Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету №2

Вопросы к зачету№1

1. Дайте определение - общество в узком смысле. Под обществом в узком смысле понимают определенную группу людей, объединившихся ля общения и выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии.
2. Дайте определение – общество в широком смысле. В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы группу людей, но тесно связанную с ней, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием.
3. Перечислите и раскройте сферы общества. 1. Экономическая 2. Политическая 3. Социальная 4. Духовная
4. Назовите науки изучающие общество. Философия, история, социология, экономика, политология, правоведение.
5. Перечислить классификацию общества и раскрыть. 1. По наличию письменности выделяют общества- до письменные и письменные. 2. По степени социального расслоения – простые и сложные 3. По способу производства – общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное 4. Формационный подход – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
6. Дать определение – личность. Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной.
7. Дать определение – индивид. Единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
8. Что понимают под определением человек? Употребляют желая показать принадлежность к человеческому роду homo sapiens; данное лицо обладает всеобщими свойственными всем людям чертами и качествами.
9. Дать определение - социализация. Осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт в конкретном обществе.
10. Что понимают под термином «Матриархат»? Родство передается по материнской линии.
11. Что понимают под термином «Патриархат»? Родство передается по отцовской линии.
12. Дайте определение «социальный статус». Положение человека в обществе.
13. Перечислите потребности человека. Биологические (еда, сон, питание, отдых) Социальные (общение, забота о других)

 

Критерии оценивания:

12-13=5

10-11=4

8 - 9=3

 

1.Дать определение - бытие, перечислить виды бытия. Бытие – это категория, которая означает существование, основанное на положении «Я ЕСТЬ». Различают 2 вида бытия: реальноеиидеальное. Реальное это то, что имеет материальную границу. Идеальное это то, что не имеет существенной материи.
2.Перечислить и раскрыть формы бытия. Наука выделяет 4 вида бытия: 1) Бытие вещей, то есть процессов, природы как единого целого. 2) Бытие человека, то есть человек существует в трех измерения бытия. 3) Бытие духовного. Можно условно разделить на 2 вида. I. Индивидуализированное II. Духовное. (неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов) 4) Бытие социального, включающее индивидуальное битые и бытие общества
3.Три измерения бытия человека. Человек существует в трех измерения бытия. Как объект природы. Как особи вида Homo sapiens. Как социально-исторического существа
4.Дать определения - познание. Перечислить виды познания. - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получении нового знания об окружающем мире. Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Не один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
5. Дать определение -абстрагирование. Абстрагирование – это сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще.
6. Дать определение истина. Перечислить виды истины.   Истина – это знания, соответствующие действительности Виды истины. 1.Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит от человека. 2.Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. 3.Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
7.Дать определение научное познание. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных знаний о природе, человеке и обществе.
8. Перечислить и раскрыть уровни научного познания. 1. Эмпирический, (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей). 2. Теоретический, (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений).
9.Дать определение «наука». Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
10. Перечислить и раскрыть виды наук. гуманитарные науки- изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества (история, философия, социология, политология и др.) естественные науки –исследуют явления материального мира (физика, химия, биология, математика, астрономия) технические науки -непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства (материаловедение, электроника, информатика)
11. Определение «мораль» Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
12. Определение «религия» Религия – форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.
1.Перечислить религии современного мира. 1. Христианство (разновидности: православие, католицизм, протестантизм) (течения протестантизма - лютеранство, кальвинизм, англиканство).
2. Ислам 3. Индуизм 4. Иудаизм 5.Конфуцианство
6.Буддизм 7.Синтоизм 8.Даосизм
4.Перечислить ранние формы религии.
Тотемизм. Магия Язычество
Анимизм Фетишизм  
15. Дайте определение – гуманизм. Гуманизм – это признание человека как личности и его блага высшей ценностью.

Критерии оценивания:

13-15=5

11-12=4

9-10=3

Зачет №3 «Экономика и экономические системы»

1. Дайте определение – экономика в ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения материальных благ.
2. Что понимают под макро – микроэкономикой. Макроэкономика- экономика в целом (государства, мировая) Микроэкономика - выпуск продукции отдельными фирмами, домохозяйствами.
3. Дайте определение - рынок и его виды. Форма хозяйственных связей между потребителем и производителем в сфере обмена. Виды: рынок капитала, труда, ценных бумаг, валютных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг)
4. Дайте определение - рыночная экономика. Система экономического принуждения, благодаря которой товаропроизводитель заинтересован действовать с max. выгодой для себя.
5. Дайте определение - налог. Виды налогов. Налог – обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Виды налогов: прямые – взимаются с плательщика (человека и организации); косвенные – частично или полностью включаются в стоимость товара.
6. Дать определение - собственность. Перечислить ее виды. форма присвоения экономических ресурсов, предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности. Виды собственности: частная, государственная, коллективная, корпоративная)
7. Дать определение - государственный бюджет. Раскройте структуру бюджета (доходы - расходы).   Ежегодный финансовый план доходов и расходов государства Доходы Расходы
налоги, доходы от деятельности государственного сектора Содержание государственного аппарата управления, вооруженных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (кредиты, дотации) и т.д.

 

8. Дать определение - национализация. переход собственности из частных рук государству.  
9. Дать определение - приватизация. переход собственности от государства в частные руки  
10. Дать определение - эмиссия. Выпуск новых партий бумажных денег.  
11. Дать определение - инфляция. Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание.
12. Дать определение - профицит бюджета. Доходы бюджета превышают расходы.  
13. Дать определение - меркантилизм политика накопления денег в казне государства (прямой запрет на вывоз денег за границу)
14. Дать определение - протекционизм поддержка отечественного производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывозимые товары и повышение сборов на ввозимые товары.
15.Дать определение – инвестирование долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей.

 

Критерии оценивания:

14-15=5

12-13 =4

10-11=3

Зачет №4: Социальные основы общества

1. Социальная стратификация Расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.
2. Типы социальной стратификации 1. Кастовая – существовала в Индии, ее пережитки сохранились по сей день. 2. Рабство - личная зависимость раба от рабовладельца. Патриархальное – раб живет на правах младшего члена семьи Восточное- зависимость всего населения от государства Классическое – полное бесправие раба, который считался говорящим орудием. 3. Сословная стратификация- группа людей, которые имеют строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. 4. Классовый подход- большие группы людей, различающиеся по их месту и положении в исторически определенной системе общества.
3. Социальный статус Положение человека в обществе связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
4.Страта (от лат.stratum-слой, пласт) Большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
5.Социальная роль Представляет собой образец поведения признанный целесообразным для людей данного социального статуса в данном обществе.
6.Межпоколенная мобильность. Перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями.
7.Что понимают под вертикальной мобильностью? Перемещение индивидов, социальных групп из одной страты в другую, при котором, существенно меняется социальное положение.
8.Горизонтальная мобильность. Переход индивида или социальной группы от одной позиции к другой расположенной на том же уровне.
9.Конформизм. Принятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений.
10.Девиантное поведение (Приведите примеры девиантного поведения) Поведение которое не соответствует требованиям принятым в обществе социальным нормам (наркомания, алкоголизм)
11.Социальные нормы. Установленные в обществе правила поведения, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
12.Виды социальных норм 1) Нормы морали – в них отражаются представления людей, о хорошем и плохом, о добре и зле, справедливости и несправедливости; 2) Нормы традиций и обычаев – сложившиеся правила поведения, возникшее в результате привычки многократного повторения; 3) Религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг, либо установленные религиозными организациями; 4) Политические нормы - нормы, установленные различными политическими организациями; 5) Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные, либо санкционированные государством.
13. Социальная общность Это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
14.Этнос. Большая группа людей, выделяемая на основе общности культуры, языка, сознания и нерасторжимости исторической судьбы.
15. Нация Исторически сложившаяся на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания.
16.Национализм. Идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.
17.Патриотизм. Убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству.
18. Фашизм. Идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций.
19.Этноцентризм. Уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.
20.Виды социальных статусов 1) Предписанные– национальность, место рождения, социальное происхождение; 2) Приобретенные или достигнутые – профессия, образование
21.Деликвентное поведение Совокупность преступлений в социологии.

Критерии оценивания:

17-21=5

13-16=4

11-12=3

Зачет №5 «Политика как общественное явление»

1. Дать определение власть. Способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью права, авторитета, насилия.
2. Дать определение легитимная власть. Основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам.
3. Перечислить и раскрыть типы легитимной власти. Традиционная Легальная рациональная Харизматическая
4. Кто ввел понятие легитимная власть? Макс Вебер
5. Дать определение государство. Организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.
6. Дать определение – государственный суверенитет. Свойство власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
7. Перечислить признаки государства. Основные– территория, население, публичная власть, законы, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный суверенитет. Дополнительные– единый государственный флаг, единая дорожно-транспортная система, энергетическая система, единая внешняя политика, государственные символы.
8. Назовите ветви власти   Законодательная Исполнительная Судебная Верхняя палата Нижняя палата Правительство РФ Органы правосудия Федеральное Собрание Гос. Дума  
9. Дать определение парламент Высший представительный и законодательный орган государства.
10. Назовите виды парламента
Однопалатный: Существуют в небольших по территории и однонациональных государствах. Двухпалатный (Англия, Россия): Верхняя палата Представляет интересы субъектов Федерации, одобряет или не одобряет законы Нижняя палата: Обладает непосредственно законодательными полномочиями

 

11. Назовите и раскройте формы правления   Монархия- верховная власть осуществляется единолично, передается по наследству Абсолютная (неограниченная) - власть монарха ничем не ограниченна, отсутствует парламент, конституция. (Саудовская Аравия) Подразделяется на: Дуалистическая - парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти. (Марокко, Иордания) Парламентарная – верховная власть принадлежит парламенту. (Англия, Испания, Дания) Ограниченная (конституционная)- форма правления, при которой в силу основного закона государства – конституции – власть распределена между монархом и парламентом. Республика– форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам. (Спарта, Рим, Венгрия) Суперпрезидентская - форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций.(Беларусь, Туркменистан, Казахстан) Президентская- сильная исполнительная власть, наряду с которой в соответствии с принципом разделения властей осуществляется законодательная и судебная власти. (Мексика, США). Смешанная - президент и парламент делят свои полномочия по отношению к правительству (Россия). Парламентская- верховная власть принадлежит парламенту (Италия, Австрия, ФРГ).
12. Назовите и раскройте формы государственного устройства - внутреннее строение государства, определяющая характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти. Унитарное - целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета (Франция, Япония, Швеция, Эстония, Афганистан, Пакистан, Турция, Китай). Федеративное - сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета. (Мексика, Югославия, Россия). Конфедеративное – государство – правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. (в 18-19 вв. – Нидерланды, США, Швейцарский союз; в XXв – Объединенная Арабская республика (Сенегал и Гамбия), СНГ, ЕЭС).
13. Назовите формы политического режима – совокупность способов и методов осуществления государственной власти Деспотический Тиранический Тоталитарный Фашистский Авторитарный Либеральный Демократический
14. Дать определение избирательное право Совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства (право граждан участвовать в выборах)
15. Перечислить принципы избирательного права   Всеобщность Свобода выбора Равенство Тайное голосование
16. Дать определение - гражданское общество   Совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных, отношений и институтов с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
17. Дать определение правовое государство. Такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами строиться на основе норм права.

 

Критерии оценивания:

16-17 = 5

13-15= 4

9 - 11= 3

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Каждый участник должен иметь индивидуальное защитное снаряжение и представить его для проверки на мандатной комиссии. 6 страница | Методика изучения категории числа имени существительного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.