Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей 1 страница




Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан-

ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря-

женными идентичностями в рамках одного и того же типа стандар-

тизированного взаимодействия. Так, люди обычно не ограничи-

ваются восприятием государственного деятеля как «президента»

или «министра», он для них еще «молодой» или «старый», «спра-

ведливый» или «несправедливый», «демократичный» или «авто-

ритарный» и т. п. При этом статусные отношения взаимодейству-

ющих индивидов или групп следует рассматривать по отдельности

от отношений идентичностей. Первые указывают на связь взаимных

прав и обязанностей, тогда как вторые определяют качество, стиль

реализации такой взаимности.

Обращаясь к логическому соподчинению рассматриваемых

понятий по строгости нормирования поведения, можно предло-

жить такую последовательность.

1. Позиция представляет собой общее указание на то, что люди

выделяются в культуре и обществе на основании социально значи-

мых признаков и категоризируются в соответствии с ними; напри-

мер, по полу, возрасту, принадлежности к социальным слою или

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

группе (аристократы, мещане, чиновники и пр.), по обобщенным

культурно установленным качествам (больные, работающие, горо-

жане и пр.).

2. Статус фиксирует распределение прав и обязанностей лю-

дей, взаимодействующих в рамках как одной, так и нескольких по-

зиций в некоторой социально значимой ситуации. Так, в позиции

«государственные деятели» статус тех, кто относится к аппарату

государственного управления, указывает на их права и обязаннос-

ти в структуре принятия политических решений; а, скажем, статус

академика задает определенные права и обязанности человека как

культурного эксперта не только в профессиональной среде, но и в

более широком социокультурном контексте.

3. Роль описывает операциональные нормы, правила взаимодействий и комуникаций,

а также взаимные ожидания в рамках статус-

ных отношений. Так, в статусе аппарата государственного управле-

ния роли президента, главы правительства, министров определяют

не только их взаимные права и обязанности, но и способы выпол-

нения функций, а также круг установленных полномочий.

4. Идентичность позволяет дать качественную характерис-

тику, выделить культурную специфику человека, выполняющего

определенные социально значимые функции; например, строгий

отец, демократический лидер и пр.

Исследователь осваивает изучаемое социокультурное про-

странство подобно тому, как дети включаются в жизненную среду.

Вначале происходит знакомство с типичными и стандартными схе-

мами поведения, взаимодействий, оценок и т. п. и определение их

функциональной значимости. Затем внимание постепенно сдвига-

ется к вариациям нормативно определенной социокультурной ак-

тивности, к исключениям из норм, наконец, к ненормированным

областям такой активности.

Осознание людьми своей или чужой социальной и культурной

идентичности, в том числе ролевой, ограничено по сравнению с

тем, что ранее было названо объективной идентичностью, и с тем,

что может увидеть исследователь. Во-первых, ограничения связа-

ны с вербальными обозначениями или стереотипами поведения,

в которых зафиксированы представления о соответствующих функциях и

ожиданиях. Соответственно то, что остается в этих рамках

неосознанным, нестереотипизированным, можно рас-

сматривать как источник вариаций и изменений форм активности. Во-вторых,

ограничения налагаются представлениями и стереотипами, соот-

ветствующими культурным функциональным единицам более вы-

сокого порядка обобщенности, например, связанными со статусом.

В этом случае различия детерминируют неоднородность по-

ведения даже при выполнении одного и того же типа социальных ролей.

Например, поведение отцов в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям,

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

неодинаково во многом благодаря

различию в их статусных характеристиках.

Подобные различия также представляют собой область вари-

аций и порождения изменений в формах социокультурных отношений. При их

изучении с этой точки зрения важно отметить различие в динами-

ческих характеристиках между уровнем действий и уровнем пред-

ставлений об их способе организации и смысле: первый значитель-

но динамичнее, чем второй. Соответственно между конфигурация-

ми ролевой (статусной) активности, их выражением в сфере иден-

тичностей и их принятым в культуре нормативным закреплением

могут возникнуть расхождения, становящиеся побудителями к

переосмыслению правил поведения, действий, а порой прав и обя-

занностей в контексте типичных ситуаций социального взаимодействия.

В наибольшей степени стандартизируются те их компоненты,

которые чаще всего повторяются в структурах свя-

зей людей с ближайшим социокультурным окружением. Они и

составляют основания представлений о нормативных аспектах

ролей и статусов, о границах я-идентичностей. Однако на жизнен-

ном пути каждому приходится сталкиваться с другими, которые

являются носителями иных социальных и культурных идентичнос-

тей. Вступая с ними в ситуации взаимодействия, личность должна

соотноситься с этими различиями; иначе взаимодействие не будет

эффективным. Соответственно происходят изменения ее

представлений и поведения, влияющие на дина-

мику ее образа жизни.

Еще раз следует подчеркнуть, что реальные пос-

ледствия в ситуациях интеракции в первую очередь имеют

действия, а не представления о них или их наименование. И иден-

тификация людьми друг друга в культуре, в том числе в научных

терминах, осуществляется прежде всего через восприятие собс-

твенной активности, социальных взаимодействий, последствий действий, и

только как результат такого восприятия формируется символичес-

кое и знаковое выражение социальной и культурной идентичности.

Характер позиций, статусов, ролей, идентичностей проявляет-

ся через определение взаимных прав и обязанностей, устойчивых

последовательностей социокультурного обмена. В свою очередь

эти аспекты социальных отношений можно выявить только

на базе изучения соответствующих процессов, причем,

не ограничиваясь анализом лишь вербальных реакций

респондентов. Вообще, лингвистические обозначения не являют-

ся надежными показателями названных единиц социокультурной

дифференциации.

Так, в современной отечественной культуре идентификация

человека в терминах «духовный-бездуховный» не несет значимой

культурной информации, поскольку не имеет четкого определения.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Иными словами, даже высокочастотное упот-

ребление категории не является достаточным основанием для

суждения о ее реальной функциональной значимости. С другой

стороны, определенная идентичность может не иметь специаль-

ного термина для своего выражения, но быть зафиксированной в

других символических формах. Так, существуют определенные ха-

рактеристики стиля жизни, такие как манера одеваться, говорить,

держаться, способ проведения досуга и т. п., по которым люди от-

личают одни социокультурные группы от других. Часть таких групп

имеет наименование, например, «хиппи», «интеллигенция», «группы риска»

и т. п. Однако другие остаются без названия. Например,

выделяющиеся по демонстрируемым поведенческим проявлениям

группы современных профессионалов с высоким уровнем культур-

ной компетентности не имеют в культуре общепринятого названия.

Понятия «статус» и «роль» сложились в социальных науках

на базе западных представлений о собственном обществе и куль-

туре. Их применение к культурам других типов может помешать

исследователю увидеть специфичные для них порядки, в рамках

которых не существует соответствующих аналогов. В этом от-

ношении концепция идентичности более

нейтральна и позволяет зафиксировать любую устойчивую схему

обмена информацией, действиями, объектами.

Итак, все эти категории можно рассматривать как познавательный инс-

трумент, позволяющий исследователю упорядочить представления

о личности и ее образе жизни, об их динамике в социокультурном

пространстве. При этом не следует ожидать, что при изучении об-

щества и культуры в них обнаружится нечто подобное «табели о ранге» с

четкой упорядоченностью, иерархизацией статусов и ролей, а тем

более идентичностей. Однако осмысленное использование

этих категорий с пониманием границ их применимости при изу-

чении социокультурного пространства и происходящих в его рамках событий оказывается весьма полезным. Они помогают фикси-

ровать динамику изменений в рамках образа жизни

и в социокультурной среде, а также определять их причины и возможные последствия.

Выявление нормативных

границ, регуляторов поведения и взаимодействий предполагает

обязательную проверку достоверности получаемой информации.

По крайней мере необходимо осуществлять челночное движение

представлений между вербализированнымн или кодифицирован-

ными в текстах нормами и эмпирическим поведением. В этом случае

обращение к понятию личности при изучении социо-

культурной микродинамики обеспечивает возможность узнать, как люди организуют и

транслируют представления друг о друге, о социальном взаимодейс-

твии; какие формы активности связаны с такими представлениями;

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

как влияет изменение этих форм на способы их символического

выражения. Уточнить и проследить механизмы такой динамики на

микроуровне (индивидуальной активности, мсжличностного взаи-

модействия), как следует из ранее изложенной концепции образа

жизни, позволяет теоретическая модель жизненной ситуации. На

нее проецируются способы организации индивидом социальных

позиций, статусов, ролей и идентичностей, которые присущи ему

в рассматриваемый период и отношения между которыми задает

формы н степень динамичности образа жизни в это время.

Контрольные вопросы

1.Социологическая представленность личности в контексте соци-

ального взаимодействия.

2.Понятие идентичности: культурная представленность личности в

контексте социального взаимодействия.

3.Социальная и культурная представленность личности в про-

странстве обыденного уровня социокультурного пространства: ди-

намика связей.

4. Познавательные возможности концепции личности в изучении

социокультурного пространства.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Глава 6. Стратификационное социокультурное пространство

Из сказанного следует, что различия в образе жизни, в сетях

межличностных контактов, в социальных позициях, статусах, ролях, идентичностях обусловливают расслоение в обществе.

И совершенно очевидно, что оно детерминировано отнюдь не толь-

ко экономическими факторами. Анализ ряда наиболее показатель-

ных классических и современных работ, связанных с социальной

стратификацией, показывает, что, скажем, принадлежность к вы-

сшему классу до сих пор определяется в большей степени семей-

ным происхождением, нежели размером собственности. Позиция в

рамках высшего слоя среднего класса может быть выше у предста-

вителя топ-менеджмента, чем у хозяина разрушающейся корпора-

ции; богатому дельцу теневого бизнеса может быть закрыт доступ

в гораздо менее состоятельные круги интеллектуальной элиты, ко-

торая, кстати, имеет в обществе не меньший вес, чем высокоопла-

чиваемые политики или крупные предприниматели.

В качестве исходных допущений принимаются положения о разли-

чии функций каждого социального слоя в контроле над окружени-

ем; о формировании воспроизводящегося социокультурного про-

странства соответствующей конфигурации; о наличии механизмов

поддержания структуры и границ каждой зоны этого пространства.

Классическая модель социальной стратификации предполага-

ет выделение трех классов субъектов социокультурной жизни —

высшего, среднего и низшего. В основу классификации заложен

ряд существенных, верифицированных характери-

стик образа жизни индивидов или членов групп, которые в совокуп-

ности позволяют отнести их к определенному классу. Наборы таких признаков неодинаковы в разных работах по количеству, но ка-

чественно однородны. В данном случае принимаются следующий

набор: социальное происхождение; место проживания; уровень

и место получения образования; профессия; социальный статус;

стиль жизни; социальная позиция партнера по браку; вероиспове-

дание. При уточнении формы соответствующего пространства в

каждом из выделенных классов принято различать по три слоя: вы-

сший, средний, и низший. В результате получается шкала последо-

вательных переходов, что позволяет по одной и той

же совокупности признаков проследить императивы поддержания

каждого из них, а также восходящей и нисходящей вертикальной,

а также горизонтальной социальной мобильности. Перечисленные

признаки можно считать необходимыми и достаточными, чтобы

описать стратификацию. Они являются необходимыми, пос-

кольку представляют основные черты, образа жизни, характерные

для каждого социального слоя. Их достаточность определяется тем,

что они фиксируют формы сетевых отношений, по которым распоз-

нается пространственная конфигурация каждого из них.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Следует отметить, что концепция стратификации носит харак-

тер эмпирического обобщения, а не объясняющей теории. Однако

подтверждающие данные из истории, сравнительной социологии,

антропологии и социобиологии позволяют использовать ее для

выделения относительно устойчивых характеристик дифферен-

циации социокультурного пространства, обусловливающих вос-

производящиеся черты его обыденного уровня, а также связи с

институциональным. С этой точки зрения, хотя деление общества

на высший, средний и низший классы и представляется условным,

можно принять его как идеально-типическую модель, измерение,

позволяющее принимать во внимание этот аспект организации со-

циокультурного пространства при изучении происходящих здесь

событий.

 

Высший класс

В современных обществах высший класс чаще всего рассмат-

ривается как общая категория без подразделения на высший, сред-

ний и низший слои. Дело в том, сто глобальные процессы модерни-

зации обусловили быструю пролиферацию среднего класса и су-

щественную дедифференциацию высшего. Однако, несмотря на это он

во многих странах сохраняется, а его функциональная значимость и

социокультурное влияние таковы, что соответствующие модели об-

раза жизни, сетевой организации следует принимать во внимание.

Высший класс в его классическом определении сегодня отно-

сительно немногочислен. К нему принято относить королевские

дома и представителей потомственных дворянских родов в старом

свете; богатых и влиятельных потомков первых переселенцев в но-

вом свете. За ХХ век к нему стали причислять семьи потомственных

владельцев крупнейших состояний, а также представителей самых

высших кругов государственной администрации: семьи президен-

та и узкого круга его помощников, главы и членов правительства.

Следует тем не менее подчеркнуть, что высшие должностные лица и их

семьи сохраняют свое положение в высшем классе, если и ранее

принадлежали к нему. В противном случае после окончания сроков

службы они вытесняются в высший средний слой.

Социокультурное пространство, формируемое в обществе

этим классом, определяется характерным для его представителей

образом жизни. Качество и стиль жизни его представителей

характеризуются ориентированностью на владение и поль-

зование сложными социокультурными образцами. Им принадле-

жат поместья, задания, произведения искусства, имеющие высо-

кую, иногда уникальную историко– культурную ценность. На их

одобрение ориентируется высокая мода, рынок самой дорогой и

элитарной художественной продукции. Они задают образцы изыс-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

канного вкуса и хорошего тона в обществе, хотя в этом им чаще

всего помогают профессиональные консультанты. Как от столпов

общества от них ожидаются безупречная репутация, следование

высоким этическим принципам. В то же время им прощается оп-

ределенная экстравагантность поведения, правда, не выходящая за

эти рамки.

Их жизнеобеспечение в принципе не связано с общественным

разделением труда, поскольку высокий уровень благосостояния

позволяет им быть в этом отношении независимыми. Тем не менее

представители этого класса обычно участвуют в различных видах

социально престижной деятельности: в основном почетные и пред-

ставительские, а нередко руководящие роли в политической и эко-

номической областях. Они также занимаются благотворительнос-

тью и меценатством, причем в большинстве обществ это считается

едва ли не их непреложной обязанностью.

Структура социальной коммуникации, характерная для вы-

сшего класса, особым образом организует его социокультурное

пространство. Прежде всего следует отметить его относительную

закрытость. Она проявляется в наличии барьеров и

селективных механизмов, существенным образом препятству-

ющих проникновению сюда представителей более низких слоев.

Те, кто принадлежит к нему, имеют возможность получать социально значимую

информацию из самых разных, в том числе весьма конфиденци-

альных источников со всего мира, и потому наиболее автори-

тетные лица являются самыми информационными в по-

литическом отношении членами общества. В то же время они за-

ботятся о том, чтобы сведения, поступающие отсюда вовне, были

строго дозированными. В границах этого класса удается скрыть или

прекратить любую скандальную историю, а характер санкций, на-

лагаемых на виновного узким кругом связанных с ним людей, оста-

ется неизвестным общественности.

Отношение между людьми здесь носят в основном межличнос-

тный, сетевой характер и опосредованы социетальными института-

ми в минимальной степени. Существенная роль в структировании

социокультурного пространства принадлежит внутрисемейным

связям. Чаще всего браки внутри этого класса заключаются между

его представителями, хотя бывают случаю, когда один из партнеров

принадлежит к среднему классу. Сетевые отношения зафиксирова-

ны в форме закрытых клубов. Контакты со среднем классом ограни-

чены в основном институциональными политическими и экономи-

ческими формами. Тем не менее, обновление состава происходит

именно за счет него, особенно его высшего слоя. Восходящая вер-

тикальная мобильность в этом случае осуществляется путем либо

заключения браков, либо дарования дворянства (в европейских мо-

нархиях), либо установления тесных партнерских отношений.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Представителя высшего класса по большей части космополи-

тичны. Они не только много путешествуют, но и находятся в кон-

тактах, а порой и в родственных отношениях с себе подобными в

других странах. Более того, они владеют землями и недвижимостью

в разных частях света. Таким образом, их социокультурное и фи-

зическое пространство экстерриториально по отношению к стране

проживания, и они постоянно передвигаются в его пределах.

Отношения с другими социальными слоями носят достаточно

напряженных характер. Высший и средний слои высшего класса

нанимают представителей средних и низших для разного рода об-

служивания. Из средних слоев обычно выбираются менеджеры,

высококлассные специалисты и т. п. для работы в частных корпора-

циях; управляющие поместьями; архитекторы, дизайнеры; разного

рода консультанты для решения задач, связанных с управлением

собственностью и домашними делами. Выходцы из низшего клас-

са поступают на работу в качестве прислуги. В современных обще-

ствах, где превалируют демократические режимы, между такого

рода нанимателями и работниками социальная дистанция поддер-

живается с обеих сторон. Представители «социальной элиты» сохра-

няют ее, поскольку «положение обязывает», а выходцы из средних

и низших — в силу высокой степени функциональной автономии

(наличие гражданских прав, рабочих мест, системы социальной за-

щиты и т. п.). В то же время исключительное положение

высшего класса в обществе нередко оценивается в средних и низших его слоях

как проявление социальной несправедливости. Вот почему

даже при условии, что этот класс обеспечивает рабочие места, вы-

годные заказы, благоприятнее условия труда, уплату едва ли не са-

мых высоких налогов, образ жизни его членов находится под при-

стальным вниманием критически настроенной общественности.

Существует представление о высшем классе как о праздном,

где основное время в структуре образа жизни — свободное. Но это

не так. Мужчины и женщины здесь заняты общественной деятель-

ностью, участвуют в системе общественного разделения труда,

обучаются в учебных заведениях, т. е. У них, как и у представите-

лей других социальных страт, есть и рабочее, и свободное время.

Реакреация представителей этого класса полностью обеспе-

чена. К их условиям лучшее медицинское обслуживание,

новейшее высококачественное обору-

дование. Занятия спортом являются для этих людей непременной

составляющей образа жизни. Наряду с широко распространенны-

ми тренажерами и плаванием здесь приняты дорогостоящие, не

массовые его виды: гольф, теннис, верховая езда и т. п. К их усло-

виям самые разнообразные и изысканные диеты, каждая из кото-

рых может быть обеспечена в любое время года и в любом месте

пребывания.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Социализация представителей высшего класса направлена на

их подготовку к воспроизведению соответствующих структур об-

раза жизни и удержанию границ своего социального слоя. Для обу-

чения детей и молодежи здесь существуют особые учебные заве-

дения. Правда, в демократических обществах они не являются за-

крытыми для представителей средних слоев. Однако их окончание

является важными признаком принадлежности к высшему классу.

В учебных заведениях, в том числе при получении образования за

границей, молодые люди приобретают опыт сосуществования и

взаимодействия с другими социальными слоями. Но нормы, цен-

ности, паттерны поведения, характерные для своего слоя, они по-

лучают в контексте сетевых отношений. В высших классах не при-

нято, чтобы в семье родители уделяли специальное время образова-

нию и воспитанию детей. Для этого нанимаются гувернеры. Когда

же речь идет о специфике семейного воспитания, имеется в виду,

что дети наблюдают за поведением взрослых и подражают ему, за-

мечают свои и чужие нарушения этикета и следующие за этим не-

гативные санкции, и таким образом в непосредственной практике

осваивают стандарты поведения, которым можно научиться только

в контексте взаимодействий и коммуникаций. На этом уровне мо-

лодые люди приобретают характерный стиль жизни, представленный

в определенных демонстративных признаках. Здесь принята осо-

бая манера речи, отличающаяся правильностью грамматических

построений и хорошим произношением. Контакты людей отлича-

ются нейтральной доброжелательностью, закрепленной

в стандартных формулах обращения друг к другу, поддержания

беседы и завершения ее. Выражение лица должно быть стандарт-

но приветливым, но подчеркивать значительную дистанцию в от-

ношении с другими. С этим же связаны стереотипные паттерны

жестикуляции и проксемического (пространственного) поведения.

Жесты отличаются скупостью, но отточенностью; в пространстве

внешне демонстрируется персо-

нальное пространство и строго соблюдаются соответствующие

границы других людей. Молодые люди обучаются также искусству

одеваться дорого, но неброско и быть эталонами элегантности. Они

приобретают опыт характерного для своего класса времяпрепро-

вождение: элитарные виды спорта, посещение премьер и верни-

сажей, благотворительные мероприятия и т. п. Все это в совокуп-

ности составляет навыки светской жизни. Причем, здесь задаются

ее эталоны, и потому манера поведения у этих людей отличается большей

изысканностью, чем у представителей средних классов.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть функциональную до-

минанту высшего класса в обществе: сохранение

фондовых культурных ценностей, эталонных образцов эти-

кета. На этом уровне вслед за оценкой профессиональных экспер-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

тов в качестве ценностей отбираются и утверждаются культурные

инновации. Соответственно можно говорить о том, что здесь вы-

полняются функции торможения социокультурной изменчивости.

Позиция этого класса в обществе является престижной, привле-

кательной для представителей среднего класса, стремящихся под-

ражать стилю жизни, принятому здесь, попасть в это социокуль-

турное пространство. В то же время его закрытость и кажущаяся

высокомерная самодостаточность принадлежащих к нему людей

являются источником социальной напряженности.

 

Средний класс

В современных социальных науках средний класс рассматри-

вает как наиболее сложная и динамичная зона социокультурного

пространства. Современные демократические общества нередко

называются обществами среднего класса, поскольку здесь относя-

щиеся к нему люди составляют более половины населения. При его

изучении обязательно выделяются его высшие, средние и низшие

слои, а внутри них определенные группы интересов. Только такое

дробное описание позволяет отразить многообразие направлений

социальный активности, характеризующее относимых к нему лю-

дей. В то же время им свойственны определенные черты образа

жизни, отличающие их от представителей других классов.

Жизненеобеспечение осуществляется собственным трудом,

виды которого здесь сложны и многообразны.

К высшему слою среднего класса относятся владельцы и управляю-

щие крупных экономических, в том числе транснациональных образований; политические деятели

среднего звена; высо-

коквалифицированные юристы и экономисты, врачи,

специалисты в области науки и искусства;

профессура высших учебных заведений;

высшая бюрократия. Они могут быть собственниками

соответствующих организационных структур, либо занимать в них

высокие посты. В любом случае речь идет о том, что их доходы обус-

ловлены активной деятельностью, связанной с управлением этими

единицами или выполнением ключевых функций в их рамках.

Это высокооплачиваемая и наиболее профессионально компетентная

часть членов общества, от качества деятельности которой зависит

эффективность его функционирования.

Средний слой этого класса составляют предприниматели и

бизнесмены, связанные с корпорациями и банками относитель-

но небольших масштабов; биржевые дельцы и разного рода пос-

редники; специалисты в области экономики,

права,

не участвующие в принятии стратегических организацион-

ных решений; работники науки, образования, медицины, выпол-

няющие исполнительские, а не поисковые функции; антрепре-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

неры и продюсеры в искусстве; работники крупных корпораций

средств массовой информации; чиновники среднего ранга. Кроме




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.229 сек.