КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурного пространства
Функциональные различия феноменов обыденного и специализированного уровней Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые обеспечиваются соответствующими формами взаимодействия и коммуникации. Обыденная приватная жизнь складывается на основе при- родных, социальных, культурных предпосылок существования лю- дей в связи с организацией непосредственных жизненных условий (своя территория, кров, дом и т. п.), с упорядочиванием первичных межличностных отношений, с прямым обменом индивидуальным жизненным опытом. Через ее структуру человек в условиях при- вычной социальной среды удовлетворяет первичные потребнос- ти, обеспечивает сохранение собственной идентичности. Привычность, стереотипность, непосредственность социокуль- турного опыта такого рода обусловливают его синкретичность, не- расчлененный характер восприятия ближайшего окружения. В то же время полная освоенность этой среды снижает вероятность возникновения здесь проблемных ситуаций и велет к стереотипизации поведения. Иными словами, формируется определенный социокультурный микропорядок, позволяющий каждому по своему усмот- рению регулировать расход жизненных ресурсов. Специализированный уровень актуализирует у человека по- тенции, связанные главным образом с социальными предпосыл- ками существования дифференцированных институциональных областей культуры. Здесь основное значение приобретает соци- ально значимая реакция на окружающее; индивидуальный опыт одного человека принимается в расчет только тогда, когда оказыва- ется социально приемлемым и полезным. В этом случае он часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни приобретает значе- ние социально-типичных образцов. Занимаясь профессиональной деятельностью, различные группы людей углубленно и целенаправленно взаимо- действуют с отдельными сторонами реальности, с определенны- ми классами предметов и явлений. В этом случае их воздействию подвластен больший объем социокультурной практики, нежели в случае обыденного опыта. Но при специализированном освоении и использовании знаний и навыков люди вынуждены абстрагироваться от многих конкретных качеств окружения. Взаимодействие с ним специалистов по необходимости приобретает либо выборочный, либо узко направленный характер. Проблемы, соответствующие институциональному уровню, более сложны по сравнению с обыденным приватным уровнем. Их, как правило, не удается решать непосредственно, используя имею- щиеся стереотипы действий и представлений. Необходимо сформулировать проблемную ситуацию, найти со- циально приемлемые пути и средства ее решения, привлечь к нему необходимых участников и т. п. Таким образом специализирован- ные области социокультурного пространства связаны с масштаб- ным, долгосрочным, опосредствованным упорядочиванием соци- ального взаимодействия. От людей в этом случае требуются более сложно организованные усилия, нежели те, которые актуализи- руются в обыденной практике. Соответственно различие между обоими уровнями обнаруживается в степени отрефлексированности соответствую- щих им областей социального опыта. Разумеется, и в приватной жизни, и в институциональной деятельности люди типизируют си- туации, решают проблемы, планируют будущее, т.е. в обоих слу- чаях действует способность человека к рациональному познанию. Однако характер познавательных операций неодинаков. Так, в обыденном опыте предвидение основано на ожидании привычного; оно распространяется на ближайшее будущее. В этом случае человек свободно импровизирует, подчиняя свои действия ближайшим целям, существующим запросам. Он не претендует на точное и широкое знание обстановки, действуя как обыватель. Субъект специализированной деятельности способен прогнозиро- вать будущее более основательно, рассчитывая не только на уже известное, но и на непознанное, неожиданное. Он работает как эксперт, оперирующий универсальными категориями и больши- ми объемами информации. Его действия подчинены определен- ным стандартным технологиям. Они в целом методичес- ки обоснованы, экспериментально проверяемы и функционально целесообразны. Специфичны и «картины» мира, которые складываются на обыденном и специализированном уровнях социокультурного про- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики странства. Сравнительно небольшой объем мира, в который вклю- чен человек в рамках приватной жизни, компенсируется опытным его освоением и целостностью восприятия. Зато «сужение» взгля- да на реальность в пределах институционального пространства компенсируется сложностью, расчлененностью, многослойностью действий и представлений, характерных для каждой из них. Специфичность социальных функций обоих уровней обусло- вила различные способы овладения характерными для них навы- ками. Обыденную культуру человек начинает осваивать с первых дней жизни, в процессе непосредственных контактов в семье, в контексте межличностных отношений. Таким образом человек спонтанно овладевает теми знаниями и стереотипами поведения, которые приобретают характер базисных и нередко в последующей жизни сохраняются как устойчивые, прочные образования. Многое из того, что было освоено в раннем детстве, составляет основу, на которой будет надстраи- ваться новый жизненный опыт. При анализе овладения специализированными знаниями и навыками необходимо обратиться к системе общественного разделения труда. Полноценная включенность в ее рамки предполагает обя- зательную профессиональную подготовку, требующую различных затрат времени и усилий в зависимости от характера труда. Такого рода опыт занимает значимое место в образе жизни человека, в исполнении приватных, гражданских, трудовых ролей. Продукты профессиональ- ной деятельности можно отнести к двум различным качественным категориям в зависимости от того, предназначаются они для под- держания и развития самой специализированной области социо- культурного пространства или же для обращения в более широком культурном контексте. Примерами первого рода могут служить технологические инновации в про- мышленности, фундаментальные теории в науке, принципы построения художественной формы в искусст- ве и т. п. Во втором случае речь идет о производстве товаров широкого потребления, изменении их качественных характерис- тик за счет практического применения науки, научно-популярной литературе, популярном искусстве и т. п. Обе категории необходи- мы для развития как специализированной, так и обыденной облас- тей социокультурной реальности. С деятельностью первого типа связано порождение культурных инноваций, имеющих потенци- альную социальную значимость. Второй тип обеспечивает воспро- изведение социокультурной среды и удовлетворение жизненно важных потребностей и запросов людей. Особенности содержания и социальной значимос- ти деятельности, осуществляемой на обыденном и специализированном уровнях социокультурно- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни го пространства, обусловливают различие в средствах и способах представления ее результатов. Обыденному уровню соответствуют неспецифичные, понятные всем и общедоступные знания, полу- ченные благодаря непосредственному межличностному общению в первичных группах, общему образованию и средствам массовой коммуникации. Инструментами деятельности в этой области явля- ются товары массового потребления, продукты самодеятельности в предметной сфере и практические знания — в познавательной. Процессы и результаты такой деятельности порождают два важ- ных класса артефактов. Во-первых, домашнее хозяйство и, во-вто- рых, культурные институты, обеспечивающие повседневное со- циальное взаимодействие: нравы, обычаи, образцы деятельности, поведения, общения. По своему культурному содержанию эти фе- номены являются общедоступными, требующими не специальной подготовки, но лишь непосредственной включенности в повседнев- ную жизнь определенной социокультурной группы. Специализированный уровень социокультурного пространс- тва в отличие от обыденного воспроизводится и меняется бла- годаря специальным знаниям и навыкам. Они объективируются и накапливаются во времени как культурные фонды, составляя «вещественную» историю каждой отдельной области. Так, в философии — это собрание фило- софских текстов, относящихся к различным культурным регионам и временным периодам; в искусстве — совокупности художествен- ных произведений, представляющие различные виды, стили и жан- ры искусства; в науке — «работоспособные» теории, относящиеся к различным дисциплинам и разработанные в разное время. Эти совокупности культурных объектов динамичны. Количественные изменения проис- ходят за счет прибавления новых и переоценки уже существующих результатов с выведением части их из профессиональной прак- тики как архаичных. Качество таких объектов меняется за счет их описания и комментирования примени- тельно к более широкому подвижному культурному контексту. Таким образом, над «вещественной» историей каждой специализирован- ной области «надстраивается» история осмысления и концепту- ализации соответствующих артефактов. Такого рода совокупность знаний осваивается в процессе профессиональной подготовки. Специализированная деятельность предполагает использование специфичных навыков. Прежде всего — это овладение методоло- гией и технологией оперирования теми объектами, которые со- ставляют культурное поле каждой из областей. Далее, это умение использовать их инструментально для решения профессиональ- ных и социально значимых задач и проблем. Наконец, это навыки «перевода» специализированного практического опыта в профес- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики сиональные, т.е. в устойчивые культурные формы, а затем на обыденный язык, делающий их доступными для понимания неспециалистов. В этой связи можно говорить о нескольких способах представления результатов профессиональной деятельности: методологическом, или инстру- ментальном, специфично содержательном или социально содержа- тельном. Именно последний способ включает результаты профес- сиональной деятельности в обыденную жизнь. Следует указать еще на одну особенность воспроизведения специализированных навыков и знаний. В современном обществе изменения методологического и концептуального характера в раз- личных институциональных областях происходят столь динамично, что работнику в период трудовой де- ятельности приходится регулярно обновлять свои профессиональ- ные ресурсы. Таким обра- зом, темпы обновления специализированных знаний и навыков выше, чем обыденных стереоти- пов.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |