Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О познавательной функции заблуждений




Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утверждать, что заблуждения имеют ценность, подобную ценности истины. Цель научного познания — это истина. Однако

' А. 3. Петров. Некоторые соображения о «единых теориях» поля. — «Гравитация и теория относительности», вып. 2. Казань, 1965, стр.7—8.

если мы подойдем к научному познанию с исторической точки зрения, то увидим, что путь к истине лежал через заблуждения, что новая истина появлялась не в чистом виде, а несла в себе следы заблуждений. Заблуждения были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а, наоборот, необходимой ступенькой, опираясь на которую наука приближалась к истине. Разумеется, не любое заблуждение выполняло такую функцию. Познавательное значение имели лишь определенные заблуждения, сопряженные с определенными, подчас специфическими обстоятельствами.

Мы кратко рассмотрим некоторые аспекты познавательного значения заблуждений, а именно — их роль в создании проблемных ситуаций, в нахождении правильного пути решения проблем, в построении истинной теории и в определении границ ее применимости.

Прежде всего следует подчеркнуть роль заблуждений в создании проблемной ситуации, которая служит отправным пунктом для научного открытия. Возьмем, к примеру, квантовую механику. Для ее создания принципиальное значение имела модель электрона как классического объекта, движущегося по классической орбите вокруг атомного ядра. Само по себе такое представление об электроне было заблуждением, но именно оно позволило сформулировать ряд проблем, решение которых привело в конечном счете к созданию квантовой механики. В связи с этим представлением об электроне возникли следующие вопросы: почему электрон имеет устойчивую орбиту и не падает на атомное ядро? Чем объясняется дискретный характер его излучения? И т. д. Необходимость ответа на эти вопросы привела вначале к формулировке квантовых постулатов Бора, а затем — к квантовой механике. В результате этого само представление о классических орбитах электронов было устранено из науки, но оно дало жизнь новой научной теории.

Аналогичная ситуация наблюдалась и при постановке опыта Майкельсона — Морли. Его авторы исходили из предположения об абсолютности движения Земли относительно эфира. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы установить существование «эфирного ветра». Однако в результате проведения эксперимента были получены выводы, нанесшие удар теории эфира и идее абсолютного движения, которые тем не менее явились предпосылкой перехода к теории относительности,

Заблуждения участвуют не только в создании проблемных ситуаций. Они несут определенную познавательную нагрузку и при определении путей решения проблем. Мы уже отмечали, что новые проблемы делают необходимым применение метода проб и ошибок. Заблуждения, возникающие в связи с этим методом, не просто неизбежны. Они представляют собой элементы знания, приближающего к истине: выбор ошибочного решения приводит к сужению поля возможных решений, что в конечном счете создает благоприятные условия для нахождения правильного решения.

Иллюстрацией этой роли заблуждений могут служить безуспешные попытки доказательства пятого постулата Эвклида, предпринимавшиеся на протяжении почти двух тысячелетий. Эти попытки неизменно оканчивались неудачей. Как показал последующий анализ, при любых доказательствах пятого постулата в число исходных посылок включалось допущение, эквивалентное самому постулату, в результате чего получался круг в доказательстве, делающий последнее неудовлетворительным. Все это подготовило правильное решение данной проблемы: пятый постулат в принципе не может быть доказан, поскольку он независим от других постулатов эвклидовой геометрии. Это решение, важное само по себе, послужило исходным пунктом для создания неэвклидовых геометрий.

Очень похожа на эту и история открытия закона сохранения энергии. Данному открытию предшествовали многочисленные попытки создать вечный двигатель — перпетуум-мобиле. Неудача всех таких попыток и теоретический анализ причин их неудач явились важной предпосылкой для исследований сущности энергии, которые привели к открытию закона сохранения энергии.

Не были напрасными и уже упоминавшиеся нами попытки создания единых теорий геометризованного поля. Даже если признать, что все имеющиеся на сегодняшний день единые теории ошибочны, то и тогда невозможно отрицать их познавательную ценность. Ведь неудачи в создании единых теорий геометризованного поля вынудили физиков искать новые пути в решении проблемы единства мира.

Заблуждения — это не только негативная форма знания. Они могут входить в состав научных теорий, имеющих характер относительных истин, и в течение определенного времени играть в них весьма существенную роль.

Широко известными примерами заблуждений такого рода являются идеи эфира и теплорода. Первая послужила важной предпосылкой волновой оптики и электродинамики, а вторая — физического учения о тепловых процессах. Без этих идей трудно представить себе становление и развитие упомянутых физических теорий.

Хотелось бы отметить, что эти примеры не так уж редки в науке. Трудно найти научную теорию, которая бы на ранних стадиях своего развития не имела своего «теплорода» или своего «эфира». Например, не избежали подобных фиктивных идей и квантовая механика, и теория относительности. Один из основоположников квантовой механики Шредингер считал, что волновая функция представляет собой математическое описание физического поля классического типа. Эта интерпретация, как выяснилось в дальнейшем, была ошибочной. Но она сыграла важную эвристическую роль в создании Шредингером волновой формулировки квантовой механики, равно как и послужила семантической основой математического формализма его теории. Эвристическую роль в создании общей теории относительности сыграл так называемый принцип Маха, согласно которому инерциальное движение тел, а следовательно, и кривизна пространства-времени полностью определяются материальными массами Вселенной. Пользуясь им, Эйнштейн нашел уравнения общей теории относительности. Этот принцип, однако, содержал в себе элементы заблуждения, ибо, как было установлено в дальнейшем, кривизна пространства-времени не определяется полностью материальными массами. В космологической модели де Ситтера пространство-время имеет ненулевую кривизну в отсутствии масс '.

Познавательная роль заблуждений проявляется и в решении такой задачи, как определение границ применимости научной теории. Обычно считается, что, оставаясь в рамках теории, мы не можем определить границ ее применимости. Они определяются лишь с помощью более общих теорий, частным случаем которых является Данная теория. Но все же указанную задачу можно решить, хотя и косвенно, еще до создания новой теории. Этой цели служит экстраполяция рассматриваемой теории. В процессе экстраполяции выявляются такие объекты,

' Подробнее см.: Э. М. Чудинов. О философской оценке пустых «миров» в релятивистской космологии. — «Вопросы философии», 1966,№ 1.

применительно к которым теория приводит к неправильным выводам, парадоксам. Они и свидетельствуют о том, что экстраполяция была заблуждением. Но само это заблуждение несет важную информацию о границах применимости теории, информацию, которая служит предпосылкой создания новых, более общих теорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.