Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГОРЕ ОТ УМА 1 страница




Для доктора Дик-Рида открылись новые возможности, когда группа южноафриканцевпредложила построить за свой счет великолепный госпиталь для женщиннеподалеку от Йоханнесбурга и пригласила его возглавить акушерский сектор,как только он будет открыт. 27 марта 1948 года доктор Грантли Дик-Рид нанеспервый ознакомительный визит в Южную Африку. Он пообещал обязательновернуться туда и занять должность, как только завершит свое турне с лекциямипо нескольким странам. Но этого не произошло. Его учение обратило на себя внимание прессы, и этостало причиной валета его практической деятельности. 28 июня 1948 года вежедневной газете "Мирроу" появилась заметка: "Как нам удалось узнать, принцесса Елизавета, готовящаяся стать матерью,внимательно изучает все, что относится к родам и учится мышечномурасслаблению, чтобы родить ребенка без использования анестезии. Принцессасказала своим друзьям, что она верит, что роды проходят успешнее, еслироженица спокойна и хорошо представляет, что с ней происходит, когдарождается ребенок... Она, конечно же, будет руководствоваться советами своего врача сэра ВильямаГиллиатта. Сам доктор, как нам кажется, не очень-то верит в естественныероды. И мы предполагаем, что принцессе будет оказана во время родов та жеподдержка, как и миллионам женщин, которые боялись родов и которые былиуверены, что роды обязательно сопровождаются болью. О концепции естественных родов в наше время впервые заговорил доктор ГрантлиДик-Рид. Ее признают многие ведущие врачи во всем мире. Но послеопубликования своей первой книги Доктор Дик-Рид фактически прекратил своюпрактическую деятельность. Принцесса Елизавета тоже ознакомилась с этойкнигой. Когда книги только что вышла из печати, она была плохо продаваемой. Внаше же время книга доктора Грантли Дик-Рида переведена на 5 языков, вАмерике она стала бестселлером и распродается по нескольку тысяч экземпляровв месяц. Доктор Грантли Дик-Рид - это высокий, общительный человек. Он имееткембриджскую степень, практикует на Харлей-Стрит и в частной клинике вСурее..." Как только появилась эта статья, молва о том, что принцесса Елизавета хочет,чтобы ее роды были естественными, облетела весь мир. Французские газеты вышлис громкими заголовками, например: "Англия разделилась на два лагеря - за ипротив боли". В Австралии газета "Мельбурн сан" сообщала: "Принцесса Елизавета, которая славится своим пытливым умом и здравымотношением к жизни, глубоко заинтересовалась проблемами материнства... Однакохотя сама она осваивает упражнения по расслаблению мышц и говорит, чтонадеется родить без наркоза, ее врач, сэр Вильям Гиллиатт говорит, что этомаловероятно. На мысль о естественных родах принцессу навела книга доктораГрантли Дик-Рида, первого защитника подобного метода. Эта книга продается вАнглии по тысяче экземпляров в месяц, переведена на 5 языков и являетсябестселлером в Америке." В некоторых сообщениях даже говорилось, что доктор Грантли Дик-Рид на времязаменял врача принцессы. Однако в то время, когда появились эти статьи,доктор Грантли даже не знал, что принцесса Елизавета ждет ребенка и что оначитала его книгу. Его переезду в Южную Африку предшествовали следующиекомментарии: "Женщины Южной Африки, привыкшие, что все делается для них, вряд ли тепловстретят советы доктора Дик-Рида, чья теория естественных родов вызвалабешеный интерес в Соединенных Штатах. Однако тот факт, что принцессаЕлизавета собирается следовать его методике, может дать толчок революционнойконцепции, которая, что парадоксально, так же стара, как и само существованиеженщины на Земле." Заголовки газет в Южной Африке мало отличались вот от этого, опубликованного31 октября 1948 года в газете "Санди Тайме" Йоханнесбурга: "Йоханнесбург станет мировым центром безболезненных родов Йоханнесбург должен стать мировым центром безболезненных родов. ДокторГрантли Дик-Рид, знаменитый британский врач, избавивший всех женщин мира отужаса родов, планирует перенести свою деятельность из Лондона в Харлингхем,пригород Йоханнесбурга. Архитектор проекта нового госпиталя уже посетилдоктора в Лондоне и обсудил с ним детали... Строительство больницы в ЮжнойАфрике означает, что все студенты, которые захотят изучить методы доктораДик-Рида, должны будут приезжать в Йоханнесбург. Доктор Грантли Дик-Рид посетил Йоханнесбург в апреле этого года ипродемонстрировал врачам и женщинам, что роды действительно могут проходитьестественным путем и абсолютно без боли..." Этот поток опубликованных новостей, некоторые из которых были неточными, анекоторые просто не соответствовали истине, причинили доктору Дик-Ридунамного больше вреда, чем можно только представить. 19 декабря 1948 года, вдень, когда он покинул Англию, миллионы жителей Брайтона прочитали лживыйзаголовок "Санди Пикторэл": "Врачу отказывают в возвращении". Новость облетела весь мир, обрастая слухами и сплетнями, а 26 марта 1949 годав "Ивнинг Ньюз" подоспели подробности: "Доктор с Харлей Стрит - персона нон грата в Южной Африке Британскому акушеру, доктору Грантли Дик-Риду, который избавил всех женщин отболи при родах, отказано в приеме Южно-Африканским Медицинским Советом. Совет принял это решение на собрании Комитета и позже подтвердил его наоткрытой сессии. Комментировать это решение официальные лица Советаотказались." Обвинения, выдвинутые Советом против доктора Грантли, заключались в том, чтоон обратился за рекламой к светской прессе, и, к тому же, был человеком с"плохим характером", а значит, совершенно не подходил для того, чтобы бытьзарегистрированным в Южной Африке как врач. Доктор Дик-Рид нанял адвоката дляподготовки апелляции. Пока продолжалось судебное разбирательство, оноставался без средств к существованию, ему запретили практиковать. Хотя в этоже самое время его одолевали звонками сотни женщин, умолявших его посетить ихроды. За его домом даже следили шпионы, не принимает ли он пациенток тайно. В конце концов, Медицинский Совет устроил специальную комиссию, чтобыознакомиться с апелляцией, которую должен был представлять А.Израиль, один изнаиболее выдающихся адвокатов Южной Африки: "...Вам представлены исчерпывающие доказательства, что доктор Грантли Дик-Ридявляется известнейшим специалистом в области акушерства... Правилен или нетего метод, не мне и не Вам судить. Данное заявление не касается этоговопроса. Я говорю Вам об этом просто потому, что знаю, что в Совете естьлюди, которые желают представить доктора Грантли Дик-Ри-да как человека,ничего не сделавшего в медицине. Они продемонстрировали это на встречеисполнительного комитета. Не буду говорить я и о моральной стороне такихпоступков... К папке с документами мы приложили многочисленные письма-отзывы ведущихспециалистов-гинекологов о методе доктора Дик-Рида. Там и письмолорда-канцлера из Англии, и доктора Томса, главы акушерского отделенияуниверситета в Уайолле, письма из Школы Медицины в Бостоне, письма из Канадыи многих других мест, где широко известны работы доктора Грантли Дик-Рида ипо достоинству оценены, где к нему относятся с большим уважением, потому чтопонимают важность его работ для развития акушерства. Так неужели в этой стране его работу считают такой ненужной, что с презрениемотмахиваются от его желания работать здесь?...Достопочтимый председатель, я думаю, что не погрешу против истины, еслискажу, что на Исполнительном Совете доктору Грантли Дик-Риду устроилиформенный допрос, хотя на это у Совета не было никакого права. Однако докторответил на все поставленные перед ним вопросы и ответил прямо. Разве уже этоодно не доказывает, что обвинение его в плохом характере не соответствуетистине?" Вслед за прочтением текста апелляции началось голосование. Из девятнадцатичеловек лишь один воздержался, восемнадцать же проголосовало противразрешения доктору Грантли Дик-Риду практиковать в Южной Африке! Осталсятолько один способ обратиться за помощью - апелляция в Верховный Суд ЮжнойАфрики. В результате состоялось три слушания дела и, наконец, 23 июня 1941года Верховный Суд постановил, что Грантли Дик-Риду должно быть выданосвидетельство о регистрации без всякого промедления. Тем временем планы строительства новой больницы были давно заброшены. Но всеже доктору Дик-Риду была предоставлена возможность практиковать в Меримаунтев небольшом, но хорошо оснащенном госпитале, руководимом монахинямиДоминиканского Ордена. Монахини пригласили его приезжать, обещая всяческуюподдержку. Он ответил им: "Я думаю, у нас не будет проблем с пациентками.Скорее, у нас появится проблема, как расшириться, чтобы удовлетворить всехжелающих попасть в наш госпиталь". Его предсказания сбылись.

Глава 17. Путешествие в Африку

В Африке моя жена Джессика сразу же организовала дородовые занятия длябудущих матерей. Занятия проводились один раз в две недели для всех желающих.Обычно в каждом классе было по десять человек, не больше. Женщины начиналипосещать занятия на восемнадцатой неделе беременности. Любопытно было увидетьразницу между занятиями, которые проводила моя жена, и теми, которые до этогопроводил я сам. Я не хочу умалить способностей мужчин, и все же, по-моему,женщин в данном случае должны учить женщины, так как они лучше разбираются взагадках женской психологии. На этих занятиях беременных учили многим вещам, включая даже то, какзаботиться о ребенке после его рождения. Занятия очень быстро обнаружилипохожесть во многом всех женщин, несмотря на различия в общественномположении. Женщины обычно быстро становились подругами. У них был общийинтерес: узнать о родах как можно больше, чтобы впоследствии применить своизнания. Однажды я появился на этих занятиях, чтобы подсмотреть, до какойстепени они научились расслабляться, велико ли у них остаточное напряжение. Вкомнате было темно и тихо. Я вошел, стараясь не шуметь, инструкторпоприветствовал меня негромким голосом. Я прошелся меж женщин. Некоторые изних лежали на левом боку, некоторые на правом. В течение десяти-пятнадцатиминут они оставались в расслабленном состоянии. Я сел на стул и внимательноприсмотрелся к каждой из женщин. И хотя у некоторых из них были налицодоказательства неполного расслабления, все же я был поражен тем, что женщиныза такой короткий срок (это было по счету только четвертое занятие) уже моглидостигать такого кажущегося сонливого состояния, хотя на самом деле не спали.Я подумал, что если бы сейчас в комнату вошел кто-нибудь посторонний, то оннаверняка подумал бы, что женщины находятся под гипнозом. Я недолго поговорилс инструктором и покинул комнату. Позднее я узнал, что только две пациенткизаметили мое появление. В результате такой подготовки женщин практика дородовых занятий, начатая вмаленьком госпитале в Южной Африке, теперь продолжается во многих роддомахмира. Правда, она еще не стала такой обширной, как мне хотелось бы, но ядумаю, что все впереди. Я работал в Йоханнесбурге почти четыре года. В этом космополитическомобществе я окружал заботой пациенток всех слоев общества. Я присутствовал прирождении шестисот детей почти всех наций, существующих в мире. Здесь былиангличанки, американки, бельгийки, чешки, француженки, латышки, норвежки,итальянки, испанки, еврейки, русские, полячки, болгарки. Я обратил вниманиена национальность, потому что бросались в глаза физиологические ипсихологические особенности каждой нации. Разительно отличались от другихженщины-беженки, женщины-узницы концентрационных лагерей. Они видели ужаскровопролития, становились свидетелями чужих смертей. Некоторые попрощалисьсо своими родителями и другими родственниками, которые были депортированы вдалекие страны или, хуже того, были сожжены в газовых камерах. Там были женщины старой бурской закалки - физически сильные, умственноневозмутимые, встречающие роды без страха и сомнений. Это были женщины изсемей времен "золотой лихорадки", чьи дедушки и бабушки освоили обширныепастбища. Эти женщины попросили дать им мою книгу, чтобы перевести наафрикаанс. В самом деле, это была посланная Богом возможность наблюдать за... хотите -называйте это естественными родами, хотите - физиологическими, ничего отэтого не меняется. А вот женщины - все разные. Они отличаются друг от другане только строением тела, но, что более важно учитывать, психологией. Япосещал женщин с неврозами, истерией, охваченных тревогой, с подлиннымстрахом смерти, с психологическими конфликтами различного уровня иинтенсивности. В некоторых происходил внутренний конфликт, появлялась некаяраздвоенность: борьба "за" и "против" ребенка, мужа, замужества, дома, жизниобщества, сексуальных отношений. Все они приходили к нам на дородовыезанятия, чтобы раскрыть в себе лучшее, проявить все свои способности, и вэтом им помогала моя жена. Все женщины, по крайней мере, 96-97%, за исключением тех немногих, кому из-заболезней и диспропорций требовалось некоторое оперативное вмешательство, посвоей собственной воле отказывались от обезболивания, предпочитая быть вясном сознании, чтобы ощущать рождение ребенка. Чуть позже появилась возможность снять цветной звуковой фильм нашестнадцатимиллиметровую пленку о трех естественных родах. Долго мы выбираликакой-нибудь идеальный вариант прохождения родов, но все закончилось тем, чтооператор заснял просто роды,, следующие друг за другом. Но я все еще не осуществил свою мечту: исследовать традиции родов у женщин,живущих ближе всего к природе, дальше всего от преимуществ и недостатковсовременной науки. В течение нескольких месяцев мы обсуждали с женойвозможности осуществления этого проекта. В джунглях и горах, в болотистойместности и засыпанных песком равнинах все еще сохранялись селения племенафриканцев, где очень редко появлялся белый человек. Мы решили отправитьсяименно туда, чтобы самим понаблюдать обычаи этих племен. В течение сорока лет у меня были подозрения, что мои коллеги-медики неверноистолковывают законы природы. Я чувствовал, что они используют современныенаучные методы с такой охотой не только потому, что хотят избавить женщин отболи при родах, но и для того, чтобы спрятать свою неспособность понятьистинные причины ее возникновения. Я был убежден, что Создатель сбожественной гениальностью сотворил женщин идеально приспособленными дляродов. Дальнейшие наблюдения были нужны, чтобы поддержать эту веру. Но ужесказывались мои годы. Я с трудом работал по ночам, меня одолевала усталость,которой я не знал раньше. Мне вдруг в голову пришла мысль о том, что многиемои сверстники уже давно отказались от практической деятельности и вышли напенсию. Но, несмотря на это, план был составлен, мы продали дом и приобрелипередвижной на колесах. Мы собирались посетить не одно-два племени, а повозможности, как можно больше - сотню-две. Мы хотели наблюдать естественныероды и опровергнуть бытовавшее повсеместно мнение об ужасах рождения детейсреди людей, не подвергнувшихся влиянию Запада, о невероятных страданияхженщин и о высоком уровне смертей младенцев. В глубине души мы не верили этимслухам, нас могли убедить только факты. Во время нашего путешествия по Африке мы встречались с врачами, священникамии другими людьми, увлеченно принявшими участие в нашем проекте, они старалисьпомочь нам, прибегая к своему опыту жизни среди племен. Они приводили в мойгоспиталь африканцев из разных племен, чтобы пополнить мою информацию об ихжизни и переводили для меня их слова с африканского на английский. Все, что ясмог узнать, лишь подтвердило то, что роды в африканских племенах заслужилидурную славу только из-за относительно небольшого числа сложных случаев,виденных медиками, которые при естественных родах и не присутствовали. Позжея убедился в том, что если возникают случаи сложных родов в племенах, то онистановятся действительно более сложными, чем у европейцев, потому что туземцыочень долго не посылают за врачом, надеясь, что все само собой разрешится. Один из первых моих визитов был в Миссию Моффатт, в которой ответственныммедиком был доктор Мансон из Шотландии. Как и многие из миссионеров, он был,несомненно, хорошим врачом. Что удивительно, он когда-то присутствовал налекциях, которые я читал в Шотландии, стараясь привлечь внимание студентов кфизиологическому подходу к родам. Я его, конечно, не помнил. Доктор Мансонрассказал мне много интересного о родах женщин из племени, так как сам былувлеченным акушером. Я понял, что мне еще предстоит узнать многое. От миссии Моффатт мы повернули резко на север и навестили канадского доктораДжека Хея в Адвентистской миссии. Когда я назвал ему свое имя, он воскликнул:"Как тесен мир! У нас с женой трое детей, и она перед рождением каждого изних штудировала вашу книгу. При родах у нее не возникало никаких сложностей.Она с таким энтузиазмом отзывалась о естественных родах, что дажеорганизовала классы дородовой подготовки для африканских женщин. Через годчисло посещающих ее занятия выросло до пятисот женщин. Представьте, пожилыеженщины даже настаивали на том, чтобы девушки приходили к нам учиться". Африканцы охотно рассказали мне о характере жителей племен, о их быте,религиях, еде и напитках, победах и поражениях, засухах, наводнениях, пожарахи болезнях. Они, кстати, всегда удивлялись, когда белые люди интересовалисьих жизнью, в особенности тем, что касалось воспроизводства, свадебныхобычаев, юности женщин, родов. Женщины-африканки рожали детей, чтобыприумножить силу мужчин племени. Чтобы получить нужную информацию, мне необходимо было предварительноразговаривать с пожилыми женщинами-акушерками - женщинами, которые прожили ватмосфере, в которой не принято было обсуждать подобные вопросы с мужчинами."Почему вы хотите знать?" - спрашивали они меня, и я отвечал: "Разве вам неинтересна узнать, как рожают белые женщины?" В конце концов, барьер былсломлен, и состоялась продолжительная доверительная беседа. Я видел, что этистарые акушерки были горды тем, что они смогли ответить на многие моивопросы, во многом просветить меня. Оказалось, что мы, жившие на расстояниитысячи миль друг от друга, на многое смотрим одинаково, несмотря на различияв языке, образовании. Но даже если они не сказали всей правды, то это было сделано только подоброте душевной. Добрая старая Бвалья Калунда отвечала мне на своемсобственном языке, прибегая к помощи переводчицы, хотя сама хорошо говорилана английском. Я спросил у нее: "Сколько у вас детей?" Дама из протестантскоймиссии перевела мне: "Двенадцать". "Скажите, вы легко рожали?" Старая женщина ответила спокойно и по-английски:"О, нет - за свои грехи я вынесла немыслимые пытки". Неожиданно она игривоподмигнула мне. Я понял, что крылось за всем этим. "Бвалья Катунда, вамнравится рожать детей?" - спросил я ее. Она улыбнулась и ответила снова наафриканском: "Мне очень нравилось это и не хотелось останавливаться".Переводчица строго посмотрела на меня и нашла нужным заметить, что БвальяКатунда - очень ревностная христианка. "Ну конечно, конечно, - отозвался я. -Она достопочтимая старая женщина!" Мы разговаривали не только с ней, хотя,хочу сказать, что с юными женщинами разговаривать было очень трудно: мешалаих застенчивость и гордость - чувства интернациональные для молоденькихдевушек. Их же учили, как стать привлекательными для мужчин, как вести себянаилучшим образом перед незнакомыми людьми. Но когда мы говорили с пожилыми женщинами - с теми, кто прошел огонь и воду,видел жизнь и заботился о других, я находил, что они не только милы ивежливы, но что это чрезвычайно спокойные, добрые женщины, отличноразбирающиеся в жизни. Они говорили о материнстве не только как о своейпроблеме, чувствовалось, что они не безразличны к судьбам девушек, о которыхзаботились. Они начали рассказывать мне обо всем сами, без всякого моегопобуждения. Слушая, я понимал, что белые люди могут многому научиться утемнокожих африканцев, заслуживающих самого большого уважения. Я знаю, многие из европейцев воспринимают африканцев, как каких-тонедочеловеков. Но это же совершенно неверно! Правила их законов и обычаевдиктуют им сохранять собственное достоинство при любых обстоятельствах.Женщины у них очень женственны, и вообще, как мне кажется, не стоит делитьженщин на европейских, азиатских, африканских и так далее. Да, все женщиныразные, но это не зависит от их национальности. Африканские женщины стремятсябыть привлекательными, ухаживают за собой, любят украшать себя, особенноволосы. Для каждого племени существует свой особенный стиль одежды иукрашений. Чернокожие африканки - люди удивительного характера. Как только я увиделафриканских женщин, меня сразу же поразила их красота (я имею в виду красотудушевную), да и впоследствии я не изменил своего мнения. Совсемнеобязательно, чтобы они были похожи на нас. На улицах Лондона ли, Нью-ЙоркаЛи, везде им присуща индивидуальность - они личности, и личностиудивительные! Когда мы сталкивались с группами африканцев, сидящими на краюлеса, мы всегда отлично общались с ними: много шутили, смеялись, пели песни,и все это несмотря на то, что говорили на разных языках. Мы отлично понималидруг друга. Да, и в Англии, и во Франции люди неплохо общаются друг с другом,но там у людей уже давно потеряна способность получать удовольствие отпростого обмена искренними улыбками, от рукопожатия, от спетых хором песен.Ничто так не располагает африканскую женщину к другому человеку, как открытаяулыбка. Среди большинства племен, в которых мы побывали, молодые женщины были подопекой пожилых, причем не обязательно родственниц. Если не было каких-либосерьезных осложнений, то африканские женщины, как правило, не посещалибольниц во время беременности, да и рожали дома. Правда, те, кто жил не вдеревнях, а в городах, уже частично "урбанизировались" и начали рожать вроддомах. При этом, как рассказывали, при родах они испытывали лишь небольшойдискомфорт, но шуму от них было значительно больше, чем тогда, когда онирожали дома. Способы появления ребенка на свет был одинаковым: мать садиласьна корточки и наклонялась вперед. При наступлении второго периода родовроженицу обычно кто-нибудь поддерживал, в то время как акушерка располагаласьпрямо перед ней. Роды в деревне проходят в тишине. Рожающая обычно испытываетлишь небольшой дискомфорт, хотя поработать ей, конечно же, приходится. Деревенскую женщину при родах никогда не оставляют одну. Более того, передродами ее подробно инструктируют пожилые акушерки, которым она полностьюдоверяет. Однако если встречаются какие-нибудь осложнения, то акушерки непомогают, так как по африканским законам запрещается всякое медицинскоевмешательство при родах. Да, у африканских женщин возникают сложности природах, но это никогда не является следствием неправильного медицинскоговмешательства, непонимания естественного механизма физиологических процессов.Врач миссии сообщил мне, что среди поступивших в роддом африканок у 18% родыбыли осложненными. Я ему охотно верю, однако сам не нашел подтверждениятакого большого процента осложнений в деревнях. Один из британскихмиссионеров рассказал мне случай, произошедший, когда он вез на своей лодкеафриканца и его жену. Ему пришлось внезапно остановиться, потому что уженщины начались роды. Она зашла в кусты, муж ждал поблизости. Спустякороткое время женщина вышла с ребенком, и путешествие продолжилось. Нас поразило глубокое уважение, которое каждое племя испытывает к последу,поразило обращение с ним. Они не вмешиваются в работу природы и не отделяют,раньше времени ребенка от этого чудесного образования, в котором он рос,которое дало ему душу. Пуповина не перерезается, пока не отделяется послед.Во многих племенах никому не разрешается трогать плаценту. Она уноситсяпомощником женщины и захоранивается. Существует множество суеверий,касающихся плаценты, поэтому захоронение ее - очень важный ритуал. Кроме анатомических диспропорций или неправильного предлежания плода,осложнения при родах возникают из-за неправильных рекомендаций пожилыхакушерок, которые часто настаивают на том, чтобы роженицы тужились как можносильнее, с самых начальных стадий родов. При этом может произойти выпадениематки. Чрезмерное давление прежде, чем полностью раскрывается шейка, способновызвать опухание выходного отверстия родового канала, что препятствуетуспешному продвижению ребенка. Я наблюдал возникновение множества свищей извлагалища в мочевой пузырь или прямую кишку, разрывы маток, шоковыесостояния. Когда роды затягиваются, африканскую женщину могут обвинить всупружеской измене, т.е. к мукам физическим прибавляются и душевныестрадания. Таковы главные сложности, возникающие у африканок при родах, ихотя таких случаев не так уж и много по сравнению с нормальными, я думаю, чтодля их предотвращения африканцам стоит поучиться у нас. Африканцы - умные люди, но нужно не забывать, что они имеют иную культуру,отличную от нашей. Они ведут образ жизни людей, которые живут среди природы,черпают в ней свои силы, с ее помощью выживают. Путешествуя по Африке, мы судивлением обнаружили, что простой биологический закон жизни до сих поростается неизменным - со времен создания первого человека. Его можно выразитьодним только словом - выживание. Когда мы путешествовали по незнакомым местам и встречались с незнакомымилюдьми, мы, как никогда четко осознавали власть этого фундаментальногопринципа жизни. Мы видели это везде: в жизни людей, животных, насекомых,деревьев в лесу, рыб в реках. Человек, стоящий на ступеньку выше остальныхживотных, не только участвует в этой безжалостной войне, но и еще способенпонять, кто и что управляет его судьбой. Однажды мы набрели на древний опустевший храм. На меня он произвелнеизгладимое впечатление. Когда проживешь на свете шестьдесят лет, невольноначинаешь отыскивать в веках прошедших ассоциации собственного мироощущения имыслей, и когда находишь - это по-настоящему волнует тебя. Я думаю, чтоархеологи не могут ощущать бренности вашего существования, не могут презретьтщетную и суетливую погоню за успехом, потом что постоянно соприкасаются свечным. Мы должны быть благодарны природе за то, что она дает нам, но как редко мыэто делаем! После путешествия по Африке я неустанно повторял, что мы можем очень многоеперенять у африканцев. Это принесет нам огромную пользу. Хотя, конечно, тамприсутствует и то, что лучше оставить вымирать в джунглях. Африканцы -практичные, гордые люди, обладающие духовной памятью. Они гордятся своейфизической силой, вместе с тем они удивительно жизнерадостны и остроумны, чтопомогает им выживать в трудных условиях. Недавно я прочел в одном медицинском журнале: "Когда при какой-либо болезнинаука сказала уже свое последнее слово, но пациенту не стало после этоголучше, мы все равно не имеем права говорить, что случай безнадежный. Мыдолжны обратиться к высшему, к духовному..." Из этих слов я делаю вывод, чтои наша цивилизация вновь дела попытки переосмысления жизни и обращения кдуховным силам Вселенной. Африканцы же никогда не отказывались от этого. Когда бы то и где бы то ни было: под палящим солнцем безоблачного неба, всырой темноте джунглей, когда ветер клонит верхушки деревьев, в спокойнуютропическую ночь, прислушавшись, мы можем различить эхо голосов, звучащих вгармонии с миром джунглей: "Я альфа и омега, я конец и начало, я первый ипоследний...". Почему же мы думаем больше о своих телах, а не о состоянии нашего духа,который на самом деле играет большую роль при выживании и в нашемсовременном, цивилизованном мире? К сожалению, вскоре этот изумительныйоазис, называемой Африкой, растворится в потоке проникающих туда белых людей.Мне кажется, это произойдет не позднее начала 60-х годов, т.е. лет черездесять. Разрушающая рука Запада возьмет из Африки все, что ей толькопонадобится, а взамен даст подачку, сродни той, что подают беднякам со столабогача. Но, может быть, не следует смотреть так далеко вперед. Ведь это никогда недоставляло радости. Стремитесь в Африку сейчас, но не за тем, чтобы естьбананы, убивать зверей или искать сокровища. Идите в поисках своейсобственной души. Подышите африканским воздухом, прислушайтесь, всмотритесь ипостарайтесь понять законы джунглей, законы жизни - Божьи законы.

Глава 18. О некоторых недоразумениях

Пока я путешествовал по Африке, во всех частях света проводились экспериментыпо естественным родам, и результаты становились достоянием широкой публики.Наиболее заметная и последовательная практика естественных родов проводиласьв Нью-Йорке с 1948 по 1951 год профессорами Томсом и Гудричем. В это времяраз в год или даже чаще в американской прессе публиковался подробный отчет обуспехах и проблемах проведенных естественных родов. Вскоре после возвращения я закончил свою книгу "Знакомство с материнством".Другие мои книги были уже переведены на множество языков: на голландский,датский, немецкий, шведский, итальянский, испанский, португальский, японский.Без ложной скромности можно сказать, что учение стало известным всемузападному миру еще до моей поездки в Африку. На протяжении многих лет русские врачи интересовались данной проблемой, уже в1936 году я читал в русских газетах о применяемых методиках для обеспечениябезболезненных родов. В то время наиболее популярным средством обезболиваниябыла спинномозговая аналгезия. В 1946 году один из ленинградских врачейсообщил о применении им витамина В, а до того, в 1945 году, украинский акушерВельвовский для избавления от боли использовал гипноз, а затем началразрабатывать и другие методы, обратясь к открытиям Павлова в областифизиологии. В 1948 году русские подробно исследовали опыт проведенияестественных родов, которые широко практиковались уже во всем мире. Учениеполучило благосклонный отклик в их среде. Они удивительно быстро оценилипользу, которую может принести для нации данный подход, т.е. подошли квопросу не только с формальной стороны. На четвертом Международном Конгрессе врачей-католиков, который проходил 29сентября 1949 года, Папа Римский высказался в поддержку проведения родов безстраха. Он подчеркнул их преимущество перед родами с применением глубокогогипноза, сказав, что последние не рекомендуются, так как ребенок при этомэмоционально равнодушен. Он сообщил, что и русские идут по пути развитияпрактики естественных родов, но при этом раскритиковал их за пренебрежениедуховной стороной дела. Папа Римский сказал: "Англичанин Грантли Дик-Рид опередил всех во времени не только разработкойтеории и практики естественных родов, он первый обратился к философским,метафизическим аспектам концепции. Этим его подход выгодно отличается отработ советских ученых, которые базируются на принципах материализма. Да, несомненно, разработанные законы, теория и практика естественных родоврусских достойны внимательного изучения и правомочны, но многое в нихподогнано под идеологию, проповедуемую приверженцами материализма." Позднее, в 1949 и 1950 годах, русские ученые добились заметных успехов впрактике естественных родов, что позволило им провести конференцию по этомувопросу в Ленинграде в 1951 году. Ее организовали Клиническое отделениеАкадемии медицинских наук и Ученый Совет Министерства Здравоохранения СССР.На конференции читали свои доклады Вельвовский, Платонов и Николаев - ополученных результатах новых методов снижения боли при родах, используемых впоследнее время на практике в Москве, в Ленинграде и в Харькове. Однакотрудно понять, почему на этой конференции данный метод назывался новым, хотяв Англии он существовал уже двадцать лет! К 1951 году подобные методики,можно без преувеличения сказать, были известны уже всему цивилизованномумиру. В сентябре того же года доктор Перри Веллай написал мне из Франции оченьдоброе письмо, в котором говорилось, что он и доктор Ламази считают большойчестью ознакомиться с моей последней книгой. Я помнил доктора Ламази повстречам во время моих парижских лекций в Парнье. Доктор Ламази отвечал заздравоохранение на комбинате металлургической промышленности, Виллай втечение последних трех лет был его бессменным ассистентом. В письме Виллайговорил об огромной пользе моей книги для беременных женщин и просилразрешения перевести ее на французский язык. Я в ответ поблагодарил его и сообщил, что моя работа уже переведена нафранцузский языки что мои издатели информировали меня, что она вот-вотпоявится в продаже! Правда, в результате, несмотря на все наши усилия, книга,переведенная на французский язык, поступила в продажу только спустявосемнадцать месяцев. Ранее, в 1952 году, находясь еще в Южной Африке, я получил из Швейцариисведения, что русские заявили об открытии нового подхода к родам, основанногона работе русского ученого Ивана Павлова, назвав его "психопрофилактикой".Сообщившие мне эту новость были поражены, насколько похожи открытия русскихна мои, которые я уже долгое время пропагандировал в разных уголках мира.Кстати, термин "психопрофилактика" я впервые использовал в 1933 году. Я решилпосетить русское консульство в Претории, чтобы побеседовать по этому вопросу. Консул попросил меня отослать два экземпляра книги - на английском и нанемецком языках - в Киев, доктору Лурье. Книги были отправлены сдипломатической почтой, в сопровождении дружеского письма и приглашениемобменяться мнениями и наблюдениями: "Дорогой профессор Лурье, Друзья-медики, написавшие мне из Швейцарии и Англии, сообщили мне, что Выиспользуете метод естественных родов, основанный на работе великого русскогоученого Ивана Павлова. Мне кажется, что Вам будет небезынтересно прочитать книгу "Роды без страха",опубликованную мною в 1942 году. Эта книга продана в количестве четвертимиллиона экземпляров, переведена на восемь языков и была восторженно принятавезде, где только появлялась. Я проводил исследования в этой областиакушерства на протяжении двадцати лет - еще до того, как появилась перваякнига "Естественные роды", изданная в 1933 году. Я вкладываю в посылку английский и французский экземпляры перевода вместе снебольшим практическим руководством "Знакомство с материнством", которое былоопубликовано в четырех странах. Я не сомневаюсь, что большинство Ваших коллегзнакомы с одним или обоими языками. Кажется, в мире есть еще одна общая вера - вера в материнство. Я занимаюсьпроблемами беременности и родов уже сорок лет, и только это позволило мнесамонадеянно написать Вам и отправить работу, которая, возможно, заинтересуетВас. Сочту большой честью, если Вы прочитаете эти книги и в ответ вышлете мнелитературу по современному акушерству, опубликованную в России. Как коллегаколлеге. С сердечным приветом. Искренне Ваш." Я не получил благодарности ни за книгу, ни за письмо, хотя, несомненно, мояпосылка дошла до Киева в целости и сохранности. Когда я сделал запрос об этомв Российское консульство, там удивились такому молчанию, но внятныхобъяснений дать не могли. Все, кто слышал описание "нового русского метода" на конференции вЛенинграде, удивлялись его похожести с моими ранее опубликованными работами,даже в вопросе дородовой подготовки, где сам я ни в коей мере не прибегал кучению Павлова о выработке условного рефлекса. Книга Павлова появилась спустяпятнадцать лет после начала моей практики, в свое время я воздал должное егоописаниям того, что происходит в воображении человека. Два года спустя япрочитал слова русских о том, будто бы мои работы были вдохновлены трудамиПавлова, но что успеха они не имели. Там же утверждалось, что единственнаяуспешная система естественных родов была разработана советскими учеными.Доктор Ламази, который жил в России в течение шести месяцев и изучал тамтеорию и практику акушерства, начал широко развернутую рекламу "павловскогопсихопрофилактического метода" из госпиталя металлургов в Париже. Посетителигоспиталя также замечали одинаковость этого "нового учения" и того, что ужедесятки лет практиковалось в Америке и Британии. Основой "психопрофилактики"было введение понятия синдрома "страх - напряжение - боль". Во многих странахпоняли пользу от введения психопрофилактики и приспосабливали ее кособенностям своих стран, но только одна утверждала, что это - ее собственноеизобретение. Меня мало интересуют академические аргументы неврологов и психоневрологов поповоду функций мозга. Нет конца их мнениям. Мне повезло, что однаждыпредставилась возможность работать с одним из величайших нейрофизиологов. Нов результате работы с ним я пришел к заключению, что они до конца не былиуверены ни в одной из своих доктрин, касающихся приема, интеграции итолкования сигналов, поступающих в головной мозг. В своем учении я говорю очеловеке, а не о механизме, сделанном из церебральных рефлекторных дуг. Наша цель - противостоять проявлению синдрома "страх - напряжение - боль". Вотличие от коммунистов, которые прежде всего озабочены идеологией, я хочулишь снизить боль при родах, помочь женщинам избавиться от страха, принестирадость и любовь в дома людей. Я ратую за любовь, за счастливые семьи во всехобществах, независимо от расы, религии и, тем более, политического кредо! Это было ясно показано уже в моей первой публикации в 1933 году, и мнение моене изменилось до сих пор. Сотни тысяч женщин благодарят за создание этогометода, за тот комфорт и радость, что он им принес. В 1951 году русские врачиприняли этот метод, осознав его преимущества, а за ними и французы, которым яне могу не воздать должное за их проворность. А. Боурель пишет о дородовойподготовке женщин, все детали которой уже использовались в течение многихлет. Ламази, Веллай и Герсайли пишут о технике проведения родов без боли,которая также ничего не добавила к уже существующему. Ангелергус утверждает,что я не сказал ничего нового в науке о деторождении, что я не знаком сработами Павлова, "...и вообще, - вопрошает он, - а кто он такой - этотРид?!" Они забыли добавить: вот потому, что он такое полное ничтожество, егоработы и произвели по всему миру революцию в родах и именно потому коммунистыи помогают ему не забывать о самом себе. Но, на мой взгляд, есть еще одна серьезная причина, почему так ведут себяученые России. И там есть великие ученые, которые более всего ценят правду.Но для того, чтобы восторжествовала правда, нужна свобода. А как мнеговорили, в России ученому часто приходится говорить и делать то, что емуприказывают высокопоставленные должностные лица. Я верю, что в СССР есть идругие ученые - те, кто знают истинную правду, и кто сам никогда не покривитдушой, кто так любит науку, кто никогда не станет обманывать ни себя, нидругих Этих. ученых не нужно путать с теми, чья работа рассчитана только нато, чтобы всеми доступными способами поддерживать идеологию коммунизма. Ноесли идеология поставлена выше правды, то работа сразу же теряет свою научнуюценность, и ученые деградируют. Утверждение, что именно в их стране сделали открытие, эффективно способствуетподтверждению величия идеологии и ее лидеров. Невежество и страх мешаютразвенчиванию лжеоткрывателей. Я уже не удивляюсь, когда говорят, что Павловоткрыл средство снижения боли при родах. Подобная чепуха не может приниматьсявсерьез образованными людьми, не достойна их внимания. Я следовал учениямПавлова в течение пятидесяти лет и высоко ценил его открытия в областифизиологи. Но это истерическое усилие найти философию в его учении офизиологии особенно забавно смотрится сейчас, когда многие из его теорийокончательно устарели. Но есть одна сторона моего метода, рассмотрениекоторой русские не спешат заимствовать у меня. Они трактуют роды иматеринство как чисто механическое, материалистическое зрелище, без духовныхассоциаций. Чудо воспроизведения человека искажено, чтобы сделать егосредством для доказательства того, что Бога не существует, чтобыпродемонстрировать всемогущество коммунистических лидеров. Наши взглядырасходятся, как только дело начинает касаться духовных основ материнства иотцовства. Их учение ограничено атеизмом и материализмом их философии. Моеучение абсолютно противоположно этому. Я верю в законы природы и силу Бога. Яне воспринимаю человека как всевластное существо, на самом деле я осознаюсебя как малую частицу нечто взаимосвязанного. Для меня рождение новогочеловека - это событие, больше всего приближающее человечество к духовному иметафизическому миру. Это момент, когда появляется новая жизнь, а с нею иновые возможности. Когда я вижу ребенка, рожденного счастливой, здоровойматерью, т.е. становлюсь свидетелем лучезарного сияния, которое уносит ее вмир загадочный, только ей принадлежащий, я говорю себе: "Только идиот думает,что он может сделать что-либо без ведущей руки Господа". Итак, в заключение могу сказать, что нет принципиальных различий между моимучением о естественных родах и тем, что утверждали русские в началепятидесятых (словом "утверждали" я подчеркиваю, что нет никакого русскогометода, есть только коммунистическая адаптация двадцатилетнего учения,искаженная в атеистических и идеологических целях), кроме одного. Вот в чеммы различны: они учат бездуховному отношению к рождению ребенка и преподаютдоктрину материализма - механического подхода к делу. Я же провозглашаюсвященность родов, как духовного события, верю в справедливость законовприроды, которые для меня идентичны с законами Бога. В цивилизованных странах признается право на существование различных религий.Каждое религиозное учение призывает придерживаться определенных моральныхпринципов и уважать Создателя нашего и его законы. Это общее объединяет людейвсего мира, можно сказать, между ними существует всеобщее соглашение. Ясклоняюсь к тому, что коммунистическая идеология оказалась способной за такойкороткий срок разрушить у множества людей врожденную привязанность к вере. Новместе с тем я верю, что через какое-то время жители СССР вспомнят о вере ивернутся к образу жизни своих предков. Профессор А.П.Николаев закончил свою лекцию словами советской женщины: "Уменя нет страха, я счастлива. Спасибо советской науке, спасибо советскимврачам, спасибо товарищу Сталину". Я же заканчиваю свои лекции словами: "Рождение ребенка свято. Я не могухорошо относиться к тем, кто использует это событие как товар для своейсобственной выгоды, и меня не интересует, ради чего это делается - радиденег, социального престижа или политической пропаганды. Я не судья вашиммнениям и вашим убеждениям. Я просто стараюсь способствовать тому, чтобы,пройдя через счастливое рождение ребенка, вы с большей любовью относились квашей семье и к вашему дому. Ведь именно к созданию счастливых домов и семейи должна стремиться наша цивилизация.

Глава 19. Поездка по Соединенным Штатам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.