1. Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных, уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе;
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня урок русского языка будет необычным. Посмотрите внимательно на доску, что вы видите? (Пазлы)
Правильно, на сегодняшнем уроке русского языка мы будем строить пазлы. Можно ли связать урок русского языка и пазлы? Чтобы построить нашу картину, нам потребуются наши знания по русскому языку.
На экране появляются пазлы.
Закрепление пройденной темы
«Имя существительное».
- Какую тему мы изучаем? (имя существительное). Правильно, чтоб закрепить наши знания давайте выполним задания по карточкам.
- Сегодня мы продолжим знакомство и узнаем как имя существительное изменяется во мн.числе.
- Начнем со слова пазл. Пазл- это щель, а так же выемка, в которую вставляется выступ другого предмета при скреплении.
- Образуйте форму множественного числа (пазлы).
Раздаем карточки с заданиями, ученики пишут ответы на вопросы в карточки.
На экране появляется значение слова «пазл», позже его форма во мн.числе.
Изучение темы «Множественное число имен существительных»
(Работа по группам)
- Молодцы ребята, давайте поделимся на 3 группы и откроем 1 пазл.
- Если затрудняетесь в написании и произношении, то обязательно загляните в орфографический словарь.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Кроме окончания может измениться место ударения)
- Какую особенность заметили при образовании множественного числа? (Во множественном числе меняется основа слова)
- Что в этих словах необычного? (Изменяется суффикс)
- Итак, давайте подведем итог. Что мы можем сказать об образовании имени существительного множественного числа?
- Ребята, чтоб открыть второй пазл давайте выполним следующее задание: перед вами пословицы:
1. Москва слезам не верит.2. Собаки свою сторону знают.3. Дома и стены помогают.4. Волга- всем рекам мать.5. И пензенцы в Москве свою ворону узнали.
- Найдите слова-существительные, которые употреблены в форме множественного числа. Определите у этих существительных форму единственного числа.
- Посмотрите, ребята, в русском языке есть слова, которые употребляются в форме и единственного и множественного числа.
- Ребята откроем свои учебники и посмотрим задание № 309. Выразительно прочитаем и попробуем отгадать загадки:
1. Два конца, два кольца,Посредине гвоздик(ножницы).2. Под водой живет народ, ходит задом наперед(раки).3. Книги читают, а грамоты не знают(очки)
- Ребята, посмотрите пожалуйста, на отгадки. Что вы можете сказать? (слова ножницы и очки имеют форму только мн. числа)
- Правильно. Попробуйте привести пример употребляющиеся лишь во мн.числе. (вилы, кудри, часы и т.д.)
- У этих слов еще одна интересная особенность. Вспомните, какой грамматический признак теряют существительные, когда образуют форму мн.числа? (показатель рода)
- А как вы думаете, в башкирском языке эти слова тоже будут иметь множественное число? (необязательно, т.к. каждый язык развивается по своим законам, и каждое слово имеет свою биографию). Молодцы! Мы с вами построили третий пазл.
- Выполним следующее задание, чтоб открыть четвертый пазл. -Найдите лишнее слово:
1гр.- Пальто, молоко, темнота, стол.
2гр.- Ворота, молодежь, коньки, ножницы.
3 гр.- Шапка, кофта, дерево, шорты.
4 гр.- Цифра, открытка, темнота, книга.
- Объясните, почему это слово лишнее.
- Посмотрите, какая картина получилась? Знакома ли она вам?(Это помятник Салавату Юлаеву в Уфе). Что вы знаете о Салавате Юлаеве?
1группа: особенности образования единственного числа во множественное:
Директор- директора, инженер- инженеры, шофер- шоферы, место- места.
(Каждое слово написано на экране в единственном числе. Учащиеся должны подобрать форму множественного числа и записать в тетрадях)
2 группа: при образовании имени существительного во множественное число меняется основа.
Человек-люди, ребенок- дети.
3 группа: при образовании имени существительного во множественное число меняется суффикс.
Сын-сыновья, теленок- телята.
Пазл №1 открывается.
На экране появляются пословицы.
Ученики в тетрадях выполняют задание.
Открвается пазл № 2.
На экране появляются загадки.
На экране появляются слова-отгадки.
Открывается пазл №3.
Из каждой группы спрашиваем одного ученика.
Открывается пазл № 4.
Ответы учеников.
Подведение итогов урока.
- Что же интересного было на уроке? Что мы можем сказать о числе имени существительного?
Ответы учеников
Выставление оценок.
Объяснение домашнего задания.
- Выполнит дома задание № 308. Написать маленький рассказ(1 лист тетради) о соревновании по шашкам, употребив слова из задания.
Список использованной литературы:
1. Альмухаметов Р.В., Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г. Программа по русскому языку для V-XI классов башкирской школы.- Уфа: РА «ИНФОРМРЕКЛАМА», 2000.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
3. Быстрова Е. А., Александрова О. М., Сапронова Т. Ф., Цыбулько И. П. РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС. - М.: Дрофа, 2011.
4. Сафина Э.Ф. Категория числа в русском и башкирском языках(на материале имен существительных) / диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата ыилолгических наук. - Уфа: БГУ,2000.
5. Саяхова Л.Г., Назарова М.Д. Русский язык. 6 класс. - Уфа: Китап, 2012.
6. Усманова М.Г. Грамматика башкирского языка для изучающих язык как государственный. — Уфа: Китап, 2006. — 128 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление