Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод семантического дифференциала




Ожидаемое отношение от окружающих (13 пунктов).

Стандартизированные самоотчёты

Анализ самосознания

Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия).

К этому типу методик относятся прежде всего тесты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьирует в различных опросниках: используется двух-, трех-, четырех-, пяти-, семиальтернативный выбор. Объёмы шкал разные - самая краткая - 10 утверждений. Опросники различаются базой, из которой отбираются утверждения, чаще из результатов клинического интервью.

-Опросник самоотношения Столина. Направлен на исследование комплекса факторов отношения к себе. Предложен В. В. Столиным в 1985 г. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений. Примеры утверждений: «Иногда я сам себя плохо понимаю. Случайному знакомому я скорее покажусь человеком приятным». Используются два варианта ответов («согласен» и «не согласен»). На этапе разработки результаты опросника были подвергнуты факторному анализу. В результате были отобраны и интерпретированы 7 факторов, которые легли в основу четырех шкал опросника:

1.Самоуважение (14 пунктов) - шкала направлена на отражение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы.

2.Аутосимпатия (16 пунктов) - шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе - видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.

3.Самоинтерес (8 пунктов) - отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.

Наряду с приведенными факторами - шкалами - в опроснике предусмотрена возможность оценивания по обобщенному фактору «глобального самоотношения» (чувства «за» или «против» себя). Балл по глобальному самоотношению подсчитывается на основании учета ответов на 30 пунктов опросника.

Опросник стандартизирован на выборке из 260 испытуемых. Имеются данные об удовлетворительной надежности ретестовой. Проводятся исследования валидности конструктной.

С. о. рекомендуется для применения в консультативных целях и в научных исследованиях. Прямая форма большинства вопросов и отсутствие шкал контрольных ограничивают применение С. о. в экспертных ситуациях.

Техника С. д., разработана Ч. Осгудом (1957 г.), предназначалась для изме­рения различий в интерпретации понятий испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта.

Суть методики С. д. сводится к следу­ющей процедуре. Исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выс­тупить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагатель­ными). Пространство шкалы между про­тивоположными значениями воспринима­ется испытуемым как непрерывный континуум градаций выраженности значе­ний, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему признака. Обследуемый помещает точку семантическое пространство

Имеет­ся несколько способов получения само­оценки с помощью С. д.: 1) оценивание понятия «я» (или более конкретно «мое настоящее я»); 2) вместе с понятием «я» оценка ряда понятий, представляющих различные характеристики личности (напр, «общительность», «активность», «уровень культуры» и т. д.) с последую­щим определением D между понятиями «я» и личностными особенностями; 3) на­ряду с «настоящим я» оценка заведомо по­лярных понятий: «мое идеальное я» и «я, каким я больше всего не нравлюсь».

Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

1. Метод Дембо-Рубинштеин. Проводится в виде клинической беседы, в которой выявляются характерные для испытуемого способы формирования Я-концепции, её особенности, степень сформированности, реалистичность, искажения, а также болевые точки. На бумаге экспериментатором рисуется шкала, имеющая 2 полюса и середину. Первая шкала задаётся как «Здоровье». Всего четыре шкалы: здоровье, ум, характер, счастье. Интерпретация производится по трём параметрам: высота, устойчивость, реалистичность (адекватность) самооценки.

2. Методика КИСС «Методика косвенного измерения системы самооценок». Сочетает проективный и семантический подходы. Стимульный материал - изображение человеческого лица без рта. Семантический подход проявляется в ранжировании этих изображений (нравится/не нравится; описание самого привлекательного/непривлекательного лица). Выполнение ряда дополнительных ранжирований, в т.ч. по принципу степени похожести на самого себя. Осн. недостаток: картина самооценки задаётся самим психологом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.