КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ- ка зрения на нее была задана статьей Р.Бенедикт «Антропология и патология»2. Развивая идеи З.Фрейда, она выдвинула гипотезу о том, что каждая культура содержит собственные представления о здоровье, а также особые, характерные для нее черты, которые вызывают специфичные психопатологические ре- акции. Ей принадлежит допущение, что нормальными считаются поведение и состо- яния, находящиеся в соответствии с установлениями данного об- щества, оправданные в нем. Таким образом, представление о культурной норме приобрело релятивистскую окраску. Кроме того, следует принимать во внимание не- однозначность самого термина. С одной стороны, в социальных науках нормой считается такое устойчивое регулятивное или ре- 1 Altman I. The environment and Social Behavier: Privacy, Personal Space, Territory and Crowding. Montrey, 1975. Idem. Privacy: A conceptual analysis. Environment and Behavior. 1976. Vol. 8. P. 7–29. 2 Benedict R. Anthropology and abnormal. J. Gen. Psychol., 1934. Vol. 10. P. 59–80. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ферентное (обязательное для соотнесения с ним) образование, ко- торое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, т.е. облечено в ус- тную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса. С другой стороны, этим же термином обозначается норма в статистическом смысле, то есть часто даже неотрефлексирован- ные формы взаимодействия, коммуникации, поведения, предпоч- тений, которые оказываются общими для большинства членов социального слоя, группы и проявляются только на уровне совместной активности. Из этого следует, что далеко не все виды общераспространенного поведения могут оп- равдываться на уровне принятого в сообществе морального кодек- са, а массовое одобрение некоторых нормативных предписаний отнюдь не означает обязательного следо- вания им. Трактовка и объяснение отклонений от социокультурных норм, выявление порождающих их факторов, их последствий для личности и ее культурного окружения, механизмов их социальной и культурной институционализации осуществляются на базе куль- турно-антропологической интерпретации данных психиатрии и анализа правонарушений. Изучение народной медицины и этноп- сихиатрии позволили выявить не только разнообразные виды те- рапии по отношению к известным душевным заболеваниям. Стало очевидным, что их значение и смысл неодинаковы в различных культурах. Варьируются оценка социокультурного статуса больного, его самовосприятие, граница, отделяющая пси- хическую болезнь от здоровья и т. п. Соответственно расширились аналитические рамки для изучения устойчивости социокультур- ных структур по отношению к индивидуальным девиациям (откло- нениям), а также последствий такой устойчивости для сохранности форм социокультурного пространства. В этнопсихиатрических исследованиях многообразие психи- ческих отклонений и порождающих их факторов рассматриваются в двух основных аспектах. С одной стороны, изучается специфика девиантного поведения, особенности психозов и их истоков в за- висимости от особенностей различных культур. С другой стороны, анализируются психические последствия перехода общества из традиционалистской в модернизованную форму: сравниваются особенности дисфункций психики в обоих типах обществ, место и роль в них наркотических культур (алкоголизм, наркомания, ток- сикомания). Самостоятельную тему исследований состав- ляет изучение психических отклонений, пограничных состояний личности как источников культурных инноваций (творчества). Интересный материал для изучения закономерностей индивиду- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики альной обусловленности формирования культурных знаков и сим- волов, культурной семантики обеспечивается сравнительно-куль- турным анализом сновидений. Релятивизация концепции социокультурной нормы, пробле- матизация ее неизменности позволили исследователям более тон- ко изучить темы нормы и отклонения, здоровья и заболевания. Вненормативное поведение перестало однозначно трактоваться как патология органического или психического происхождения. Общесоциальные кодифицированные и статистические нормы больше не рассматриваются как безоговорочно и навсегда свя- занные с адаптацией людей к своему окружению и к сохранению личностного благополучия. В результате в модели изучения «откло- нений» от общепринятых стандартов поведения выделяется три уровня их функционирова- ния: норма для индивидуального орга- низма задается видовой обусловленностью, наследственностью, физическими и психическими ресурсами человека как вида и т. п.; норма для группы обусловлена ее функциональной и структурной спецификой, особенностями свойственных ей нравов и обычаев по сравнению с другими группами; общесоциальная норма отражает общие принципы социального взаимодействия и регулирования конфликтов для всех членов общества на социетальном институци- ональном уровне. Соответственно отклонение от определенного вида таких образований не следует сразу диагностировать как аномалию, но нужно подверг- нуть анализу с точки зрения адаптационных последствий. Например, нарушение групповых или обще- социальных стереотипов отнюдь не свидетельствует о психическом заболевании инди- вида. Может оказаться, что найденная им позиция в отношении к окружению более отвечает критериям личностного или группового благополучия, чем общепринятые. Отклонения других типов могут носить разрушительный для индивида и группы характер. И посколь- ку социальная значимость инновации часто становится заметной лишь с течением времени, люди склонны не принимать ее сразу, продолжать придерживаться установившихся стереотипов и считать новое отклонением, нарушением, а иногда и патологией. Подобным же образом не следует без проверки относить к пре- ступным группам те, что в своих действиях выходят за рамки не только социально санкционированного морального кодекса, но даже некоторых правовых установлений. Может оказаться, что конкретные нормы, имеющиеся в определенной области социокультурного пространства, перестали соответствовать изменившейся ситуации, способствовать решению текущих жизненно важ- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ных проблем. В то же время всегда обнаруживается сообщество, где найдены адекватные формы существования в изменившихся усло- виях, причем такие, что могут быть социально приемлемыми. Однако есть также группы, где инновации, способствующие приращению благополу- чия их членов, могут не только противоречить кодифицированным общесоциальным нормам, но и угрожать адекватному функциони- рованию механизмов поддержания порядка, удов- летворяющего большинство членов общества. В этом случае обще- социальные нормы оказываются более действенными не только по традиции, но и по существу. Проявления отклонений от норм на одном из названных уровней не обязательно ведет к нарушениям на других. Так, психическое заболевание или ин- дивидуальное преступление даже при условии их определенной статистической вероятности не разрушают социокультурных групп и общества. Институционализация такого рода событий позволяет локализовать их, «выгородить» из более широкого со- циокультурного пространства с его рутинными установившими- ся процессами. Клиники для душевнобольных, пенитенциарные учреждения (места для содержания и ресоциализации преступ- ников), монастыри и т. п. суть те институциональные структуры, в которые помещаются несоциализованные или больные индиви- ды. Аналогичным образом противоречия и конфликты на уровне общественной идеологии могут никак не повлиять на образ жиз- ни конкретных индивидов. Люди будут продолжать зарабатывать на жизнь, воспитывать детей, строить отношения друг с другом в соответствии с теми же стереотипами, что были им свойственны раньше. Эмпирические критерии индивидуальной, социальной, куль- турной аномалии, патологии, по свидетельству многочисленных исторических и сравнительно-культурных исследований, меня- ются от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Эти различия становятся важным показателем их относительного своеобразия благодаря той социальной зна- чимости, которая приписывается идее порядка в организации жизненного пространства людей. Соответственно поддержание и изменение представлений в обществе о норме и патологии определяет «логику» и философию истории, зафикси- рованные в культуре1. 1 Herskowits М. Cultural Antropology. N.Y., 1955. P. 273 (см. также работы М. Фуко). раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Контрольные вопросы 1.Понятия «социализация» и «инкультурация», их познавательные функции при изучении поддержания и изменения социокультур- ного пространства обыденной жизни. 2.Концепция первичной социализации: качество освоения социо- культурного опыта и его влияние на последующий образ жизни. 3.Социализация после детства и ее стадии. 4.Социокультурное пространство социализации. 5. Временные аспекты социализации. 6. Представления о норме и отклонении. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Глава 5. Дифференциация личности в социокультурном
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |