КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками
Восприемники младенцев В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»). Основные критерии способности православного христианина стать восприемником: – желание и способность к воспитанию ребенка «в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности»[lxv]; – воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать духовным наставником: условием крещения младенца ставится… регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах [lxvi]. Не могут быть восприемниками («крестными родителями»): – неверующие, некрещеные, иноверные, еретики [lxvii], инославные христиане (члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.); – отступники, а также совершенно несведущие в православной вереи не желающие прилагать усилия к воцерковлению; – лица, не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка; – родители крещаемого младенца [lxviii]; – монашествующие [lxix]; – малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы[lxx]); – недееспособные лица (потерявшие рассудок), – лица с сомнительными нравственными качествами [lxxi]. Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели. Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. Из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина – для женского пола). Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола [lxxii]. По установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) в исключительных случаях могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея[lxxiii].
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить подготовительные беседы (как минимум – две беседы). Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения на безвомездной основе[lxxiv]. На приходе могут быть организованы несколько форм проведения таких подготовительных бесед пред крещением детей: – две беседы о смысле, значении и символизме чина Таинства Крещения, о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Присутствующим можно предложить для ознакомления памятки о Таинстве Крещения, катехизические фильмы о церковной жизни, предоставить список рекомендованной литературы о принципах религиозного воспитания детей и адреса Интернет-сайтов, содержащих катехизические материалы и основы православной педагогики; – курс тематических бесед; – после проведения с родителями ребенка и восприемниками обязательныхдвух бесед им предлагают свободное посещение тематических бесед, посвященных осмыслению основ православной веры, ознакомлению с учением Церкви о семье, обсуждению принципов воспитания и воцерковления детей. При проведении бесед необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры, раскрыть богословское значение Таинства Крещения, а также помогать участникам бесед преодолевать суеверное и магическое восприятие Таинства Крещения.Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок» и т.д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был как все русские и т.д.). Во время бесед следует раскрыть значение термина «воспитание» в православной традиции как стремление родителей напитать личность ребенка, помогая ему обрести ощущение реальности присутствия Бога в жизни людей. Обращаясь к восприемникам, следует напомнить, чтоониявляются поручителями пред Богом о последующем воспитании ребенка в православной традиции, должны быть учителями, обладающими необходимыми знаниями о вере и опытом полноценной церковной жизни, призваны быть помощниками родителей, способными жертвовать своим временем, вниманием, книгами в процессе воспитания ребенка. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии[lxxv]. Следует напоминать им о недопустимости участия в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами. Родителям и восприемникам детей старше 6 месяцев необходимо говорить о полезности неоднократного посещения храма вместе с ребенком, что может преодолеть страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомя ребенка с Церковью, важно учить его правильно именовать священнослужителей и святыни. Во время бесед особо нужно указывать на необходимость регулярного причащенияребенка после Крещения: родители и восприемники младенцев должны слышать не только разъяснение Символа веры и Таинства Крещения, но и слова об ответственности, которую они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения, о важности Исповеди, Причащения, о жизни в приходской общине, о том, как можно в ней участвовать [lxxvi]. Восприемникам следует напомнить о необходимости приходить с ребенком в храм для молитвы (т.е. и во внебогослужебное время). Регулярное посещение храма позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим, и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость. Родители и восприемники призваны учить ребёнка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение. Во время беседы с родителями и восприемниками младенца им необходимо напоминать о необходимости приобретения для ребенка иконы его Небесного покровителя, а также православной литературы: – Детский молитвослов; – Детская Библия; – Закон Божий; – Жития святых для детей. Пришедшим на беседу родителям и восприемникам необходимо рассказывать о деятельности приходской воскресной школы для детей.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |