Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?




Новообрядец. Если священники имеют одинаковую с епископами власть вязать и решить, если ваше общество и без епископа имело таинство священства, и если епископы могут впасть в ересь, а церковь, пребывая без них, останется неодоленной, то спрашивается: для чего же вы искали себе митрополита Амвросия и обзаводились епископством? Так бы и жили без епископа.

Старообрядец. Уклонение епископов в ересь есть величайшее зло для них, такое зло, которое лишает их вечного спасения и блаженства. Поэтому церковь, обращающая их к православной вере, не иное что делает, как только пресекает зло и творит добро, спасая души людей. А это вполне согласно с законом Божиим. Братие, - взывает апостол, - аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит его кто, да весть, яко обративыи грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак. зач. 57).

Притом должно еще заметить, что такое бедственное и горестное положение церкви, как пребывание ее без епископов, есть иключительное, временное положение, а не постоянное и всегдашнее. Поэтому, говоря, что церковь, имеющая во всем православную веру, и без епископов православна, мы вовсе не то утверждаем, что она и должна всегда быть непременно без епископов, а лишь показываем, что если епископы уклонятся в ересь, а священники и миряне нет, то лишаются православия именно только эти епископы и их последователи, а не священники и православные христиане, пребывающие в православной вере. Бесспорно, что состояние церкви без епископа, как и всякое испытание, есть тяжкое и прискорбное бедствие. А бедствия церкви мы должны стараться облегчать и прекращать. Конечно, высочайший защитник и спаситель церкви, как и всякого человека, есть сам Бог, но, тем не менее, мы с своей стороны должны молить Его о спасении церкви и употреблять к тому средства, указанные в законе Божием. В толковом евангелии читаем: Разумеем и мы братие, яко корабль Христова церковь, в мори жития сего в мире сем обретаема, имеющи плаватели освященных и верных, иже присно имеют Христа суща с ними. Обаче же лютая обуревания множицею нападают на ню, и бесчисленныя волны бед на святый сей корабль нападают; и якоже коклюще бесчисленныя беды и напасти, и дух лукавых свирепия востают и к самому страху тому смертному приводят. Христос же купно есть с познаваемыми и верующими Ему: попущает страдати им множицею, устроением же и человеколюбием, якоже дремлющему подобяся. Егда убо премного воистину молва будет, и наконец уже напасти и зла взирают, и несть ктому стерпима плавающим буря, тогда убо прийти им подобает ко всесильному и милостивому Господу молением прилежным и теплыми слезами, и вопити к нему и глаголати: Востани, вскую спиши Господи; воскресни и не отрини до конца; вскую лице Твое отвращаеши, и нищету и скорбь нашу забываеши. Востати веде имать Бог вскоре, и всего страха отгнати имать; запретити же имать и напаствующим, и преложит плач на благодушие, и на тишину прострет прохладну и безмолвну и безбедну, и нивесьма же имать презрети Милосердый уповающих нань. Той бо рече пророком: призови Мя в день печали твоея, и избавлю тя и прославиши Мя. Никто же бо себе тако щадит, якоже всех нас Бог. Множицею бо преславная спасения творит, направляя нас на человеколюбие Своим промышлением (неделя 23, л. 307 об. 308).

Мы старообрядцы так и поступаем. Когда лютая обуревания и бесчисленныя волны бед и напастей напали на святую церковь, когда врагами ее было решено совершенно уничтожить в ней священников, и ее уже к самому страху тому смертному привели, когда Христос, пребывая купно с нею и попуская страдати, уподоблялся как бы дремлющему, когда уже стала нестерпима буря гонений, - тогда старообрядцы прибегли ко всесильному и милосердому Господу молением прилежным и теплыми слезами, тогда Бог востал вскоре, весь страх отгнал, запретил напаствующим и преложил плач на благодушие, и тишину простер прохладну и безмолвну и безбедну, даровав ей не только множество священников, но и епископов, когда к ней обратился митрополит Амвросий.

Новообрядец. А почему же вы искали этого архиерея, а не ожидали, пока он к вам сам придет?

Старообрядец. А потому, что так поступала древняя святая церковь и на будущее время узаконила так поступать. В правилах святого карфагенского собора читаем: Правило 69: иже от Донатиа поставленнии, аще и от римскаго собора покаявшеся, неприятии в священничество: но понеже спастися всем добро есть во исправление пришедше, да будут прияти. Толкование: Се убо еретицы донатиане, аще будут поставлени своими епископы, или диакони, или презвитери, приступльше к правоверней вере, и свою ересь прокленше, свою честь имети и во своем степени пребывати прощени быша, и в причет соборныя церкви вчиняеми быти, понеже во Африкии вельми скудно есть причетник. Правило 70: Угодно всем молебники послати, да проповедят донатианом мир и соединение, аще приложатся на правоверие. Толкование: Сии святии отцы изложиша, не токмо своею волею приходящих от донатиан, к соборней церкви приимати, но и посольники к ним послаша, да молят и проповедают мир и совокупление к ним от всех церквей, аще покаявшеся приложатся на правоверие [кормч., л. 143 и об.].

Во исполнение этого святособорного определения и старообрядческая церковь принимала от ереси в своих санах иерархов, не токмо своею волею приходящих к ней, но и посольники, или молебники к ним посылала, да молят и проповедуют, чтобы они обратились к правоверней вере. Таким порядком был обращен к ней и митрополит Амвросий. А поступая так, как поступала древняя святая церковь по отношению к заблуждающимся священнослужителям, старообрядческая церковь совершенно права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.