КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия «социализация» и «инкультурация»
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие таких близких по смыслу терминов обусловлено дву- мя обстоятельствами. Во-первых, тем, что приобретение биологически ненаследуемого опыта является предметом анализа и в социологии, и в культурной антропологии. Как уже говорилось ранее, между познавательными областями существуют определенные различия в точке зрения на эту тему: внимание к массовым процессам в социологии, к первичным группам и индивидам в психологической антропологии. Этим можно объяснить, желание исследователей разграничить термины. Во-вторых, несходством представлений о культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто отно- сит понятие ко всем животным и обозначает им биоло- гически ненаследуемые последствия существования популяций в жизненной среде, склонны употреблять термины практически как синонимы. Те же, кто ограничивает его содержанем общественной жизни только человека, считают целесообразным разводить термины. С этой точки зрения в процессе инкультура- ции индивид «осваивает традиционные способы мышления и дейс- твий, составляющие культуру и отличающие его общество от дру- гих человеческих групп». Этот сложный процесс начинается в ран- нем детстве приобретением навыков овладения своим телом и эле- ментами непосредственной жизненной среды и продолжается всю жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкультурации... поскольку без него не может существовать как член общества»1. Понятие же «социализация» связывается с приобщением к социальным нормам и институциональным формам взаимодействия. В этих процессах принято выделять две ос- новных стадии: первичную, или детскую (обычно включая под- 1 Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955. P. 326–327. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики ростковый возраст) и вторичную, относящуюся к взрослым (включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитенциарных учреждениях). На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно значимые элементы социокультурного пространства. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача де- тей — максимально полно овладеть «азбукой» взаимодействия и коммуникации. Для этого периода в любых обществе, социальном слое, группе существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полу- ченных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией социокультурного опыта, вплоть до использования механизмов принуж- дения ребенка к постоянному выполнению определенных стерео- типных форм активности. Эта ступень социализации рассматри- вается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих ста- бильность социокультурного пространства. Основные черты второй стадии обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данных обществе, социальном слое, группе. Он начинает ком- бинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач; расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индиви- дуального риска при выборе альтернатив. Таким образом, начальные этапы освоения окружения способству- ют сохранению стабильности институциональных социокультурных форм, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым поколением уже имеющихся паттернов отношений контролиру- ют беспрепятственное проникновение в совместную жизнь лю- дей случайных и новых элементов. На последующих ступенях членам общества приходится принимать на себя от- ветственность за экспериментирование в социокультурном про- странстве, за внесение в него изменений различного масштаба. Эти процессы обеспечивают в каждой его области нормальное формирование личности и поддержание жизненной среды. Социализация, инкультурация ребенка как предпосылка транс- формации его во взрослую, способную к адекватному участию в часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни социокультурной жизни личность составляют одну из централь- ных проблемных областей психологической антропологии. Она отличается спецификой теоретических оснований и предмета ис- следования по отношению к другим областям социальной и куль- турной антропологии. Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и навыков, необходимых для его существования в ближайшем окружении, в социокультурной жизни, характерной для группы, слоя, общества, к которым он принадлежит. Детский опыт формируется на перво- начальной стадии благодаря взаимодействию врож- денных предпосылок ребенка (свойств и потенций) с социокуль- турными образцами, нормами, правилами, характерными для его социальной сети и передаваемыми с помощью механизма тради- ции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции (от старшего к младшему, от знающего и умеющего к неопыт- ному). Детство понимается главным образом не как самодостаточная стадия индивидуального существования, но как период приготовления человека к полноценной социокультурной жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности врожденных и приобретенных характеристик: – достижение необходимой степени зрелости организма, как пра- вило, несколько превышающей наступившую способность к вос- произведению потомства; – овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уров- нях домашнего хозяйства и общественного разделения труда; – овладение достаточными знаниями и практическим опытом через участие в определенных первичных и формальных группах и знакомство с различными социокультурными кодами; – принадлежность к конкретным социальным слоям, группам, по- зициям, характерным для взрослых членов общества. Обычно достижение состояния «взрослости» отмечается в лю- бой культуре обрядом инициации или его аналогами. С их помощью специально выделенные институциональные структу- ры в лице исполнителей особых ролей утверждают за индивидом право не только осваивать социокультур- ное пространство, не только пребывать в нем, но и менять его эле- менты. Как правило, во всех обществах и культурах от взрослого индивида ожидаются проявления способностей, возможностей и эффективной активности, направленных на воспроизведение со- циокультурной жизни в ее ключевых измерениях (социокультур- ное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизве- дение потомства). раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Первичная социализация (ранний этап) В исследовании детства можно выделить три основных акцен- та: ребенок в процессах социализации и инкультурации; ребенок как субъект в отношениях с другими; социокультурная среда с позиции детского опыта. Последний аспект исследования являет- ся достаточно новым и познавательно интересным. Он от- крывает дополнительные возможности в изучении микроизменений социокуль- турных образцов при их освоении в детстве и дальнейшем исполь- зовании во взрослом возрасте, а также формирования личностных предпосылок и предрасположенности к инновативным поискам. С этих позиций изучение процессов формирования личности на ранних стадиях жизненного цикла, или первичной социализации, предполагает ответы на вопросы о механизмах приобретения «раннего опыта»; спо- собностях человека к научению; соотношении врожденного и за- ученного в онтогенетическом процессе; структуре приобретения жизненного опыта от момента рождения до вхождения во взрослую жизнь. Решение этих проблем осуществляется в таких предметных областях, как межличностная коммуникация, процес- сы научения, детская культурная активность. Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями). В 80-х гг. ХХ в. на передний план исследований выдвигаются коммуникативные аспекты первичной социализации, и прежде всего в контексте отношений детей с родителями, начиная с ранне- го возраста и до момента овладения членораздельной речью. В ка- честве показательных рассматриваются ситуации «мать — ребенок», «родители — ребенок», «незна- комые — ребенок». Выяснено, что недостаток внимания к детям в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. Тогда как тесный контакт младенца с матерью развивает его интеллект, способность к решению задач в большей степени, чем при значительной дистанции между ними. Выяснилось также, что кормления и гигиенического ухода недостаточно, чтобы сформировались важные предпосылки для дальнейшей инкультурации ребенка. Необходимо, чтобы роди- тели разговаривали, играли с ним, создавали эмоционально насы- щенное межличностное пространство. Особое значение имеет в этот период ориентация близких на желаемый образ поведения ребенка. По результатам исследований подобные культурные ожи- дания дети начинают воспринимать с трехмесячного возраста. Опыт глобальных сравнительно-культурных исследований, со- здание мирового этнографического атласа, начавшееся в 40-х гг. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ХХ в. под руководством Г. Мердока, подтвердили научную и прак- тическую значимость изучения процессов ранней социализации. Сравнения позволили исследователям систематическим образом, осмыслить различия в проявлениях отношений между родителями и детьми, наблюдаемых в различных культурах и субкультурах. На базе данных, приведенных в атласе, была построена теория социализа- ции, связанная с родительским разрешением — запрещением. На основе вариаций этих переменных по определенной формальной схеме осуществляются интерпретация, объяснение и предсказание поведения, интеллектуальных, эмоциональных реакций будущего взрослого в определенных социокультурных ситуациях. Схема строится на оценке одновременного влияния на тип поведе- ния ребенка двух параметров: дистанция и характер родительского отношения, с одной стороны, и частота проявленения определен- ного типа отношения — с другой. По первому параметру выделя- ются четыре типа дистанций: понимание, теплота, любовь; враждебность и агрессивность; ин- дифферентность; контроль. По второму параметру устанавливает- ся четырехбалльная шкала оценки соответствующих проявлений: редко (в исключительных случаях); иногда; часто; всегда (по боль- шей части). В свою очередь родительский контроль оценивается как отсутствующий, слабый, твердый, следящий, ограничивающий автономию. Анализ данных в соответствии с такой схемой позволяет не только выявить рас- пределение в обществе типов семейной первичной социализации и определить доминирующий здесь тип, но и проинтерпретировать или предсказать поведение взрослых индивидов в стандартных социокультурных ситуациях. Основные предпосылки научения. Относительно научения у исследователей до сих пор существуют серьезные расхождения в понимании соотно- шения врожденных свойств и воздействий среды при трактов- ке успешности этих процессов. Одни считают, что способности человека и базирующиеся на них навыки — особенно на ранних этапах развития — формируются в соответствии с естественным созреванием генетически предопределенных механизмов. Другие утверждают, что ребенок обучается во взаимодействии с окруже- нием, и в этом процессе у него формируются не только навыки, но и способности. Проверка гипотез, базирующихся на каждой из на- званных позиций, осуществляется на обширном и разнообразном сравнительно-культурном материале. Изучается развитие интеллектуальных, образных, предметно-наглядных, двигательно-стереотипных навыков оперирования элементами окружения. Рассматриваются и интер- претируются различия в сенсомоторных реакциях, особенностях раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики памяти, внимания, других психических функций у детей из различ- ных культур и социальных слоев. Выявляется и интерпретируется характерная для них специфика восприятия цвета, звука, пространства. Исследуется влияние культурных особенностей на развитие эмо- циональной сферы ребенка, в особенности таких чувств, как лю- бовь, ненависть, страх, удивление, радость, горе. Результаты эмпирических исследований, проведенных М. Мид и Ж. Пиаже, позволили им поставить под сомнение тезис Леви- Брюля об уподоблении мышления ребенка и «дикаря». Согласно их независимым друг от друга выводам, мышление ребенка в при- митивных культурах реалистичнее, чем у взрослых; дети не при- писывают случайным событиям сверхъестественного значения; им не свойственно анимистическое мышление и т. п. Все это, говоря словами М. Мид, «оказывается детерминированным культурой, потенцией человеческого ума», но не является ранней стадней ин- дивидуального развития или существования человеческой культу- ры. Что касается овладения родным языком, то исследования по- казали, что дети не учат язык как таковой, но осваивают разные стереотипные схемы и стили языковой коммуникации, которые позволяют им функционировать в качестве компетентных участ- ников различных ситуаций. В процессе социализации они осваивают необходимый набор мировоззренческих представлений, которые удостоверяют и поддерживают их социокультурные идентичности. Научение невербальному поведению является предметом ис- следований в рамках этологического направления. Они тяготеют к одному из двух основных полюсов интереса. С одной стороны, делается акцент на выявлении биологических предпосылок, значимости на- следственных факторов в развитии этих навыков. С другой сторо- ны, заметно тяготение к тщательному анализу его социокультурных детерминант. Следует подчеркнуть, что обе ори- ентации не находятся в оппозиции друг с другом. Двойная детерминация невербального поведения сегодня обще- принята. Речь идет о доминанте исследовательского интереса. Внимание исследователей к экстралингвистическим аспектам челове- ческой коммуникации, к их генезису в раннем детстве, в период от рождения до овладения членораздельной речью вполне объясни- мо. В этот период отношения ребенка с окружением, его эмоциональные переживанийя и состо- яния выражаются через жесты, мимику, позы, и механизмы их формирования более очевидны, чем у взрослых. Сравнительно- культурные исследования обеспечивают дополнительную инфор- мацию для понимания общих и специфичных структурных, фун- кциональных, символических особенностей невербальной комму- никации в процессах ранней социализации в различных культурах. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни В настоящее время ведется разработка детальных «словарей» ее языка. Так, например, выделено 136 терминов и их сочетаний, применяемых для описания различ- ных эмоциональных состояний детей; только улыбок перечисляет- ся 10 видов1. В качестве важных коммуникативных средств, используемых ребенком для выражения отношения к отдельным эле- ментам окружения, выделяются общая мимика, выражение глаз, улыбка; довербальное интонирование; жест. Сейчас постепенно складывается своеобразный «словарь» такого «язы- ка». Особой темой в изучении освоения окружения ребенком является формирование избирательности по отношению к социокультурному пространству. В качестве ее показателей на довербальном уровне принимаются комп- лексные реакции оживления и страха по отношению к людям, предметам, ситуациям. Этот тип поведения наблюдается у ребенка уже в двухмесячном возрасте. Причем способность узнавания, различения знакомого и незнакомого проявляется намного раньше, чем страх перед последним2. Вопрос о причинах боязни чужих и одновремен- ного любопытства к ним остается пока нерешенным, а ответы на него носят гипотетический характер. Одни исследователи считают это врожденным антропологическим свойством, ар- гументируя тем, что оно проявляется у детей, не имевших соответствующего нега- тивного опыта. Предполагается, что сущест- вуют какие-то исходящие от людей сигналы, одни из которых вы- зывают настороженность, а другие настраивают на дру- жеский лад. Личное знакомство в значительной степени блокирует механизмы тревожности. Поскольку при постоянных непосредственных контактах принимаются уже знакомые сигналы, люди, живу- щие среди родственников и друзей, не испытывают напряжения3. Но это лишь предположение, поскольку пока неизвестно, в соот- ветствии с какими признаками осуществляется дифференциальная избирательность людей по отношению друг к другу, тем более, что дети боятся не всех незнакомых, а выборочно. Культурная активность ребенка. Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию ребенка, на выход его в область самостоятельных 1 Brannigan Ch.R., Humpers D.A. Human non-verbal behavior // Ethological Studies of Child Behavior. Blurton J.N. (ed.). Cambridge, 1972. 2 Salzen E.A. Social attachment and a sence of security / Human Ethlology. Von Cranach et al. (eds.). Cambridge (Mass.), 1979. P. 603. 3 Эйбл-Эйбесфельд И. Общкственное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. № 1. C. 119. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики решений и действий, важнейшее место принадлежит игре. Это пространство, внутри которого самостоятель- ность детей поощряется, однако ее последствия не связаны с серьезным риском, поскольку существуют определенные правила, организующие соответствующие виды активности. В зависимости от характера осваиваемых навыков можно, как уже говорилось, разделить игры на следующие типы: – физические, в которых тренируется мотор- ная активность; – стратегические, развивающие способ- ность прогнозировать возможные результаты и оценивать их лич- ностную вероятность; – стохастические, где решающая роль принадлежит слу- чаю, удаче, приучающие ребенка к тому, что он может встретить- ся с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске; – ролевые, предназначенные для того, чтобы ребенок осва- ивал технологии перехода из одних стандартных социальных ситу- аций в другие1. По другому социализующему основанию классифицировал игры Э.Г. Эриксон: «аутокосмическая игра, направленная на собс- твенное тело, микросферическая игра, имеющая предметом иг- рушки, и макросферическая, направленная в мир играющего»2. В этой культурной форме развиваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Эриксон прида- вал ей большое значение в процессе инкультурации: здесь ребенок учится проверять и воспро- изводить реальность через модели ситуаций, копирующих повсед- невную социокультурную жизнь3. Значимое место в процессах первичной социализации прина- длежит освоению полезных практических навыков и формированию ценностно- го отношения к труду. Культуры и социальные слои различаются с точки зрения возраста, в котором ребенок вовлекается в соответствующие процессы, и соответственно по конфигурации детского образа жизни (соотношения в нем игры, труда и праздности). В современной ситуации этот аспект социализации представ- ляется исследователям особенно важным. Современные техно- логии, переменчивость экономической конъюнктуры в развитых обществах обусловливают существенные изменения в этой составляющей социализации. Сегодня из системы общественного раз- 1 Rоbегts М., Suttоn-Smitih В. Child training and game involvment / Ethnology. 1962. Vol. 1. № 2. P. 166. 2 Hоnigman J.J. Culture and Personality. 1954. P. 255–256. 3 Ibid., p. 257. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни деления труда исключаются целые классы традиционных про- фессий, а на их месте возникают совершенно новые. Меняется технологическая среда повседневной жизни. И необходимы но- вые схемы ранней социализации, адаптирующие детей к этим условиям. Многочисленные сравнительные исследования доказывают правомерность утверждения о влиянии детского опыта на фор- мирование личности, стереотипных элементов социализации на воспроизведение культурных стереотипов. Тем не менее сегодня исследователи не склонны, как, скажем, в 20-х–40-х. гг. XX в., преувели- чивать значимость этого влияния. Изучение ин- дивидуального жизненного цикла, психобиологических и культурных особенностей его раз- личных стадий все более становится фокусом исследовательского интереса. И уже есть данные, хотя и не особенно много- численные, о том, что со временем личностное социокультурное пространство претерпевает существенные структурные изменения и что приобретенные в детстве сте- реотипы вполне могут быть полностью вытеснены или трансфор- мированы в более зрелом возрасте. Значительное внимание в этой связи уделяется такому нор- мативному аспекту культуры, как «эталонная» личность или идентичность. Сравнительные исследования об- наруживают наличие подобного феномена во всех культурах. Соответственно предметом исследования становятся место, роль и функции, которые принадлежат ему на ранних стадиях процессов социализации. Исследования показывают, что в сообществе может быть несколько типов такой идентичности, соответствующих раз- личным статусам, ролям, типичным социально значимым ситуациям. Они в наглядной форме задают идеальный план действования и презентации себя в стандартных обстоятельствах. В то же время исследуется, в каком возрасте и почему реальные правила результативной активности в этих условиях расходятся с эталонными. Из всего сказанного выше следует, что в рамках психоантропологического изучения социокультурной жизни детству уделяется большое внимание, поскольку в этот период приобретается первый и, возможно, сильнее всего запечатлевающийся опыт включения в ее пространства. Динамика становления личности, ее жизненного пути, как свидетельствуют результаты исследований, сложным образом, и отнюдь не напрямую, как считалось раньше, связана с ранним де- тством. Тем не менее в этот период осваиваются важные предпо- сылки дальнейшей социализации. Как отмечала Дж. Данн, «мы лишь раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики тогда начали понимать человеческое развитие, когда стали изучать де- тей в их реальном социальном мире»1.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |