Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть священника вязать и решить




Новообрядец. Пусть будет так, как вы доказываете, что священство вечно и что оно у вас было постоянно. Но за вами есть еще другие весьма тяжкие преступления. Так как у вас до Амвросия были одни только священники без епископа, то они и совершали таинство покаяния, или исповеди. А между тем это таинство может совершать только епископ. Карфагенский собор 43-м правилом постановил: Кающимся противу грехов епископ дает запрещение. Презвитер же без воли его ни нужди нашедши, не разрешит кающагося. Толкование: иже от Бога приемше власть епископи, вязати и разрешати противу числу грехов и противу обращению кающагося от греха Презвитер же без повеления епископля ни умножити ни умалити запрещения не может, ни кающихся в заповеди сущих разрешит, ни божественных даров сподобит их, аще и отшел будет епископ [кормч.]. 39 Правило святых апостол определяет: Без воли епископа своего презвитери или диакони да не творят ничто же, тому бо суть поручени людие Господни. Толкование: Несть достойно презвитеру, или диакону без повеления епископа своего ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити, или умалити епитимию, сиречь запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние, и вязати и разрешати, кроме того не могут ничто же творити. Яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их [кн. кормчая]. А у вас до Амвросия одни лишь попы совершали таинство покаяния, или исповеди, вязали и разрешали, чего они не имели права делать, так как священники не имеют ключей царства небесного, а имеют их одни лишь епископы. Поэтому ваше общество, не имея епископа, не имело сих ключей, или власти вязать и решить.

Старооорядец. Но так ли это? В самом ли деле священники не имеют ключей царства небесного, или власти вязать и решить? Послушаем, что скажут нам об этом святые отцы. Святый Иоанн Златоуст в книге «О священстве» учит: Аще кто помыслил бы,., еликия иереов чести благодать Духа сподобила есть Живущий бо на земли и на ней житие провождающии, сими яже на небесех суть строити повелени быша, и власть прияша, юже ниже ангелом, ниже архангелом даде Бог. Не бо ко онем речено бысть: елика аще свяжете на земли, будут связани и на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси. Имеют убо и обладающий землею еже вязати власть, но телес токмо. Сей же союз самыя касается души и проходит небеса, и яже аще соделают доле иереи, сия Бог горе известна творит, и рабский совет Владыка подтверждает. И что ино, разве (не) всю небесную даде им власть? Им же бо, рече, отпустите, отпустятся, и им же аще держите, держаны суть. Какая была бы сея власть большая: весь суд даде Отец Сынови; зрю же всю сию врученную им от Сына (гл. 4). В книге «Сын церковный» читаем: Велик убо есть чин священнический, то бо есть апостольское наследствие, и того ради дана им от Бога власть над душами человеческими, их же могут вязати и разрешати[32]. В книге «О вере» написано: Не во всем Петру папа есть преемник, но точию в сем, еже есть: вязати и решити, крещати и учити, еже и всякому иерею надлежит [гл. 20, л. 183]. В «Потребнике» в чине священнического погребения изложено: Рече бо Господь своим апостолом: аще кого свяжете на земли, будет связан на небесех, аще кого разрешите на земли, будет разрешен на небесех. И паки, та же власть и благодать Святаго Духа подана есть от Бога патриархом и митрополитом и епископом и всем священником вязати и решати впадающая в согрешения (разреш. молит.) Святый Иоанн Златоуст учит: Священник же в том себе упразднил есть: никое же ему ино житие, но в церкви живет. Мнети их, рече, по преизлиха в любви за дело их,., теми бо породистеся рождением вечным, теми царство получисте, руками их вся бывают, теми вам врата небесныя отверзаются. (На поле противу сего: ключа священници имут, врата бо небесная отверзают). Никтоже да крамолит, никтоже да любопрится. Иже Христа любяй, яков-любо есть священник, возлюбит его, зане тем страшныя тайны получил есть (беседы апост., бес. 10 на посл, к фессалон., стр. 2288).

А вы необинуясь утверждаете, что священники, не имеют власти вязать и решить, не имеют ключей царства небесного. Не противоречие ли это учению святых отец? Да вы не только противоречите этому учению, но и обвиняете свою церковь. Вы забываете, что и в вашей церкви, почти всех исповедуют священники, а не епископы. Поэтому все последователи вашей церкви бесполезно обращаются к своим попам для разрешения от грехов, так как, по вашим словам, священники не имеют ключей царства небесного, не имеют власти вязать и решить. А потому все последователи вашей церкви пребывают без покаяния, без разрешения от грехов. Жалкие люди! Жалкая церковь!

Новообрядец. Но наши священники принимают на покаяние по воле, или по повелению своих епископов. А ваши попы делали это без воли епископской.

Старообрядец. Но это не оправдывает, а лишь обвиняет вашу церковь. Если ваши архиереи повелевают вязать и решить таким лицам, которые, по вашим словам, на это не имеют власти, то они делаются лишь преступниками заповедей Божиих, дозволяя и даже повелевая вашим попам восхищать не дарованная.

Новообрядец. Нет, - священники имеют власть вязать и решить и потому епископы дозволяют им это делать.

Старообрядец. Если священники имеют власть вязать и решить, то для чего же им тогда дозволение на это? Дозволять человеку то, на что он имеет власть - по меньшей мере странно.

Новообрядец. Но это дозволение не догматическое, а дисциплинарное, то есть такое, которое требуется только для формы, для порядка и благочиния в церкви.

Старообрядец. Совершенно справедливо. Но в церкви дисциплина, то есть формальное подчинение младших старшим, тогда только должна быть исполняема, когда сии последние пребывают в православии. А иначе установленные отношения по необходимости должны измениться, и подчиненные должны обличать наставников ложного учения (деян. вселен, соб., т. 1, стр. 744), а не быть у них в подчинении, или творить что-либо по их воле. Вообще повелеваем, - определяет третий вселенский собор, - чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены отступившим или отступающим от православия епископам (3-е его прав, по полн. перев.). Седьмой вселенский собор истолковал это определение в том смысле, что оно изложено на все будущие времена: теперь или после этого, в какое бы то не было время [деян. всел. соб., т.7; деян. первое].

Как же вы требуете, чтобы старообрядческие священники были подчинены отступившим при Никоне епископам, когда это строго воспрещают святые отцы? Добре убо рекоша святии отцы, яко и доброе не во свое время приемлемо на злое происходит не от своего естества, но от неразсуждения приемлющих е. Внимаем убо мы опасно, да коеждо писание приимем во время свое, а не безвремени [кн. Никона черныя горы, слов. 2, л. 14].

Новообрядец. Но я говорил не голословно, а привел 39 правило святых апостол и 43 карфагенского собора, которые требуют от священников подчинения епископам, и тем обвиняют ваших попов, не подчинявшихся епископам.

Старообрядец. Но если беспристрастно рассмотреть эти правила, то они ничуть не обвиняют старообрядческих священников. 39 апостольское правило говорит не о том, чтобы священники не делали ничего без воли всякого епископа, а лишь без воли православного. Но от времен Никона до митрополита Амвросия таких епископов не было: следовательно старообрядческим священникам некому было подчиняться.

Да и без воли православных епископов священник не должен ничего творить лишь тот, который постоянно находится при епископе, а не всякий вообще, живущий вдали от епископа, и потому не могущий каждый раз брать от него позволения на всякое дело, предоставленное его власти.

Новообрядец. Но правила обязательны для всех священников. Следовательно всякий из них, в каком бы расстоянии от своего епископа ни находился, ничего не имеет права делать без его воли.

Старообрядец. Но можно ли это исполнить на деле, и исполняют ли ваши священники? Если, например, кому-либо из них находящемуся от своего епископа верст за пятьсот, нужно отслужить литургию, то он, по-вашему, обязан ехать к нему, просить дозволения на это. Только воротился и отслужил литургию, вдруг является человек и просит принять его на покаяние. Священник опять обязан ехать к епископу за пятьсот верст, просить у него позволения принять пришедшего на исповедь. И так всегда и постоянно. Скажите, с чем это сообразно? И исполняется ли так у вас 39 апостольское правило, как вы требуете?

Новообрядец. Нет, - священник не за каждым делом должен ездить к епископу получать от него позволение на совершение священнодействий и таинств, а ему дается это однажды, навсегда, при его поставлении. В толковании на 39 апостольское правило так и сказано, что не всегда священники ничего не могут творить без воли епископа, а лишь в том случае, аще не будет дано им от епископа о том писание. Такое писание есть так называемая ставленная грамота, вручаемая пресвитерам от епископов, с прописанием прав пресвитерского сана. Здесь пресвитеру предоставляется: вся церковная последования действовати, а также и совести исповедавших грехи своя вязати и решити благоразсудно; и только вящшия и неудоборазсудныя вины епископу предлагати (опыт курса церковн. законовед., т. 1, примеч. 248, стр. 186). А так как такие грамоты даются при поставлении священника на всю его жизнь, то наши священники и не совершая никогда таких бессмысленных поездок, о которых вы говорите, действуют по воле епископской.

Старообрядец. Все это хорошо и справедливо. Но что такое ставленная грамота: святыня какая или еще что? - скажите пожалуйста.

Новообрядец. Это просто свидетельство, или удостоверение личности священника; по-теперешнему сказать, - поповский паспорт.

Старообрядец. Итак, все дело, все повеление епископское, все ваши обвинения старообрядческих священников сводятся к простой дисциплине и в конце концов - к обычной ставленной грамоте, к удостоверению личности. Но ставленные грамоты старообрядческие священники имели и личности их всегда были удостоверены: иначе старообрядцы не принимали их к себе. А что касается дисциплины, то есть формального подчинения епископам, то, как показано выше, за отсутствием превославных они не имели возможности и права соблюдать. Это подтверждается и приведенным вами 43 правилом карфагенского собора, которое вы прочитали по сокращенному переводу, не выражающему всю мысль правила. По полным переводам оно читается так: Кающимся время покаяния, по различию грехов, да назначается судом епископов. Пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время належащия нужды в отсутствие епископа (прав. 52 по полн. перев.). Ели же священник не примет приходящего на покаяние, под предлогом, что не имеет на это повеления от епископа, то подлежит тяжкой ответственности. В книге «Зонар с Богом, правила св. отец, апостол и соборов» читаем: Иерей аще кто от человек умирает призовет его, исповедается ему, а иерей не приидет, но зовет речет, яко не имам повеления от архиерея приимати чада, не смею се творити. Аще умрет сей человек не исповедается, то грех той на иереи том. Понеже не внимает писания глаголюща, яко не отвратити приходящего к тебе и оскорбити его дух. Безумный иерею, добре глаголеши яко не имам повеления, но нужды ради притекающаго к тебе приими Бога ради. Тем же, да покается иерей той три лета поклонов сто (гл. 90, л. 6 об. втор, счета). А 52 правило святых апостол осуждает таковых священников еще строже, глаголя: Святитель, рекше епископ, или презвитер обращающегося от греха не приемлет, но отрея, да извержется Толкование Аще кто от греха кающагося не приемлет, противная творит Христу Богу нашему. Противная же творя, и противяся заповедей Его, несть Его ученик. Аще же несть Его ученик, несть достоин служити Ему. Како бо может служити, яко антихриста себе сотворив и противяся хотению Христову, да извержется ([кн. кормчая]).

Не ясно ли, что как епископ, так и священник не только имеют право, но и положительно обязаны совершать таинство покаяния? А творящий противное становится антихристом. А вы хотите, чтобы все священники стали таковыми, уверяя, что они не имеют права, а потому и не должны вязать и решить. А все это для чего? Для того только, чтобы хоть чем-нибудь обвинить старообрядческую церковь, будто она, и имея священников, не имела ключей царства небесного. Но, как показано, святые отцы свидетельствуют, что и священники имеют сии ключи, или власть вязать и решить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.