Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинства и ограничения




Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как для начинающих психологов: сокращение времени обучения работе с психологическим тестом; не нужно запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, поэтому психолог может быстрее начинать работать с осваиваемым тестом на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Так и для опытных психологов: ненадобность рутинной части работы с тестом (подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков); можно рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и можно осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования.

Общие достоинства:

Ø возможность систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально-психологических психодиагностических данных.

Ø возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных: компьютер делает легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы. Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы тематическим критериям

Ø позволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко их анализирует.

Ø понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п.

Ø возможность проводить массовые обследования, связанные с задачами медицинского скрининга, профотбора

Ø использование колоссального потенциала, заложенного в компьютерной когнитивной графике. Функция когнитивной графики заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста

Ограничения:

Ø изменение условий психодиагно­стического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу (п ри взаимодействии с компью­тером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия"). Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации.

Ø Но все же недостатки компьютерной диагностики, не смотря на широкое ее использование, в настоящее время слабо изучены, в силу «молодости» данного способа исследования.

 

Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе сохраняет все существующие достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клинических психологов.

КОРТ своими содержательными и структурными характеристиками соответствуют конкретной ситуации обучения и выступают в качестве оперативного средства контроля и оценки его результатов. Обычно ограничения, связанные с получением высокого коэффициента ретестовой надежности (в частности, влияние обучения на повторное тестирование, определение изменения в понятийном и логическом развитии ученика и т.п.), не могут не проявиться в ситуации КОРТ. Так, результаты в КОРТе у учащихся, не прошедших определенный этап обучения, будут значительно отличаться от тестовых результатов этих же учащихся после овладения ими рассматриваемым учебным материалом.

Отечественным примером КОРТ является школьный тест умственного развития. ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 7-9 классов.

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

 

 

12 Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.

Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей.

Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности детей, выявления у них творческих, музыкальных, художественных и других способностей.

Теплов выделяет три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Общие способности (например, общие умственные) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.).

При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики.

 

Компьютерное тестирование. Это относительно молодое направление психодиагностики, связанное с использованием средств электронно-вычислительной техники. Появление компьютерной психодиагностики обусловлено развитием информационных технологий. Попытки автоматизировать предъявление испытуемому стимульного материала и последующую обработку результатов предпринимались начиная с 1930-х гг., но лишь с 1970-х гг. началось подлинное развитие компьютерной психодиагностики, обусловленное появлением персональных компьютеров. С 1980-х гг. компьютерные тесты стали разрабатываться в массовых масштабах: сначала – как компьютерные версии известных бланковых методик, а в 1990-е гг. – как специальные методики, учитывающие возможности современной техники и не употребимые в бланковом виде, поскольку рассчитаны на сложный, изменяющийся в пространстве и времени стимульный материал, специфическое звуковое сопровождение и т. п. Начало XXI в. отмечено тем, что управление тестированием все чаще передается компьютеру. Если в прошлые годы автоматизировались отдельные стадии исследования, например предъявление материала, обработка данных, интерпретация результатов, то на современном этапе все чаще можно встретить программы, которые берут на себя все обследование целиком вплоть до постановки диагноза, что сводит необходимость присутствия психолога к минимуму.

Безусловными достоинствами компьютерных тестов являются: быстрое проведение; высокая скорость и безошибочность обработки; возможность безотлагательного получения результатов; обеспечение стандартных условий тестирования для всех испытуемых; четкий контроль процедуры тестирования (невозможен пропуск вопросов, при необходимости может фиксироваться время каждого ответа, что особенно важно для тестов на интеллект); возможность исключения психолога как дополнительной переменной (что имеет особое значение при проведении экспертизы); наглядность и занимательность процесса (поддержка внимания с помощью цвета, звука, игровых элементов, что наиболее важно для обучающих программ); легкая архивация результатов; возможность объединения тестов в батареи (пакеты программ) с единой итоговой интерпретацией; мобильность экспериментатора (весь инструментарий на одной дискете); возможность проведения массовых исследований (например, через Интернет).

Недостатки компьютерных тестов: сложность, трудоемкость и дороговизна разработки программ; необходимость дорогостоящей компьютерной техники; сложность использования ЭВМ в полевых условиях; необходимость специального обучения испытуемого работе с компьютерными тестами; трудности работы с невербальным материалом, особая сложность перевода в компьютерную форму проективных тестов; отсутствие индивидуального подхода к тестируемому (потеря части психодиагностической информации, получаемой в беседе и наблюдении); латентность этапов обработки и интерпретации данных (качество этих процедур полностью зависит от разработчиков программ). У некоторых испытуемых при взаимодействии с компьютером могут возникать эффекты «психологического барьера» или «сверхдоверия». Поэтому данные о валидности, надежности и репрезентативности бланковых тестов не могут быть автоматически перенесены на их компьютерные аналоги, что ведет к необходимости новой стандартизации тестов.

Недостатки компьютерных тестов вызывают настороженное отношение к ним психологов. Мало используются такие тесты в клинической психологии, где цена ошибки слишком высока. Отечественный психолог Л.С. Выготский выделял три уровня психодиагностики: 1) симптоматический (выявление симптомов); 2) этиологический (выявление причин); 3) типологический (целостная, динамическая картина личности, на основе чего строится прогноз). Компьютерная психодиагностика на сегодняшний день находится на низшем уровне – уровне симптоматического диагноза, практически не давая материала для выявления причин и вынесения прогноза.

Тем не менее, по-видимому, компьютерные тесты имеют большое будущее. Многие из перечисленных недостатков компьютерной психодиагностики наверняка будут устранены благодаря дальнейшему развитию электронной техники и совершенствованию психодиагностических технологий. Залогом такого оптимизма является нарастающий интерес науки и практики к компьютерной диагностике, в арсенале которой уже сейчас имеется свыше 1000 компьютерных тестов.

Среди существующих компьютерных тестов можно выделить следующие их виды:[85]

1) по структуре – аналоги бланковых тестов и собственно компьютерные тесты;

2) по количеству тестируемых – тесты индивидуального и группового тестирования;

3) по степени автоматизации тестирования – автоматизирующие один или несколько этапов обследования и автоматизирующие все обследование;

4) по задаче – диагностические и обучающие;

5) по адресату – профессиональные психологические, полупрофессиональные и непрофессиональные (развлекательные).

Пользователем профессиональных компьютерных тестов является психолог, поэтому они разрабатываются специализированными лабораториями или центрами компьютерной психодиагностики. Эти тесты имеют ряд специфических особенностей: а) наличие архива (базы данных); б) наличие пароля на вход в тест или базу данных для обеспечения конфиденциальности результатов; в) развернутая интерпретация результатов с использованием профессиональных терминов, коэффициентов, с построением графиков (профилей); г) наличие информации о разработчиках методики, сведений о валидности и надежности, справочных материалов о лежащих в основе методики теоретических положениях.

Полупрофессиональные компьютерные тесты ориентированы на специалистов смежных профессий, например на педагогов, менеджеров по персоналу. Такие тесты зачастую снабжены редуцированной интерпретацией без использования специальной лексики, просты в освоении и работе. Тесты подобного уровня могут быть предназначены и для неспециалиста, рядового пользователя персонального компьютера, интересующегося психологией. Наконец, существует также большое число непрофессиональных компьютерных тестов, направленных на популяризацию психологических идей или преследующих развлекательные цели.

Пользуясь профессиональными или полупрофессиональными компьютерными тестами, необходимо соблюдать те же этические принципы, что и при бланковом тестировании. Важно не распространять результаты тестирования и защищать свои файлы паролем, особенно если у компьютера несколько пользователей. И главное – «не сотворить себе кумира», т. е. помнить, что компьютерный тест является только средством, помощником и имеет свои границы применения.

 

 

15. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ ЧЕРТЫ. ВИДЫ ЧЕРТ. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕЛЕВАНТНОСТЬ. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕСТОВ-ОПРОСНИКОВ

Черта - это описательная переменная, которая характеризует устойчивую стратегию поведения человека и складывается под действием организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции.

3 вида черт:

1. Конституциональные черты (самые широкие). Измеряются с помощью объективных тестов (какое поведение преобладает?), лабораторных методик, оборудования - сложная процедура проведения.

2. Индивидные черты (касательно социально-профессиональных групп - черты характера). Тесты-опросники.

3. Личностные черты (черты, которые отличают небольшую группу населения. Они зависят от способности к самоанализу и проектированию собственного поведения). Методики диагностики индивидуального сознания (метод Келли - репертуарные решётки), индивидуальная работа в диалоге и иные идеографические методы.

Чаще всего для диагностики черт используются тесты-опросники! При этом у тестов-опросников бльшой процент ошибки и максимально точный прогноз невозможно обеспечитьL.

Прогностическая эквивалентность связана с тем, какими методами будем пользоваться и насколько точный прогноз будем давать. Любой метод с точки зрения прогноза эквивалентен, поскольку за точку отсчёта можно взять любую ось (конституциональных, индивидных или личностных черт). Таким образом не важно какой метод мы используем, а важна теоретическая релевантность, которая говорит о том, что точность обеспечивается тем, насколько наш прогноз теоретически обоснован, т.е. связан с той или иной теорией личности!

ТЕСТЫ-ОПРОСНИКИ ХАРАКТЕРА. КЛАССИФИКАЦИИ. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ. ПРИМЕРЫ. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которое определяет типичный способ поведения в определённых жизненных обстоятельствах. Классификации методов диагностики характера: 1. По теоретической релевантности (факторные (Кеттелл); типологические (Шмишек, ПДО)) 2. Исходя из нормы и патологии характера (диагностика нормы характера; диагностика патологии характера) 3. С т.з. того как сконструированы (факторно-аналитические; критериальные) Факторный принцип конструирования Факторно-аналитические опросники опираются на выделение фактора с помощью факторного анализа. Фактор - это биполярная шкала; полюса каждого фактора имеют двойное название, одно - научное, второе - житейское. Опросник Кеттелла. Изначально разрабатывался для людей с разным уровнем образования. Существуют варианты для разных возрастов: 16 PF, 14 PF, 12 PF (для девочек/для мальчиков). Широко используется. 16 PF применяется от 16 лет, есть разные формы. Был создан на основе факторных исследований. Возможна индивидуальная и групповая форма проведения; есть бланковая и компьютерная формы. Для сбора данных о личности существует 3 разных источника: 1. L - данные (благодаря регистрации поведения в повседневной жизни). Их получаю путём формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определённых ситуациях в определённый промежуток времени. Недостаток: оценки экспертов субъективны, несколько искажены особенностями личности самого эксперта, на оценку влияют взаимоотношения с испытуемым. 2. Q - данные (при помощи опросников и других методов самооценки) 3. Т - данные (данные объективных тестов, которые получены в контролируемой экспериментальной ситуации). Первоначально Кеттелл исходил из L - данных. Было отобрано 4500 слов, отражающих важные, устойчивые признаки поведения. Затем список был сокращён до 171 личностного признака. Была произведена корреляция оценок, выделено 36 корреляционных плеяд, 36 биполярных названий и в результате факторизации было получено 12-15 факторов. Впоследствии L-данные были дополнены Q-данными. Были созданы различные модификации факторных моделей с различным числом факторов. Критериальный принцип конструирования Опросник MMPI. Классический опросник. Создан в 1949 г. в Америке с целью профотбора на должность военного лётчика. Был создан для дифференциации патологии, но стал применяться для отбора нормы. MMPI - это «стандартизированный вариант беседы психиатра с психически больным человеком». Он выявляет патологию характера. Содержит 3 шкалы достоверности. 10 базовых шкал имеют клинические названия. В версии Собчик шкалы переведены на психологический язык. Есть 200 дополнительных шкал - грандиозный объём материала! Есть бланковый, компьютерный варианты, а также вариант карточной диагностики. Есть подростковый вариант. Интерпретация составлена с т.з. типологического подхода. Русскоязычные версии MMPI: 1. Вариант Собчик СМИЛ (586 вопросов) - он наиболее близок к международным аналогам. 2. Березин, Мирошников МИЛ (386 вопросов) - он прошёл наиболее полную психометрическую проверку. 3. Мини-Мульт Зайцева (71 вопрос) - для экспресс-диагностики выраженной патологии характера. Диагностика акцентуаций характера

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) - личностный опросник.Пред­назначен для определения типов акценту­ации характера и вариантов конституци­ональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). Является типо­логического подхода к исследованию лич­ности. Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочув­ствие», «настроение», «сексуальные про­блемы», «отношение к родителям» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-19 про­нумерованных утверждений. Обследование проводят в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответ­ствующий номер внести в регистраци­онный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее непод­ходящее, отвергаемое утверждение и так­же отметить его номер. Количество выбо­ров в первом и втором случае не должно быть более трех. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъектив­ной оценок.

Шкала объективной оценки сконстру­ирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частоты выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. Шкала субъективных оценок предназ­начена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или ка­ким хочет его представить). На основе по­лученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки.

Теоретической основой П. д. о. являет­ся, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция психологии отношений. Стандартизация П. д. о. проводи­лась на материале обследования 2258 здо­ровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблю­давшихся в психоневрологических диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с оценкой клиничес­кой составляет 74-84% при разных типах акцентуаций. Опросник может быть ис­пользован для группового обследования. Существуют модификации П. д. о. для изучения взаимоотношений в семье под­ростка. П. д. о. достаточно широко ис­пользуется в отечественных психодиагно­стических исследованиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.