КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. (Единые основания религии и нравственности)
БРАТСТВО РЕЛИГИЙ Анни Безант (Единые основания религии и нравственности)
Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога, и различные религии мира были ответом Бога на эти искания, — ответом, данным через людей, в душе которых Он был более раскрыт, чем в душе обыкновенных людей. Этих людей называли различно: пророками, риши, богочеловеками, Сынами Божьими, и мы можем смотреть на них как на Одно Великое Духовное Братство, состоящее из Боговдохновенных людей, Охранителей и Учителей человечества. К Ним мы должны относиться с благоговением, к какой бы религии мы ни принадлежали, так как каждый из Них принес миру ту же самую божественную весть, учил одним и тем же основным духовным истинам, провозглашал один и тот же неизменный нравственный закон и показывал пример благородной, нравственной жизни. Они провозглашали единую весть различным образом, ибо каждый из Них избрал тот путь, на котором более всего можно было помочь народу, к которому Он пришел, — путь, способный развить в этом народе то качество, в котором наиболее сильно нуждался мир в период Его пришествия. Было время, когда наиболее необходимым являлось выдвинуть долг и чувство законности, в другое время — чистоту, затем — справедливость, далее — красоту, потом — знание, еще позднее — личное начало, сопровождаемое самопожертвованием, и наконец — признание руководящего божественного начала. Вот причина различий, которые мы встречаем в религиях, но все эти различия направлены к улучшению и обогащению мира как целого. Поэтому следует не сожалеть об этих различиях, а пользоваться ими, и, хотя бы мы и любили более всех других нашу собственную религию, мы должны быть готовы воспринять все то, чему нас может научить каждая иная религия. Для народа, исповедующего одну определенную религию, Основатель этой религии является, естественным образом, самым дорогим и самым почитаемым из всех Учителей, и это должно быть так. Но и все остальные Основатели религий и великие Учители человечества, следовавшие за Ним, достойны нашего почитания, ибо: Лишь через такие души, Спускаясь к нам, Бог проявляет луч Своего Света, Чтобы он мог освещать наше восхождение в темноте. В древние времена различные страны мира были гораздо более разобщены одна с другой, чем теперь, и религии носили национальный и местный характер. Идея прозелитизма была слаба, и человек рождался в определенной религии так же, как и в определенной стране. И как человек случайно, по личным обстоятельствам, мог покинуть свою родную страну и сделаться гражданином чужой страны, так же мог он случайно оставить свою наследственную религию и сделаться последователем другой. Но такие случаи были исключительными, и ни одна религия не делала определенных усилий, чтобы укреплять себя за счет своих соседей. Оглядываясь назад, на древние народы, мы видим у египтян их собственную религию, и также у ассирийцев и у евреев; полуостров Индостан принадлежал индуизму с его разновидностью — джайнизмом; затем великая буддийская реформа распространилась по Индии; буддизм разослал своих миссионеров и утвердился также и в других странах — это было первое великое миссионерское движение, вышедшее за пределы своей страны и расы, которое известно в истории мира. Христианство, подобно буддизму, покинув свою родину, также распространилось во все стороны и соединило западные народы в христианские церкви. Третья из великих миссионерских религий, ислам, основанный в Аравии, не покинул своей родной страны, подобно двум предшествующим религиям: он твердо укрепился в Азии. И христианство, и ислам были приняты воинственными народами-завоевателями, которые принесли свои религии с собою и насадили их в странах, покоренных их оружием. Религия Зороастра, долго господствовавшая в Персии, была вытеснена со своей родины, и теперь она сохраняется главным образом в парсийских колониях в приютившей ее Индии. Секты возникали во всех религиях и разделяли последователей этих религий — вследствие различий в учениях и обрядах; индусы имеют своих шайвов, вайшнавов, шактов и много второстепенных сект; христиане имеют свою греко-православную, римско-католическую и иные католические церкви и протестантов различных названий; буддисты различают махаяну и хинаяну, или северную и южную церкви; мусульмане имеют шиитов и суннитов. И подобно тому как все эти секты группируются под знаменами своих различных религий — индуизма, христианства и т. д., так же можно рассматривать и все религии мира как ветви одного древа жизни — Всемирной Религии, — корни которого проникли глубоко в почву Божественной Мудрости, а листья осеняют народы своей целительной сенью. Все они обладают единым сокровищем — знанием Бога, который есть Вечная Жизнь. Методы их различны, но цель у них одна: помочь человеку через очищение достигнуть совершенства. Они имеют общие для всех основные истины, но, по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному значению каждой из них. В наши дни легкость и быстрота сообщений между отдельными странами мира не дозволяет более религиям оставаться вполне изолированными и свободными от влияния соседей. Мысль становится все более и более международной, космополитической, и каждая религия обогащается вследствие соприкосновения с другими религиями, давая и получая взамен плодотворные идеи. Этот взаимный обмен не ограничивается только кругом существующих религий: археологические исследования древности вынесли на свет художественные, скульптурные и литературные остатки ныне вымерших религий, принадлежавших исчезнувшим народам и погибшим цивилизациям; собрав и распределив их, наука установила на непоколебимом основании фактов истину основного единства религий. Некоторые основные учения, символы, обряды и предписания общи для всех религий, тогда как мелкие различия неисчислимы. Благодаря этим исследованиям становится возможным отделить существенное от несущественного, постоянное от преходящего, всеобщее от местного и найти quod semper, quod ubique, quod omnibus.1 Сделав это, мы получаем религиозное и нравственное учение, которое безбоязненно может быть дано юношеству как выражение религиозного сознания человечества, как изложение фактов, касающихся Бога, человека и вселенной, которое засвидетельствовано Избранниками среди человечества2 и может быть проверено всеми, кто достиг известной духовной ступени эволюции. Истинность этих фактов подтверждена авторитетом таким высоким и единодушным, как ничто в мире; авторитет этот восходит в такую глубину веков, которая предшествует самой заре истории, ибо он существовал и играл руководящую роль, по свидетельству древнейших, извлеченных из земли обломков, и все новые свидетельства, касающиеся всех эпох от Оаннеса до Магомета, лишь более и более подкрепляют этот авторитет. Ни одно из утверждений истории или науки в наших школах не имеет на себе печати, столь достойной доверия, а если мы правы, уча наших детей чему-нибудь, чего они не могут проверить сами, то мы правы, преподавая им и эти факты религии, и этот нравственный закон. Каждая религия имеет свою собственную вдохновенную письменность, т. е. Писания ее Пророков и Учителей; значение, придаваемое этим Писаниям в различных религиях, неодинаково и изменяется в различные эпохи истории данной религии. Все индусы принимают Веды, но они настолько несогласны в их истолковании, что некоторые соперничающие школы придерживаются противоположных толкований; индусы имеют также немало и других Писаний (шастр) различной древности и оспариваемой ценности; последователи Зороастра имеют свои Гаты с Зенд-Авестой и другие священные книги; у евреев имеются свои книги Закона и Пророков; буддисты имеют Трипитаку и много других книг, христиане — Библию и апокрифические Писания, авторитет которых оспаривается; мусульмане обладают Кораном. Все эти книги, а также другие, принадлежащие как вымершим, так и остальным живым религиям, достойны изучения, но их следует читать с открытой, ясной и хорошо настроенной душой. Только ученые могут определять их историческую подлинность, но, с другой стороны, только духовный человек может судить об их вдохновенном значении; и, как бы страстны ни были споры относительно времени их происхождения, их авторов и степени их точности, люди всех вероисповеданий должны бы читать их как документы, достойные глубокого внимания за их внутреннюю связь с эволюцией человечества и за тот свет, который они проливают на историю прошлых времен. Священные Писания различных религий будут приведены в настоящей книге, в подтверждение единства Всемирной Религии; но не как непогрешимые авторитеты, а как свидетельство того, что религия, которой они принадлежат, проповедовала утверждаемое нами единство. Каждый читатель должен решить сам для себя, какой вес могут иметь для него приводимые ссылки. Вопрос этот не относится непосредственно ко Всемирной Религии и должен быть решен последователем определенной религии самостоятельно. Учения Всемирной Религии, заключенные в различных религиях мира, суть следующие: Единство Бога — Единой, Самосущей Жизни. Проявление Бога во вселенной под тремя Аспектами. Иерархия Духовных Существ. Воплощение Духа. Два основных закона (Причинности и Жертвы). Три мира Человеческой Эволюции. Братство людей. Отбрасывая все догматические и сектантские особенности, которые неизбежно различны, приведенные учения должны бы преподаваться в основных чертах всем детям и составлять часть всех школьных и гимназических программ. Школы и училища, принадлежащие отдельным вероисповеданиям, могли бы, по желанию, добавлять соответствующие подробности для своих воспитанников, но общие учения, содержащиеся во всех вероисповеданиях, составляют собственность всех, и они являются единственным надежным основанием для нравственности. Эти общие всем религиям учения образуют первую часть этой книги. Вторая часть содержит краткое изложение отдельных вероучений различных религий с их главными обрядами, составленное последователями данных религий. Третья часть посвящена нравственности.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |