КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения взаимоотношений компании и персонала. 10 страница
Это учение держало человека в слепоте. Большинство людей на земле оставались слепыми, и сегодня большинство из них все еще слепы. И если посмотреть на теперешнюю ситуацию, то большинство людей, вероятно, останутся слепыми и в будущем, потому что основная алхимия исправления этой слепоты — а именно, стремление преодолеть эту слепоту — была уничтожена. Она была разрушена, когда ее заместили прочные системы верований. В действительности, следует сказать, что, какими бы хорошими ни были глаза Кришны и как бы далеко они ни могли видеть, это не ваши глаза. И какими бы красивыми ни были глаза Махавиры, совсем как лотос,— это не ваши глаза. Ваши глаза могут не быть очень выразительными — они могут быть похожи не на лотос, а лишь на полевой цветок, — но это ваши собственные глаза. И вы можете видеть только своими собственными глазами. Вы должны искать собственное понимание, потому что вы не можете ничего достичь, поклоняясь озарениям другого человека. На самом деле поиск вашего собственного понимания может начаться только тогда, когда вы отбросите чужие идеи. Пока существует какая бы то ни было внешняя замена, пока вы черпаете что-то извне, поиск не может начаться.
Когда нет поддержки или реализации где-то вовне, когда ничего не может быть получено ни от кого другого, тогда внутри вас возникает вызов искать свой собственный путь, найти свое собственное понимание. Человек очень ленив. Если он может получить знание без всяких усилий, то зачем ему прилагать эти усилия, зачем ему выполнять какую-либо работу? Если просветления можно достичь, просто веря, без поиска, то зачем пытаться совершать путешествие к просветлению самостоятельно? И если кто-то говорит: «Поверь в меня, я приведу тебя к просветлению», то зачем самому прилагать огромные усилия? Когда кто-то говорит: «Садись в мою лодку. Я доставлю тебя на другой берег, и дело будет сделано», — он скорее молча сядет в лодку и заснет. Но никто не может никуда попасть в чужой лодке, И никто не может видеть чужими глазами — это никогда никому не удавалось, и никогда никому не удастся. Вам придется идти своими собственными ногами, вам придется видеть своими собственными глазами, вам придется жить биением своего собственного сердца. Вам придется жить и умереть самим, без посторонней помощи. Никто не может жить вместо другого, и никто не может умереть вместо другого. Ни вы не можете занять место другого, ни кто-то другой не может занять ваше место. Если в этом мире есть что-то совершенно невозможное, то это представление, что кто-либо может занять место кого-либо другого. Два солдата лежали на поле боя во время второй мировой войны. Один солдат умирал. Он был так тяжело ранен, что для него, очевидно, не было надежды. Другой солдат тоже был ранен, но было ясно, что он не умрет. Они были друзьями. Умирающий солдат обнял своего друга и сказал:
— Сейчас я должен попрощаться с тобой, потому что для меня нет возможности выжить. Я предлагаю одну вещь: возьми мой послужной список и дай мне свой. Твой послужной список нехорош, в нем много оскорбительных замечаний. Но у меня хороший послужной список, поэтому давай обменяемся нашими документами. Тогда офицеры подумают, что ты умер, а я жив. Поскольку у меня послужной список хороший, ты сможешь получить хорошее продвижение по службе, и тебя станут больше уважать. Так поспеши! Давай обменяемся документами и номерами. Желание умирающего друга было совершенно разумным, потому что у солдат есть только номера, у них нет имен. И у солдата нет души, есть только послужной список. Поэтому обменяться документами было хорошей идеей — плохой человек умер бы, а хороший остался бы в живых. Но тот человек, который не собирался умирать, ответил: — Прости меня. Я могу взять твои документы и твой номер, но я все же останусь самим собой. Я плохой человек, и я останусь плохим человеком. Я пью спиртное — я буду продолжать его пить. Я хожу к проституткам — я буду продолжать к ним ходить. Как долго твой хороший послужной список будет оставаться хорошим? Как долго документ сможет вводить кого-то в заблуждение? Напротив, два человека станут плохими. Ты умрешь как плохой человек, но плохой человек по-прежнему будет жив. Сейчас люди, по крайней мере, скажут, что умер хороший человек. Они принесут тебе цветы... если бы ты был мной, они бы не принесли цветов. Ты не можешь быть на моем месте, а я не могу быть на твоем. Твоя идея о том, чтобы поменяться местами, происходит из твоей любви ко мне, и она хороша, но это против законов жизни.
Никто не может поменяться местами с другим. Никто не может жить или умереть вместо другого. Вы не можете знать за другого, вы также не можете обладать способностью видеть за другого. Люди, которые хотели, чтобы у вас были верования, предложили вам смотреть глазами кого-то другого: «Смотрите глазами тиртханкар, смотрите глазами ава-тар». Поскольку вы им поверили, вы запутались в сетях. Тысячи учителей подняли столько шума, и последователи тысяч учителей подняли столько шума, создали такой огромный страх ада и такое жадное стремление к небесам... что постепенно, постепенно вы согласились с тем, что они говорят. И слова, сказанные ими всеми, создали внутри вас такой хаос, что путешествие вашей жизни будет сорвано прежде, чем сможет начаться. Поэтому первое, что следует сделать разумному человеку, это попрощаться со всеми своими противоречивыми мыслями и решить: «Я не буду верить. Я хочу знать. Только когда я пойму сам, я смогу использовать слово „вера". До этого для меня не может быть ничего похожего на веру. Это обман, это самообман. Я не могу обманывать себя и говорить, что знаю без знания, осознаю без осознания. Для меня невозможно слепо соглашаться». Это не означает, что вы что-то отвергаете, — это просто означает, что вы держитесь в стороне как от принятия, так и от непринятия. Вы говорите: «Я ни согласен, ни не согласен. Я не говорю ни что Махавира ошибается, ни что он прав. Я просто говорю, что сам я не знаю того, что говорит Махавира, поэтому у меня нет права соглашаться или не соглашаться с ним. Как только я узнаю для себя, что он прав, я соглашусь. Если я узнаю, что сказанное им ошибочно, тогда я не соглашусь. Но пока я еще не знаю, поэтому — как я могу сказать „да" или „нет"?»
Если бы ваш ум мог держаться на расстоянии как от принятия, так и от отрицания, то переплетение могло бы разорваться сразу же. Если основная субстанция этой сети будет разрушена, то она станет такой же неустойчивой, как карточный домик, который падает от малейшего толчка. Пока же это гранитный замок с прочным фундаментом, камни которого заложены так глубоко, что их нелегко увидеть. Ваш ум обусловлен таким образом, что вы считаете людей, которые верят и соглашаются, религиозными, а тех, кто отвергает и не верит, — нерелигиозными. Но я говорю вам, что человек, который верит, так же не религиозен, как и тот, который не верит. Религиозный человек — это тот, кто честен. «Честность» означает, что он ни верит, ни сомневается в том, чего не знает. Он просто заявляет, с абсолютной искренностью, что он не знает этого, что он невежествен, так что вопрос о согласии или отрицании не возникает вообще. Можете ли вы собрать мужество и силу, чтобы привести свое существо в эту среднюю точку? Если можете, этот замок мыслей немедленно рухнет — это совсем нетрудно. Я рассказал вам о трех пунктах сегодня утром, об одном пункте днем и об одном сейчас. Тщательно обдумайте эти пять пунктов. Не начинайте использовать их только потому, что я говорил о них, иначе я тоже стану для вас проповедником. Не верьте чему-либо просто потому, что я это сказал, — может быть, все то, что я сказал, ошибочно, может быть, это ложь, бессмыслица, так что вы можете попасть в трудное положение. Не верьте тому, что я сказал. Думайте, ищите и смотрите, и если в результате вашего собственного переживания вы почувствуете, что в моих словах есть некоторая истина, если благодаря
вашему собственному поиску, благодаря тому, что вы заглянули в окошко собственного ума, вы почувствуете, что в этом есть некоторая истина, то тогда эта истина станет вашей собственной. Тогда она не будет оставаться только моей. Тогда это будет не мое понимание — оно станет вашим собственным пониманием. Тогда все, что вы будете делать в своей жизни, будет вести вас к мудрости и пробуждению. Делая что-то, исходя из веры, вы по-грркаетесь в еще большую темноту и бессознательность. Полезно тщательно обдумать также и этот пункт. Прежде чем мы начнем вечернюю медитацию, я отвечу на некоторые вопросы, которые были заданы о медитации. Сначала я их прокомментирую, а затем мы разместимся для медитации. Друг спросил, полезно ли для медитации пение, пение какой-либо священной мантры? Оно совершенно бесполезно. Оно даже может стать препятствием, потому что, когда вы поете мантру, вы снова и снова повторяете одну и ту же мысль. Слово — это часть мысли, кусочек мысли. Поэтому, если вы хотите освободиться от мыслей, но при этом повторяете мысль, то совершаете ошибку. Пока вы повторяете одну мысль, вам кажется, что в вашем уме нет других мыслей, поскольку, как я говорил, природа ума такова, что он застревает на одной мысли. Но мысль, которую вы повторяете, это такая же мысль, как и другие; в ее повторении нет никакой пользы. Напротив, это вредно, потому что в результате непрерывного повторения одного и того же слова в уме создается бессознательность, сонливость. Возьмите любое слово и повторяйте его снова и снова — скоро внутри вас возникнет сонливость, а не бодрствование. Повторение любого слова — это способ вызвать сон. Поэтому, если ночью вы не можете заснуть, то будет полезно повторять: «Рама, Рама» или «Ом, ом», но это не будет полезно для вашего поиска самореали-
зации, истины, для более глубокого осознания Существования. Этот метод известен каждому в любой деревне, но вы никогда не думали об этом. Когда мать хочет, чтобы ее ребенок уснул, она говорит: «Спи, мой милый малыш.. спи, милый малыш... спи, милый малыш...» Она использует мантру. Она повторяет одни и те же слова: «Спи, милый малыш, спи, милый малыш». Через некоторое время милый малыш непременно уснет. Если мать думает, что ребенок уснул под действием ее очень музыкального голоса, то она сильно ошибается: ребенок заснул от скуки. Если вы сидите у изголовья младенца и говорите: «Спи, милый малыш, спи, милый малыш», то ему становится скучно. Маленький ребенок не может никуда убежать, поэтому для него единственный способ спастись — это уснуть и больше не слушать эту чушь. Единственное спасение, единственный способ избавиться от этого вздора — это уснуть, иначе ему придется выслушивать: «Спи, милый малыш, спи, милый малыш». Как долго милый малыш будет согласен слушать эту чушь? Каким бы малыш ни был милым, он начнет чувствовать усталость, и в этой усталости, в этой скуке единственная альтернатива, которая у него есть, — это быстро заснуть; только тогда эта чушь прекратится. Поэтому, если вы повторяете: «Милый малыш, милый малыш» или «Рама, Рама» — не имеет значения, какое слово вы используете, это безразлично, — то вы делаете со своим умом то же самое, что мать делает с маленьким ребенком. И через некоторое время ум устает, начинает скучать, ему надоедает одно и то же, и тогда у него остается только один способ ускользнуть: он засыпает, чтобы избежать этой чуши. Если вы думаете, что это засыпание есть медитация, то вы сильно ошибаетесь. Этот сон есть состояние бессознательности. Да, после него вы будете чувствовать себя хорошо. После этого сна
вы будете чувствовать себя так же хорошо, как и после любого сна Вы почувствуете некоторое облегчение, потому что на какое-то время избавитесь от беспокойства, боли, от самой жизни. То же самое чувствует алкоголик, наркоман или курильщик опиума, когда пребывает в состоянии опьянения. Он забывает все свои заботы, пока снова не продет в сознание и не обнаружит, что боль все еще здесь — тогда ему снова будет нужен опиум. Сначала было достаточно небольшой дозы опиума, но затем, через несколько дней, ему нужно вдвое большее количество, а еще через несколько дней — еще большее. Есть садху, которые принимают столько опиума, что через некоторое время он прекращает оказывать какое-либо действие. Поэтому они разводят змей и заставляют змей укусить их за язык — только тогда они могут достичь состояния интоксикации, а иначе ничего не происходит. Когда человек использует опьяняющие вещества, ему всегда требуются все большие и большие дозы, поэтому, если сегодня он распевает «Рам, Рам» в течение пятнадцати минут, то завтра ему потребуется тридцать минут. Через месяц ему потребуется час. Затем ему потребуется два часа, затем — десять часов... Затем он не сможет заниматься своей работой, потому что перед началом работы ему нужно попеть «Рам, Рам». Тогда ему придется все бросить и уйти в лес, потому что это распевание мантры «Рам» станет пагубной привычкой. И теперь чем больше он будет это делать, тем более важным это будет казаться, потому что, если он от этого откажется, то будет чувствовать боль. Тогда он решит петь двадцать четыре часа в сутки, но это будет уже на грани безумия. Подобным образом невозможно прийти ни к знанию, ни к пониманию. И те страны и народы, которые
были захвачены таким видом безумия, потеряли все и стали бездуховными. Индия — это наглядный и живой пример: она потеряла всю свою жизнь, славу и дух. Она стала бездуховной из-за таких вот глупостей. Повторение не способствует величию, повторение рождает только бессознательность. Поэтому те культуры, которые узнали этот метод повторения, которые научились засыпать, повторяя что-либо... Если ваш ребенок болен, то вы можете уйти от этой ситуации, распевая: «Рам, Рам». По мере того как вы становитесь бессознательным, ребенок исчезает, мир исчезает, вы больше ничего не знаете. Если вы не можете найти работу, вы поете: «Рам, Рам», — и уходите от этой ситуации. Теперь вам не нужно беспокоиться о работе или пище. Бедные и нуждающиеся страны продолжают находить такие способы, чтобы избегать делать что-либо конструктивное, и, как следствие, продолжают становиться все более и более бедными и нркдаюшимися, Жизнь меняется в результате борьбы и усилий Жизнь меняется в результате усилий, затраченных на то, чтобы встретиться с ней липом к лицу и изменить ее. Жизнь не изменяется просто потому, что вы держите глаза закрытыми и поете мантры. Все эти вещи — просто опиум, поэтому забудьте о пении слов, имен, мантр. Медитация — это метод пробуждения сознания глубоко внутри вас, а не способ его усыпления. То, что скрывается глубоко внутри вас, должно пробудиться и стать настолько бодрствующим, чтобы ни одна часть внутри не осталась спящей. Все ваше существо должно проснуться. Медитация — это название такого состояния осознания. Но в Индии вы можете валяться на улице в бессознательном состоянии, и люди вокруг вас скажут, что вы достигли самадхи. У вас изо рта может течь слюна, и вы можете лежать с головокружением, в припадке, и
люди скажут, что вы достигли самадхи. У вас истерика, но люди думают, что вы в самадхи. Это не медитация и не самадхи — это просто истерическая болезнь. Становиться бессознательным — это болезнь. В Америке или в Европе, если у кого-то начинается истерика или его начинает мутить, то его лечат, но в Индии люди настолько безумны и невежественны, что они поют вокруг этого человека благочестивые песни, повторяя, что этот великий человек достиг самадхи. Если бы они были разумными, они бы организовали для всех этих великих людей какое-нибудь лечение. Они все больны — не здоровы. Их болезнь психическая, это конечный результат умственного напряжения. Когда человек лежит на земле без сознания и изо рта у него течет слюна, это не самадхи. Когда благочестивые люди поют песни и говорят, что этот человек достиг самадхи, это полнейшая глупость. Самадхи означает абсолютное осознание, оно не означает сон или бессознательность. Самадхи означает, что существо стало таким осознанным, что темноты не осталось — внутри сияет свет. Глубоко внутри зажжена лампа осознания. Самадхи не означает сон или бессознательность — оно означает осознанность, бдительность. Человек в самадхи остается осознающим и бодрствующим всю свою жизнь, каждый момент, каждый вдох и выдох. Все это безумие и истерия — не самадхи. Но если кто-нибудь ухитряется собрать вокруг себя приверженцев, зачем ему говорить, что что-то не так? «То, что происходит, это правильно, это хорошо!» Эта глупость продолжается в течение тысяч лет, и, к несчастью, никто не может сказать, сколько она еще продлится. Вы помогаете ей продолжаться. Я не называю песнопения или повторение мантры медитацией. Медитация означает две вещи: усилие, чтобы медитировать, и создание осознания внутри самого себя. И в
медитации, которую мы собираемся выполнять сегодня вечером, вы также не должны засыпать! Сейчас мы будем делать вечернюю медитацию. Вы не должны засыпать. Расслабьте тело, расслабьте дыхание, сделайте ум безмолвным — но не засыпайте! Будьте полностью бодрствующими внутри. Вот почему я говорил вам, чтобы вы слушали все, что снаружи, — если вы слушаете, вы остаетесь бодрствующими, Но если вы не слушаете, то есть вероятность, что вы уснете. Сон — это хорошая вещь, сон — это не плохо, но не думайте, что сон — это медитация. Сон необходим, но сон — это не медитация; вы должны это помнить. Если сон не приходит, вы можете его вызвать, производя какие-нибудь песнопения, но не заблуждайтесь и не думайте, что можете испытать нечто духовное. И вы можете допустить эту ошибку, это нетрудно. Точно так же, как вы принимаете таблетки снотворного, вы можете петь мантру. Разницы никакой, мантра сработает точно так же, как таблетка снотворного. Когда Вивекананда был в Америке, он что-то говорил о мантрах и медитации, и в одной газете появилась статья о том, что Вивекананда сказал нечто замечательное, поскольку создалось впечатление, что мантра — это нелекарственный транквилизатор, хороший способ вызвать сон. Если вы хотите вызвать сон, то это одно, но войти в состояние медитации — это совершенно другое. Поэтому в эксперименте, который мы здесь проводим, все должны стать расслабленными, все должны продолжать слушать, но всем придется оставаться полностью бдительными внутри. Завтра мы еще побеседуем о том, что значит оставаться бдительными, — тогда это станет для вас более понятным. Прежде чем проделать этот эксперимент, постарайтесь кое-что понять. Во-первых, это очень простой эксперимент. Не создавайте у себя в уме представления, что вы делаете что-то очень трудное. Все то, о чем вы думаете как о трудном, становится трудным — не потому, что является таковым, но потому, что таким его делает ваше мышление. Все то, о чем вы думаете как о легком, становится легким. Трудность — в вашем представлении. В течение тысяч лет вам говорили, что медитация — это очень сложное дело, что она доступна только редким людям, что это как идти по лезвию меча, и то, и это... Все эти вещи создали у вас в уме представление, что медитация — лишь для редких людей, что она не для всех. «Все, что мы можем делать, это молиться и поклоняться, или распевать „Рам, Рам", или петь какие-нибудь благочестивые песни, непрерывно, целыми сутками, обычно очень громко и в микрофон, с тем чтобы это принесло благо не только нам, но также и всем соседям!» Вы думаете: это все, что вы можете сделать, а медитация — лишь для очень немногих. Это неверно. Медитация возможна для каждого человека. Медитация — это настолько просто, что очень трудно найти человека, для которого медитация невозможна. Но вы должны подготовиться: когда вы входите в такую простоту, вы должны понимать свою способность, свою роль и свое отношение. Это очень просто, это настолько просто, насколько только может быть. Так же просто, как бутон становится цветком, точно так же просто человеческий ум может стать медитативным. Но чтобы бутон стал цветком, нужны свет, вода и удобрение. Это естественно, таковы его потребности. Точно так же у ума есть некоторая потребность, и, чтобы он стал медитативным, она должна быть удовлетворена. Именно об этом мы сейчас говорим. Вчера мы говорили о потребностях тела; сегодня мы говорили о том, как создать здоровый ум, как освободиться от запутанной сети ума. А завтра мы поговорим
о сердце, втором центре. Если сердце и ум поняты, тогда будет очень просто войти в третий центр. Сегодня здесь могут присутствовать несколько новых людей, поэтому я должен сказать им, что сейчас мы ляжем для медитации. Это вечерняя медитация, которую следует делать лежа, перед сном. Итак, пусть каждый найдет свое собственное пространство и ляжет, никого не касаясь. Несколько человек могут подняться сюда, а несколько могут лечь на земле впереди.. Внутреннее путешествие Глава 7 Глава 7.Настраивая сердце
Возлюбленные! Центром мышления является голова, центром чувствования — сердце, а центром жизненной энергии является пупок. Мыслительный процесс происходит посредством ума. Вчера мы немного говорили об этом центре. Чувствование, переживание эмоций, таких как любовь, ненависть и гнев, исходит из сердца. Жизненная энергия исходит из пупка. В первый день я говорил вам, что ум очень напряжен и должен быть расслаблен. Мышление подразумевает сильное напряжение и стресс, ум находится под большим давлением. Струны вины мышления так сильно натянуты, что из них не возникает музыка. Вместо этого струны рвутся, и человек становится невротичным; он становится сумасшедшим. Чтобы создать музыку, абсолютно необходимо ослабить струны вины мышления — лишь тогда они будут настроены. Ситуация с сердцем в точности противоположна ситуации с умом. Струны сердца очень ослаблены: чтобы создать музыку, их нужно немного подтянуть — тогда они также будут настроены. Натяжение струн мышления должно быть уменьшено, а ослабленные струны сердца должны быть немного подтянуты. Если струны и мышления, и чувств настроены, если они уравновешены, то тогда родится музыка,
посредством которой можно совершить путешествие к пупку. Вчера мы говорили о том, как могут умолкнуть мысли; сегодня утром мы поговорим о том, как можно подтянуть струны чувств, сердца. Но прежде чем вы сможете это понять, вы должны узнать, что человечество веками жило под гнетом проклятия, и проклятие это состоит в осуждении всех проявлений сердца. Человечество считало все проявления сердца проклятием, а не благословением. Это невежество, это заблуждение нанесло неизмеримый вред. Вы осуждали гнев, вы осуждали гордость, вы осуждали ненависть, вы осуждали привязанность — вы осуждали все. И вы осуждали все это, не понимая, что эти проявления — лишь измененные формы проявлений, которые вы восхваляли. Вы превозносили сострадание и осуждали гнев, не понимая, что сострадание — это трансформированная форма энергии самого гнева. Вы осуждали ненависть и восхваляли любовь, не понимая, что энергия, которая проявляется как ненависть, может быть трансформирована и вновь проявлена как любовь. Энергия, питающая их обеих, не различается. Вы осуждали гордость и восхваляли смирение, не понимая, что та же самая энергия, которая проявляется как гордость, становится смирением. Между ними двумя нет первичного конфликта — это два аспекта одной и той же энергии. Если струны вины слишком ослаблены или слишком натянуты и к ним прикасается музыкант, то производимый им звук дисгармоничен; он угнетает слух и пугает ум Если для того, чтобы учинить протест против этого дисгармоничного звука, человек решает впасть в гнев, разорвать струны вины и выбросить саму вину, он может это сделать, но ему не следует забывать, что если ее настроить, то из того же самого инструмента можно
будет извлечь гармоничные звуки. Этот немузыкальный звук случился не по вине инструмента: ошибка заключается в том, что вина не была настроена. Если бы вина была настроена, то из тех же струн, которые производят дисгармонию, можно было бы также извлечь музыку, которая стала бы бальзамом для души. И музыкальный, и немузыкальный звуки возникают из одних и тех же струн — хотя это кажется чем-то абсолютно несовместимым, — но воздействие этих звуков на слушателя будет противоположным. Один из них приведет вас в состояние блаженства, а другой — в подавленное состояние, но струны и инструмент—одни и те же. Гнев возникает в сердце человека, если сердце не уравновешено. Если то же самое сердце становится уравновешенным, тогда энергия, которая зарождается как гнев, начинает трансформироваться в сострадание. Сострадание — это трансформированная форма гнева. Если ребенок родился без гнева, тогда несомненно, что в жизни этого ребенка никогда не появится сострадание. Если в сердце ребенка нет места для ненависти, то в нем не будет также и места для любви. Но до сих пор вы жили в иллюзии, что подобные чувства противоречат друг другу, и что если вы уничтожите одно, то другое возьмет верх. Это совершенно неправильно. Не может быть более опасного учения, чем это — оно очень невежественно и не учитывает свойств психики. Сострадание возникает не вследствие уничтожения гнева: оно достигается посредством трансформации гнева. Сострадание — это не уничтожение гнева; это гнев, который стал настроенным и музыкальным. Поэтому, если вы враждебны по отношению к гневу и пытаетесь его уничтожить, то вы пытаетесь уничтожить музыкальный инструмент. И с его уничтожением ваше развитие станет очень затрудненным и слабым, ни
одно из качеств сердца не сможет развиваться внутри вас. Это та же самая ситуация, как если бы кто-то навалил вокруг своего дома кучи удобрения, которые будут распространять везде грязь и дурной запах, — чтобы расцвели цветы. Вместо аромата цветов вы получите зловоние удобрений, и ваша жизнь станет невыносимой. Удобрение, безусловно, способствует росту цветов, но цветы не растут просто потому, что удобрение свалили в кучи вокруг дома. Сначала удобрение должно подвергнуться превращению. Оно должно проникнуть в растения через корни, и тогда однажды зловоние удобрения превратится в благоухание цветов. Но если кто-нибудь просто навалит кучи удобрения вокруг своего дома, то он сойдет с ума от запаха, а если выбросит это удобрение прочь, то его цветы станут безжизненными и бледными. Трансформация удобрения может превратить зловоние в благоухание. Именно эта химия, именно эта алхимия называется йогой, религиозностью. Искусство трансформации всего того, что не имеет смысла в жизни, в нечто значащее есть религия. Но то, что вы сейчас делаете во имя религии, самоубийственно — вы не трансформируете свое сознание. Вы живете с базовым непониманием, над вами нависает тень глубокого проклятия. Ваши сердца остались неразвитыми, потому что вы осудили основные проявления сердца Будет хорошо, если вы поймете это глубже. Если человек растет правильно, то гнев играет важную роль в его жизни. У гнева есть свой собственный цвет. Если он будет устранен, то тогда картина жизни человека будет в каком-то смысле незавершенной, некоторого цвета будет не хватать. Но вы с раннего возраста учите детей сдерживать некоторые чувства, и в результате этого сдерживания ребенок постепенно начинает подавлять все, что вы называете плохим. А подавляемое
сердце становится слабым, потому что его струны неправильно настроены. И это подавление будет происходить на уровне ума, потому что ваше воспитание не идет глубже, чем ум. Когда вы говорите ребенку, что гнев — это плохо, ваше поучение не достигает сердца. У сердца нет ушей, чтобы слушать, и нет слов, чтобы формулировать мысли. Это поучение проникает в ум, а ум не может изменить сердце. Поэтому возникает проблема: центр ума думает, что гнев — это неправильно, а сердечный центр — нет, у него нет связи с умом. Поэтому каждый день вы злитесь и каждый день раскаиваетесь и решаете больше не злиться, но на следующее утро вы просыпаетесь и опять злитесь. Вы удивляетесь, потому что вы столько раз принимали решение не злиться, и, тем не менее, это по-прежнему происходит. Вы не знаете, что гнев чувствует не центр ума, а другой центр. Центр, который решает: «Я не буду злиться», — совершенно иной, нежели тот, который злится. Это два абсолютно различных центра. Поэтому решения и раскаяние не оказывают никакого воздействия на ваш гнев: вы продолжаете злиться и продолжаете об этом сожалеть, и продолжаете расстраиваться по этому поводу. Вы не понимаете, что эти два центра настолько далеки друг от друга, что решение, принятое одним из них, вообще не доходит до другого... Так человек становится расщепленным внутри. Сердечный центр работает определенным образом и для своего развития нуждается в некоторых вещах. Если ум будет вмешиваться в работу этого центра, тот станет беспорядочным и хаотичным У каждого человека сердечный центр стал абсолютно хаотичным, совершенно беспорядочным. Конечно, первым делом гнев должен быть трансформирован — но он не должен быть уничтожен.
Итак, первый ключ к тому, чтобы подтянуть струны сердца: необходимо развивать все проявления сердца; ни одно из них не должно быть уничтожено. Вы можете быть немного озадачены: человеку нужно развивать гнев? Я говорю вам, что человеку непременно нужно развивать гнев, потому что однажды гнев сможет быть трансформирован и станет состраданием. В противном случае сострадание не сможет возникнуть. Если вы прочтете жизнеописания самых сострадательных людей в мире, то обнаружите, что в молодости они были очень вспыльчивы. Гнев имеет свое собственное достоинство и свою собственную гордость. Если вы прочтете жизнеописания величайших в мире людей, давших обет безбрачия, то обнаружите, что в молодости они были очень сексуальны.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |