Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Относительность и абсолютность истины




В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е.

может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества? 2) Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос,— продолжает В. И. Ленин,— есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной» '.

Учение об относительности и абсолютности истины является важным элементом диалектико-материалистической концепции истины. В отличие от понятия объективной истины, которое характеризует истину с точки зрения ее содержания, понятия относительной и абсолютной истины характеризуют ее как диалектический процесс изменения и развития знания, отображающего объективный мир. В этом учении получает свое дальнейшее развитие и углубление классическая концепция истины, которая только в этом случае и становится адекватной науке.

В домарксистской философии доминировал метафизический взгляд на истину. Считалось, что подлинные истины абсолютны и неизменны, несовместимы с элементами неточности и диаметрально противоположны заблуждению. Будучи однажды установленными, они в дальнейшем не изменяются. Если в ходе развития знания в нем обнаруживались элементы неточности или даже ошибки, то, согласно метафизическому взгляду, такое знание квалифицировалось как заблуждение.

Метафизический взгляд на истину не является, однако, достоянием исключительно истории философии. Он типичен и для современной буржуазной, в особенности неопозитивистской, философии. Для неопозитивизма истина — это только абсолютно точное знание. Малейшая погрешность, обнаруженная в знании, вполне достаточна для того, чтобы лишить его статуса истинного знания.

Нетрудно заметить, что классическая концепция истины в ее метафизической версии несовместима с реальным процессом познания. Это противоречие принимает особенно рельефную форму в естественных науках. Знания, выработанные этими науками, не являются ни абсолютно точными, ни неизменными. Они носят прибли-

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 123.

женный характер и эволюционируют в направлении большей точности и адекватности. Если мы примем метафизическую версию истины, то придем к выводу, что понятие истины неприменимо к научному познанию.

Таким образом, оборотной стороной метафизической интерпретации истины, истолкования ее как абсолютно точного и неизменного знания является отрицание истины в познании. Эта точка зрения, противопоставляющая объективную истинность знания его относительности, изменчивости, была названа В. И. Лениным релятивизмом. В. И. Ленин раскрыл научную несостоятельность релятивизма, одним из представителей которого в начале XX в. был французский физик П. Дюгем. В своей книге «Теория физики, ее предмет и строение» Дюгем дал такую оценку физического закона: «Закон физики, собственно говоря, не истинен и не ложен, а приблизителен»'. По поводу этого утверждения В. И. Ленин сделал следующее замечание: «В этом «а» есть уже начало фальши, начало стирания грани между теорией науки, приблизительно отражающей объект, т. е. приближающейся к объективной истине, и теорией произвольной, фантастической, чисто условной, например, теорией религии или теорией шахматной игры» 2.

Диалектический материализм соединяет воедино такие стороны знаний, как их истинность и изменчивость, которые в рамках метафизического и релятивистского подходов представляются несовместимыми. Этот синтез находит свое воплощение в понятии относительной истины. Данное понятие является одним из ценнейших достижений диалектического материализма и играет ключевую роль в анализе проблем научной истины.

Относительная истина — это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота — специфические свойства относительной истины. Причем, несмотря на все свои различия, они связаны между собой. Так, неполнота, присущая любой истине, частично обусловливает ее приближенный характер. Это связано с системностью объективного мира, отражающегося в знаниях. Если мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, то отсюда следует, что любое неполное знание о мире, абстрагирующееся от некоторых его сторон, будет заведомо

' Цит. по: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 329.

2 Там же.

неточным и огрубленным. Поскольку человек не может познать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других, постольку приближенность внутренне присуща самому познавательному процессу.

Но каким бы важным ни было понятие относительной истины, оно характеризует лишь одну сторону процесса развития знания. Другая его сторона фиксируется понятием абсолютной истины, которое составляет диалектическую противоположность понятию относительной истины. При этом важно отметить, что понятие абсолютной истины как диалектическая категория не имеет ничего общего с понятием абсолютной истины в его метафизической интерпретации.

Понятие абсолютной истины разработано в философской литературе значительно меньше, чем понятие относительной истины. Это находит свое выражение в том, что существует большое число самых различных точек зрения на содержание и статус абсолютной истины. Например, абсолютная истина рассматривается иногда как особый вид знания, противоположный относительной истине. С этой точки зрения, если относительная истина есть приближенное и неполное знание, то абсолютная истина представляет собой предельно точное и полное знание. Однако такого рода истина — это идеал, предел человеческого знания, который не достижим ни на каком конкретном этапе познавательной деятельности человека. Если мы ограничимся этой характеристикой абсолютной истины, то она в значительной мере утратит для нас интерес, так как будет относиться к сфере недостижимого.

С другой стороны, предпринимаются поиски абсолютной истины в рамках наличного знания. К абсолютным иногда причисляют так называемые вечные истины, т. е. истины, которые, будучи однажды установленными, не изменяются в ходе дальнейшего развития знания. Этот путь также оказывается неэффективным. Как показал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», статус вечной истины можно приписать только очень небольшому числу, как правило, банальных утверждений. В качестве примеров вечных истин обычно фигурируют предложения, представляющие собой констатацию факта, например: «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Однако попытки применения понятия абсолютной истины к более существенным положениям науки, например к законам, оказыва-

ются безуспешными. Во-первых, конкретно-научные, например физические, законы верны в пределах своей применимости и перестают быть правильными вне этих пределов. Во-вторых, даже в рамках своей применимости законы науки подвергаются с течением времени существенным изменениям'.

Сказанное применимо к любому физическому закону. Казалось бы, одним из наиболее вероятных кандидатов на статус вечной истины является закон сохранения энергии2. Но и этот закон не является вечной истиной. Он изменялся в ходе развития физики. Первоначально он формулировался как выражение философского принципа неуничтожимости и несотворимости движения. Затем было показано, что он выражает свойство однородности времени (теорема Э. Нетер). В релятивистской физике указанный закон выступает не в изолированном виде, а стороной более общего и фундаментального закона сохранения массы — энергии.

Таким образом, возникает своеобразная дилемма: если абсолютная истина рассматривается как абсолютно полное и точное знание, то она лежит вне пределов реального научного познания; если она рассматривается как совокупность вечных истин, то понятие абсолютной истины неприменимо к наиболее фундаментальным видам научного знания. В обоих случаях ценность понятия абсолютной истины оказывается не слишком большой, во всяком случае, несоизмеримо меньшей по сравнению с той, которой обладает понятие относительной истины.

Дилемма эта — результат одностороннего подхода к проблеме, выражающегося в том, что абсолютная истина отождествляется с видом знания, обособленного от относительной истины. В действительности понятие абсолютной истины в диалектическом материализме предназначается для характеристики специфического аспекта любого истинного знания. В этом отношении понятие «абсолютная истина» аналогично понятиям «объективная истина» и «относительная истина». Последние также относятся не к различным видам знания, а к разным аспектам одного и того же знания.

Референт понятия «абсолютная истина» раскрывается только в процессе развития научного знания. Он состоит

' См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 88—93.

2 См. И. С. Царский. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969, стр. 188.

в том, что при переходе научного знания от ступени к ступени, например от одной теории к другой, старое знание не отбрасывается полностью, а в той или иной форме включается в систему нового знания. Именно это включение, преемственность, характеризующая истину как процесс, и составляет содержание понятия абсолютной истины. Абсолютная истина — это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания.

Такая интерпретация абсолютной истины не исключает ее понимания как предельно полного и точного знания. Но в таком случае понятие абсолютной истины сохраняет свой рациональный смысл только как предельное значение тех реальных процессов, которые происходят в наличном знании. В отрыве от последних оно превращается в трансцендентное знание, лишенное научного значения.

Правильное философское решение проблемы абсолютности истины имеет чрезвычайно важное значение для науки. Диалектико-материалистическая концепция абсолютной истины является единственной разумной основой решения данной проблемы. Это хорошо иллюстрируют революции в науке. Так, в конце XIX—начале XX в. в физике происходила революция, вызванная обнаружением неадекватности классической физики и приведшая к созданию современной физики. Одной из наиболее актуальных философских проблем, вставших перед физиками того времени, была проблема преемственности в развитии научного знания, с которой тесно связана проблема объективной истинности знаний. Некоторые физики усматривали в происходящих событиях только неадекватность классической физики, ее неспособность осмыслить новые экспериментальные результаты. Эта неадекватность была интерпретирована в духе абсолютной относительности, исключающей объективность. Логика рассуждений была примерно следующей: поскольку знание относительно, оно не содержит объективной истины. Однако отрицание объективной истинности классической физики оказалось в значительной мере

связанным с неумением перекинуть мост между старыми и новыми физическими теориями: создание новой физики первоначально мыслилось как полное отрицание старой классической физики.

В. И. Ленин подверг критике философский релятивизм, раскрыл его несостоятельность. Методологической основой этой критики было учение об абсолютности истины. В. И. Ленин показал, что новое физическое знание представляет собой более глубокое и полное отображение физического мира, не отвергающее старое знание, а диалектически включающее его в себя.

Идеи В. И. Ленина о связи относительности и абсолютности истины, его разоблачение релятивизма в теории познания сохраняют свою актуальность и в наше время. Они имеют важное значение для критики релятивизма, связанного с именами Т. Куна и П. Фейерабенда. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно в последней главе книги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.