­ци­ональ­ном фес­ти­ва­ле рас­сказ­чи­ков.

Мы наб­лю­да­ли, как выс­ту­па­ющие один за дру­гим зав­ла­де­ва­ли вни­ма­ни­ем ауди­то­рии. Их ис­то­рии бы­ли са­мы­ми раз­лич­ны­ми - грус­т­ны­ми, ра­дос­т­ны­ми, за­бав­ны­ми, сен­ти­мен­таль­ны­ми, ис­то­ри­чес­ки­ми, вы­ду­ман­ны­ми, ми­фи­чес­ки­ми. В од­них та­ил­ся глу­бо­кий смысл, дру­гие слу­жи­ли толь­ко для раз­в­ле­че­ния пуб­ли­ки. Но всем рас­сказ­чи­кам бы­ла при­су­ща од­на чер­та: они при­ко­вы­ва­ли к се­бе вни­ма­ние слу­ша­те­лей.

В кон­це фес­ти­ва­ля мы с друзь­ями об­су­ди­ли при­емы, ис­поль­зу­емые рас­сказ­чи­ка­ми. Нас ин­те­ре­со­вал один воп­рос: «Ка­кие чер­ты и свой­с­т­ва поз­во­ля­ют им до­би­вать­ся ус­пе­ха?» Вот пе­ре­чень, ко­то­рый мы сос­та­ви­ли.

Энтузиазм. Они выс­ту­па­ли с удо­воль­с­т­ви­ем, всем сво­им ви­дом вы­ра­жа­ли ра­дость и из­лу­ча­ли энер­гию.

Использование вы­ра­зи­тель­ных средств. Выс­туп­ле­ния соп­ро­вож­да­лись вы­ра­зи­тель­ной ми­ми­кой и жес­та­ми.

Вовлечение пуб­ли­ки. Поч­ти каж­дый рас­сказ­чик по­буж­дал слу­ша­те­лей тем или иным об­ра­зом учас­т­во­вать в дей­с­т­вии, при­зы­вая их петь, хло­пать в ла­до­ши, пов­то­рять за ним от­дель­ные сло­ва или де­лать ка­кие-то жес­ты.

Спонтанность. Рас­сказ­чи­ки жи­во ре­аги­ро­ва­ли на раз­лич­ные про­яв­ле­ния со сто­ро­ны ауди­то­рии.

Отсутствие за­пи­сей. Рас­ска­зы­вая ис­то­рии по па­мя­ти и не заг­ля­ды­вая в бу­маж­ку, выс­ту­па­ющие име­ли воз­мож­ность под­дер­жи­вать зри­тель­ный кон­такт с ауди­то­ри­ей.

Юмор. Юмо­рис­ти­чес­кие встав­ки при­сут­с­т­во­ва­ли как в серь­ез­ных, так и в смеш­ных ис­то­ри­ях.

Творческий под­ход. Клас­си­чес­кие те­мы пе­рес­ка­зы­ва­лись с по­зи­ций се­год­няш­не­го дня.

Личное от­но­ше­ние. Боль­шин­с­т­во ис­то­рий бы­ли рас­ска­за­ны от пер­во­го ли­ца.

Задушевность. Ис­то­рии тро­га­ли сер­д­ца слу­ша­те­лей.

Всевозможные ис­то­рии очень эф­фек­тив­ны в бе­се­дах один на один, в ма­лых груп­пах и пе­ред боль­шой ауди­то­ри­ей. Тот, кто уме­ет рас­ска­зать ин­те­рес­ную ис­то­рию, не­из­мен­но ока­зы­ва­ет­ся в цен­т­ре вни­ма­ния.

Умение рас­ска­зы­вать ис­то­рии при­хо­дит с прак­ти­кой и по си­лам каж­до­му. Ес­ли у вас не­дос­та­точ­но опы­та или вы хо­ти­те усо­вер­шен­с­т­во­вать­ся как рас­сказ­чик, поз­воль­те дать вам нес­коль­ко со­ве­тов.

Рассказывайте о том, что вы пе­ре­жи­ли лич­но

Лучше все­го мы рас­ска­зы­ва­ем ис­то­рии, про­ис­шед­шие с на­ми. У нас к ним есть лич­ное от­но­ше­ние, мы хо­ро­шо зна­ем фак­ту­ру и пом­ним соб­с­т­вен­ные пе­ре­жи­ва­ния. Мы мо­жем стро­ить и ук­ра­шать рас­сказ по сво­ему ус­мот­ре­нию. У каж­до­го че­ло­ве­ка в жиз­ни бы­ли со­бы­тия, ко­то­рые бу­дут ин­те­рес­ны всем.

Рассказывайте с целью ус­та­нов­ле­ния от­но­ше­ний

Труднее все­го рас­ска­зы­вать ис­то­рии, ког­да вы ста­ви­те пе­ред со­бой цель про­из­вес­ти впе­чат­ле­ние на слу­ша­те­лей. Ес­ли это от­но­сит­ся и к вам, то из­ме­ни­те свой под­ход. Рас­ска­зы­вай­те для то­го, что­бы ус­та­но­вить кон­такт с людь­ми. Сос­ре­до­точь­те вни­ма­ние на слу­ша­те­лях, и вы ста­не­те хо­ро­шим рас­сказ­чи­ком.

Вкладывайте в рас­сказ ду­шу

Людям нра­вит­ся юмор, но не каж­дый спо­со­бен рас­ска­зать смеш­ную ис­то­рию. Ес­ли у вас это по­лу­ча­ет­ся, про­дол­жай­те в том же ду­хе. Но ни­ког­да не сбра­сы­вай­те со сче­тов эф­фект ис­то­рии, рас­ска­зан­ной от ду­ши. Ес­ли вы хо­ти­те, что­бы она ук­ре­пи­ла ва­ши от­но­ше­ния со слу­ша­те­ля­ми, до­бавь­те ей ду­шев­ной теп­ло­ты. И не бой­тесь по­ка­зать лю­дям свое глу­бо­кое лич­ное от­но­ше­ние к ска­зан­но­му.

Представьте се­бе, что лю­ди хо­тят пос­лу­шать ва­шу ис­то­рию

Одна из са­мых боль­ших оши­бок, до­пус­ка­емых на­чи­на­ющи­ми рас­сказ­чи­ка­ми, зак­лю­ча­ет­ся в ро­бос­ти. Нич­то так не пор­тит ис­то­рию, как ро­бость и сму­ще­ние. Ес­ли уж вы взя­лись рас­ска­зы­вать, то де­лай­те это сме­лее. Го­во­ри­те энер­гич­но и с во­оду­шев­ле­ни­ем. В про­тив­ном слу­чае луч­ше про­мол­чать.

Я где- то чи­тал, что по­ли­ти­чес­кая «эли­та» кри­ти­ко­ва­ла пре­зи­ден­та Лин­коль­на за то, что он пе­ре­сы­пал свои выс­туп­ле­ния боль­шим ко­ли­чес­т­вом раз­лич­ных ис­то­рий. Но это не ос­та­но­ви­ло его, пос­коль­ку он знал, как ока­зать воз­дей­с­т­вие на лю­дей. Он как-то за­ме­тил: «Ме­ня уп­ре­ка­ют в том, что я из­лиш­не ув­ле­ка­юсь ис­то­ри­ями. Воз­мож­но, это и так, но на ос­но­ва­нии дол­го­го опы­та я при­шел к вы­во­ду, что прос­той на­род луч­ше ус­ва­ива­ет кон­к­рет­ные при­ме­ры, чем ка­кой-ли­бо дру­гой вид ин­фор­ма­ции, и по­это­му ме­ня не слиш­ком бес­по­ко­ит, что го­во­рят по это­му по­во­ду мои кри­ти­ки».

Следуйте при­ме­ру Лин­коль­на и дру­гих ве­ли­ких ли­де­ров, ко­то­рые зна­ли, как прив­лечь лю­дей на свою сто­ро­ну. Рас­ска­жи­те ин­те­рес­ную ис­то­рию, вло­жи­те в нее ду­шу - и вы обес­пе­чи­те се­бе рас­по­ло­же­ние ок­ру­жа­ющих.

 

ЛЕС: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

 

Исследования по­ка­зы­ва­ют, нас­коль­ко эф­фек­тив­но мож­но до­нес­ти свои мыс­ли и чув­с­т­ва до слу­ша­те­лей, рас­ска­зы­вая им ис­то­рии. В хо­де про­ве­ден­ной не­дав­но на­уч­ной ра­бо­ты бы­ло до­ка­за­но, что вы мо­же­те су­щес­т­вен­но ук­ре­пить вза­имо­от­но­ше­ния с людь­ми, ис­поль­зуя свои спо­соб­нос­ти рас­сказ­чи­ка. Вы­ра­жая се­бя пос­ред­с­т­вом рас­ска­зан­ных ис­то­рий, вы соз­да­ете неп­ри­нуж­ден­ную ат­мос­фе­ру об­ще­ния, в ко­то­рой обе сто­ро­ны чув­с­т­ву­ют се­бя лег­ко и при­ят­но.

Чтобы при­ме­нить урок Джо­на на прак­ти­ке…

Забудьте о том, что вы не про­фес­си­ональ­ный ора­тор.

Задайте се­бе воп­рос: как я смо­гу луч­ше до­нес­ти свою мысль до ок­ру­жа­ющих, рас­ска­зав им ка­кую-ни­будь ис­то­рию?

Сделайте сле­ду­ющее: рас­ска­жи­те ис­то­рию, вмес­то то­го что­бы из­ла­гать су­хие фак­ты.

Помните, что прин­ци­пы сти­ра­ют­ся и тус­к­не­ют, а ис­то­рии ос­та­ют­ся в па­мя­ти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.