КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция культурной идентичности
Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активность людей не исчерпыва- ется только нормированными формами. Существуют значитель- ные по объему зоны этого пространства, где она не имеет четкой регламентации. Например, в современной культуре такая катего- рия, как молодежь, кроме возрастных пределов практически не обладает конкретной статусной и ролевой определенностью. Или же представление о таланте не указывает на положение человека в обществе, на совокупность его прав и обязанностей, выполняемых им функций. Следовательно, есть необходимость в понятии, которое определяло бы личность в культурном контексте, объединяя как нормированные, так и свободные аспекты ее самореализации. В таком качестве в культурной антропологии используется концепция идентичности. Она выделяет область исследования, где с наибольшей очевидностью можно наблюдать порождение стиму- лов к действию, выбор форм активности, механизмы социокуль- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики турной организации в любых ситуациях взаимодействия между людьми. С точки зрения когнитивных процессов, т.е. внутрилич- ностных переменных, понятие указывает на специфичность ин- дивидуальных, групповых способов организации представлений о событиях: как они переживаются, интерпретируются, оценивают- ся. С точки зрения социокультурного пространства, его парамет- ров, понятие определяет особенности культурного «оформления» такого упорядочения, т.е. его представленности в предметном и сим- волическом выражении. Таким образом, обращение к нему открывает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной — осведомленность, интерпретация, оценка — и «внешней» социокультурной — предметы, символы — обусловленностью действий в любых ситуациях интеракции. Это делает понятие ценным с точки зрения изучения микродинамики процессов, происходящих в социокультурном пространстве. В контексте же модели образа жизни его использование позволяет проследить внутреннюю смену событий, организуемых личностью в рамках установившихся или проблемных жизненных ситуаций, а также пути пе- рехода от одного их типа к другому. Обращение к понятию «идентичность» при рассмотрении об- раза жизни личности открывает большие познавательные возмож- ности при изучении его микродинамики, в особеннос- ти эндогенно обусловленной. С одной стороны, речь идет о дифференциальной представлен- ности личности в обществе и культуре. С другой – в этом контексте акцентируется непосредственная связь с категорией «я», обозначается его культурная пред- ставленность в различных ситуациях социального взаимодействия. Соответственно становится возможным анализ атрибутов обыденного или специализиро- ванного уровней культуры, используемых личностью при организации модусов (форм) своей социокультурной активности. Поскольку понятие идентичности неотдели- мо от социального взаимодействия, в исследовании оно обозначает центр социокультурной среды, в каждом из структурных элемен- тов которой личность занимает хорошо известное ей место. Важно также отметить, что оно указывает на культурно обозначенную единицу — личность, или группа, — определяемую стереотипными наборами атрибутов: поведенческих, предметных, символических. Атрибут может быть физическим, например, цвет кожи; социаль- ным, например, статус семьи человека в сообществе; психологи- ческим, например, качество интеллекта и т. п. Если признак такого рода заметно влияет на отношения между людьми, т.е. является со- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни циально значимым, он обычно приобретает культурное обозначе- ние, своего рода «ярлык», выделяющий его носителя из ряда дру- гих и подразумевающий оценку последствий его действий. Например, идентичность по признаку принадлежности к наци- ональному меньшинству предполагает во многих бывших метропо- лиях поддержание по отношению к нему значительной социальной дистанции. Или же идентификация человека как мудрого подразумевает априорное уважение к нему, обращенность к его жизненно- му опыту в сложных ситуациях и т. п. Подобного рода культурные «метки», относящиеся к личности или группе, придают их об- разу жизни определенную содержательную окраску, а иногда и структурную специфику. Так, принадлежность к национальному меньшинству в условиях демократического правления побуждает людей совершать определенные действия, связанные с сохранением собственной культурной идентичности, затрачивать на это время и усилия. Или же идентификация человека как муд- рого заставляет его отвечать требованиям, предъявляемым к нему как к своеобразному культурному эксперту. В ситуациях социального взаимодействия содер- жание и оценка действий имеет не один, а несколько культурных смыслов, обус- ловленных особенностями не только ситуативных, но и личностных характеристик участников. Так, в ситуации «учитель-ученики» у преподавателя есть намерения, которым он подчи- няет свою активность, тогда как учащиеся имеют собственные представления о ее значимости и эффективности. Иными словами, следует принимать во внимание различия в процедурах, а иногда и основаниях иденти- фикации, имеющихся у участвующих во взаимодействии сторон. Соответственно для понимания изменений, механиз- мов их возникновения в контексте образа жизни людей, их со- циальных отношений простого описания существующих в куль- туре идентичностей недостаточно. Нужна еще дополнительная информация. Во-первых, важно знать, как они упорядочены иерархически или классифицированы в этих рамках. Во-вторых, следует принимать во внимание, что социальные идентичности различаются по способам их приобретения, и нужно опре- делить принципы их формирования. Это существенный аспект изуче- ния социальной дифференциации, поскольку в зависимости от того, насколько фундаментальны источники и весомы основа- ния идентичности, можно определить ее культурную значимость. В культурной антропологии принято выделять на- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики бор идентичностей, присутствующий в каждой социокультурной ситуации. – Объективная публичная идентичность означает совокупность личностных черт, которая фактически проявляется в ситуации вза- имодействия. – Коммуницируемая или демонстрируемая публичная идентич- ность подразумевает комплекс реакций окружающих на актив- ность человека в ситуации, картину представлений о нем, переда- ваемые ему через их поведение. – Субъективная публичная идентичность означает представление человека о своей идентичности в конкретной ситуации взаимо- действия для определенных категорий людей. – Я-идентичность относится к приватным, индивидуальным пред- ставлениям человека о самом себе. Такое разграничение имеет важное значение для изучения источников микрокультурных дифференциаций в конкретных ситуациях социального взаимодействия. Прежде все- го несовпадение индивидуальных и групповых аспектов идентичностей может иметь внутриличностные последствия. Так, различие представлений о том, как себя вести в данной ситуации, у личности и уокружающих может побудить ее либо под- чинить свое поведение принятым стандартам, либо выйти из со- става сообщества. Расхождение между я-идентичностью и публичной субъективной идентичностью на начальных его этапах может стать причиной личностного стресса, а при устойчивом воспроизведении породить проблемную жизненную ситуацию. В обоих случаях индивиду приходится предпринимать усилия для нормализации своих отношений с окружением. Далее, изменение я-идентичности может стать источником изменения сложившейся структуры межличностных отношений. Например, расширение спектра ролей в ходе жизненного цикла означает не только приращение знаний и навыков, но и изменение представлений индивида о себе, о своих возмож- ностях, о собственной ценности. Преднамерен- но или невольно это проявляется в его поведении, в отношениях с другими людьми, оказывая влияние на уже установившуюся объек- тивную публичную идентичность. При определенной силе такого рода изменений могут возникнуть напряжения межличностного характера, преодоление которых возможно лишь за счет пе- реструктурирования прежних связей. Хорошо известная ситуация — это сложности в семейных отношениях, возникающие на различных стадиях взросления ребенка и разрешаемые за счет изменений в образе жизни всех членов семьи. Наконец, сдвиг в культурных представлениях об определен- ной идентичности может повлиять на персмотр я-идентич- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ности у множества людей. Например, при законодательном повы- шении статуса национальных меньшинств реальное улучшение их социальной позиции зависит от того, насколько трансформируется я-идентичность большинства их представителей. Соответственно определенные сдвиги будут происходить в образе и стиле жизни этих людей, особенно в тех их секторах, которые выравнивают их статусные отношения с другими социокультурными группами. Говоря об идентичности в контексте микродинамики соци- альной дифференциации, следует специальное внимание уделить специфике индивидуальных проявлений, или личностной идио- синкразии, актуализирующейся в социальных взаимодействиях. Для обозначения этого явления применяется понятие субидентич- ности, означающее набор специфичных личностных черт, проявляемых индивидом в каж- дом конкретном типе отношений. Это существенное дополнение к понятию социокультурных ролей, позволяющее выделить важный уровень рассмотрения динамики их структур. Как уже было сказано, в социологии роль определяется через устойчивый набор социаль- но значимых функций, правил их реализации, ожиданий по поводу содержания и качества их выполнения. Культурно-антропологическое измерение этот термин приобретает при включении в него пере- менной, отражающей личностную специфику соответствующего поведения. В этом случае в сфере исследовательского внимания находится уникальный набор особенностей индиви- да, которые лишь он один может проявлять в рамках роли. Таким образом, понятие субидентичности указывает на аналитическую область, позволя- ющую наблюдать вариации определенных культурных черт, обус- ловленные личностными различиями членов общества. Как известно, эта область — важный источник изменений ро- левого поведения и шире — прав и обязанностей, нормирующих реализацию социально значимых функций. Хорошо известно, что социокультурное санкционирование широкой вариативности индивидуальных проявлений в рамках определенной роли озна- чает, что ее социально установленная форма перестала отвечать массовой необходимости или же она сама утрачивает социальную значимость. Так, индивидуализация содержания преподавательской де- ятельности в системе образования указывает на расширение зоны поиска средств социализации в от- вет на несоответствие получаемых в школе знаний и навыков адекватной адаптации личности в обществе. Или же индивидуализация поведения высоких должност- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики ных лиц в сегодняшних условиях означает постепенную десакрализацию роли так называемых номенклатурных работников. Если более глубоко исследовать этот источник изменения в содержании культурно установленного социально значимого по- ведения, то следует более дифференцированно трактовать понятие «я- идентичность». Для этого имеются определенные теоретические основания. Так, К. Юнг выделял понятие «персона», а И. Гофман — представительное или репрезентируемое «я» как часть идентич- ности, которую личность наиболее склонна предъявлять на людях. Это понятие дополняет идиосинкратичным (индивидуально специ- фичным) содержанием представление о субъективной публичной идентичности. Остальной объем я-идентичности индивид сохраня- ет как приватное достояние, ограждая от вмешательства внешних воздействий или обстоятельств свой индивидуальный мир или из- бегая демонстрации нежелательных атрибутов в конкретной ситу- ации взаимодействия. Следует подчеркнуть, что демонстрируемая и приватная об- ласти идентичности имеют как осознанные, так и бессознательные компоненты. Такое расчленение я-идентичности в контексте изу- чения социокультурной дифференциации имеет важное значение. Во-первых, выделение приватной ее области указывает на наличие у индивида определенного объема резервов социаль- ных навыков, которые могут не проявляться в конкретных ситу- ациях взаимодействия. Однако их актуализацию в определенных типах ситуаций не следует интерпретировать как случайность или спонтанность и уж тем более как культурное новшество. Речь идет о выделении области культурных личностных ресурсов, являю- щихся источником возможных вариаций ролевого поведения. Например, нейтральная позиция ученого при обсуждении его теории в различных аудиториях отнюдь не означает, что он не идентифицирует себя как полемист, не имеет навыков активно ут- верждать свою позицию. Более того в других ситуациях он мог не- однократно пользоваться такими навыками. Поэтому проявление его идентичности активного полемиста не следует считать неожи- данностью или новым для него способом поведения. Во-вторых, расхождение между демонстрируемыми и при- ватными личностными характеристиками могут стать источником внутриличностных напряжений. Так, если объем демонстриру- емого поведения, предписываемого ролью в определенной ситу- ации, оказывается существенно меньше, чем имеется в резерве у индивида, он может воспринимать это как ограничение личной свободы. Если же требования превышают его потен- циал, то он чувствует свою неадекватность. В обоих случаях возникающее напряжение побуждает личность к изменению ситуации: либо отказаться от выполнения функций, либо часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни реализовать свои возможности в иных структу- рах, либо освоить новые знания и навыки. Наконец, в-третьих, динамика осознанного и бессознательно- го в обеих областях я-идентичности определяет не только вариа- тивность освоенных культурно установленных форм поведения, но и потенциальное внесение новшеств в них. Так, бес- сознательный импульс к экономии усилий может стать побудите- лем к отысканию более компактных последовательностей действий, познавательных моделей, более емких художественных образов и т. п. Их использование в ситуациях взаимодействия ока- зывает влияние на изменение идентичности индивида: и он сам, и его окружение начинают воспринимать его как носителя ин- новаций. Следует подчеркнуть, что идентичности членов группы опре- деленным образом фиксируются и объективизируются либо через называние, например, в обыденной культуре «добряк», «весель- чак», «мизантроп» и т. п., либо через демонстративное поведение, проявляемое в различного рода церемониалах. Более того, можно говорить об их измерении. Иными словами, общее ядро набора соответствующих черт является точкой отсчета для некоторой линейной шкалы, фиксирующей степень их представленности у члена группы. Например, «добряк» может проявлять свою доброту в раз- ных ситуациях в большей или меньшей степени; «строгий отец» в некоторых обстоятельствах может проявлять минимальную жест- кость требований к ребенку и т. п. Такие шкалы можно использовать и по отношению к каждой из личностных характеристик в рамках разных идентичностей: первые оцениваются неодинаково в зависимости от содержания вторых. Так, человек, который в семейном или дружеском кругу может оцениваться как скупой, в рамках профессиональной роли коммерсанта может считаться бережливым. Такие измерения идентификационных черт относятся к содержательным, функцио- нальным их аспектам. Однако подобные показатели не дают осно- ваний судить о том, какое значение им придается в обществе. В то же время для изучения стратифи- кации общества такое знание, без сомнения, необходимо, поскольку оценка людьми друг друга представляет собой значимый ме- ханизм функционирования санкций, поддерживающих границы социальных групп и слоев. Исследования, проводимые в этом направлении, свидетельс- твуют о том, что параллельно каждому измерению качественной представленности, интенсивности проявления идентичности или составляющих ее черт можно выделить ценностные их измерения. Они шкалируются в культуре по различным основаниям: утилитарным (полезность-бесполезность раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики для общества или личности), этическим (порядочность-непорядочность), эстетическим (утонченность-примитивность) и т. п. Оценка личности со стороны членов группы по таким критериям выполняет функцию социальной санкции, т.е. одобрения или осуждения ее поведения, следующим образом. Чем более значима идентичность для других, тем более выраженным, т.е. заметным, симво- лически зафиксированным является ее измерение. Важными язы- ковыми показателями этого могут служить, например, объем си- нонимов, относящихся к ней, и дробность обозначений для степени интенсивности ее проявлений. Далее, наиболее явные измерения идентичности, как прави- ло, закрепляются в групповой системе ценностей. Соответственно люди с такими признаками располагаются одновременно и на шкале престижа. При нарушениях или сменах субъективной пуб- личной идентичности или демонстрируемой я-идентичности лич- ность получает со стороны своего окружения сигналы, свидетельствующие об их приятии или отвержении. Это становится для нее стимулом настаивать на своем новом положении в группе или вернуться к исходному. Итак, можно сказать, что ценность, приписываемая идентич- ности и ее ключевым чертам, интенсивности их проявления опре- деляют высоту положения личности на шкале престижа или уваже- ния. С этой точки зрения можно выделить следующие компоненты престижа. Объективное публичное уважение, выражаемое в реальных одобрениях или порицаниях, которые человек получает от окружа- ющих; во влиянии, которое он может оказывать на них. Изменение этого параметра существенно влияет на расширение или уменьше- ние объема социальных связей личности, ее привилегий. Коммуницируемое публичное уважение, демонстрирующееся со стороны других символическими знаками признания или непри- знания человека. Оно может не совпадать с объективным прести- жем человека, однако, имеет важное значение как канал обратной связи между проявлениями идентичности и их групповым восприятием. Пред- ставления личности о том, как высоко ценят ее окружающие, о публичном уважении. Расхождение между ними и реальным поло- жением дел может стать источником групповых напряжений или изменений поведения. Так, завышенная оценка своего престижа в группе нередко побуждает индивида к превышению ролевых полномочий, что порождает предпосылки возникновения конф- ликтной ситуации в отношениях с другими. Недооценка собственного престижа в ряде случаев становится стимулом к самосовершенствованию. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни И последнее: самоуважение, заключающееся в представлени- ях личности о собственной ценности. Уровень самоуважения мо- жет повышаться или снижаться в зависимости от изменения предыдущих трех пере- менных. Для анализа социокультурной микродинамики определенную значимость имеют также некоторые дополнительные аспекты понятия «идентичность», связанные с ее вероятностным измерением. В литературе на эту тему принято, например, выделять ее актуальный и потен- циальный аспекты. В первом случае рассматривается, кем человек является в настоящее время. Во втором — выдвигают- ся предположения о том, на что он может реально рассчитывать, если будет действовать в направлении достижения определенной цели. Сопоставление обеих характеристик позволяет, во-первых, оценить вероятность, а во-вторых, относительную скорость такого целедостижения. Далее, проводится различие между негативной и идеальной идентичностью. Первое понятие указывает на то, кем человек может стать при худших для него об- стоятельствах. Второе отражает то со- стояние или положение в социокультурном пространстве, к которому лич- ность недостижимо стремится. В динамическом смысле рассмотре- ние обеих вероятностей обеспечивает возможность оценить реаль- ный отрезок образа жизни личности с точки зрения подъема или спада ее устремленности к социокультурному самоутверждению.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |