КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подсчёт решетки и поиск фактора имеющего самый большой вес, затем поиск независимого от первого фактор и тоже имеющий большой вес
Определение конструктов Этапы диагностической процедуры 1. Определение элементов (стимулов, с которыми испытуемый будет работать - список людей или набор ролей, фотографии, список литературных персонажей). Список элементов: не менее 10 и не более 25. -метод триад (два похожи, третий отличается); -метод «Я сам» (выявляет наиболее значимые личностные конструкции); -метод минимального контекста (работа со всем набором элементов сразу и разделение по принципу, который задаёт сам). 3. Заполнение репертуарной решётки (матрицы) - ранговая или оценочная решётки. Репертуарно-матричные методики являются перспективным направлением развития современной психосемантики и психодиагностики. Сегодня такие методики широко распространены в психодиагностических исследованиях, чему способствовало широкое внедрение компьютеров в психологические исследования. Используются для исследования особенностей сознания тех или иных групп. Используются в клинической психологии и консультировании. Метод валиден.
18 Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики
Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно. В 1948 г. А.Н, Леонтьев предложил обозначать этим термином способ ность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал способность управлять своим поведением. Наиболее емкое определение готовности к школе, по нашему мнению, предложено А.В. Запорожцем, который считал, что готовность к обучению «... представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированных механизмов волевой регуляции и т.д.». В целом на сегодняшний день определилось представление о готовности ребенка к школе как о совокупности его знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для обучения. В качестве показателей готовности наиболее часто выделяются следующие: ¾ Общее физическое развитие. ¾ Овладение достаточным объемом знаний(информированность). ¾ Сформированность представлений о социальном взаимодействии, ¾ развитие некоторых привычек поведения. ¾ Овладение связной грамматически и фонетически грамотной ре ¾ чью. ¾ Развитие тонкой моторики руки, кисти, пальцев, необходимой для ¾ овладения письмом. ¾ Сформированность желания учиться, интерес к знаниям и способам ¾ их получения. Таким образом, в качестве основных показателен достижения ребенком готовности к обучению в школе большинство авторов выделяет различные особенности его интеллектуальной деятельности. В данном аспекте практически не затрагивались характеристики развития эмоциональной сферы, коммуникативные способности, да и практически все личностные качества (за исключением специфики мотива-ционно-потребностной сферы). Фактически определение уровня готовности к школе сводилось к определению запаса знаний ребенка и степени развития у него произвольной регуляции деятельности.
Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе
Признаки плохой адаптированности ребенка к школе: ¾ у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность; ¾ он часто болеет; ¾ появилась неуверенность в себе; ¾ быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями; ¾ несобранность, не может себя заставить сесть за уроки; ¾ зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки; ¾ появилось нежелание идти в школу; ¾ избегает дружить со сверстниками. В качестве показателей психологического здоровья можно использо вать адаптированность ребенка к социуму (школе и семье), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой. Кроме того, необходимо определять тревожность, поскольку повышение тревожности коррелирует с нарушениями психологического здоровья. Мы полагаем, что достаточно использовать комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке: рисуночной методики, проективной и включающей наблюдение за детьми. Приведем некоторые из них. Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А. И. Баркана) Учащимся предлагалось выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» или «Я в школе» (в зависимости от возраста). Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др. На основании анализа результатов выделяются 3 группы детей: с отсутствием признаков дезадаптации - 1-я группа; с наличием нескольких признаков дезадаптации - 2-я группа; с явно выраженной школьной дезадаптацией - 3-я группа. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) ¾ на основании результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого класса или группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей. Обратимся далее к последовательному описанию выделенных форм работы.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |