КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная и культурная представленность личности: динамика связей 1 страница
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа стандар- тизированного взаимодействия. Так, люди обычно не ограничи- ваются восприятием государственного деятеля как «президента» или «министра», он для них еще «молодой» или «старый», «спра- ведливый» или «несправедливый», «демократичный» или «авто- ритарный» и т. п. При этом статусные отношения взаимодейству- ющих индивидов или групп следует рассматривать по отдельности от отношений идентичностей. Первые указывают на связь взаимных прав и обязанностей, тогда как вторые определяют качество, стиль реализации такой взаимности. Обращаясь к логическому соподчинению рассматриваемых понятий по строгости нормирования поведения, можно предло- жить такую последовательность. 1. Позиция представляет собой общее указание на то, что люди выделяются в культуре и обществе на основании социально значи- мых признаков и категоризируются в соответствии с ними; напри- мер, по полу, возрасту, принадлежности к социальным слою или раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики группе (аристократы, мещане, чиновники и пр.), по обобщенным культурно установленным качествам (больные, работающие, горо- жане и пр.). 2. Статус фиксирует распределение прав и обязанностей лю- дей, взаимодействующих в рамках как одной, так и нескольких по- зиций в некоторой социально значимой ситуации. Так, в позиции «государственные деятели» статус тех, кто относится к аппарату государственного управления, указывает на их права и обязаннос- ти в структуре принятия политических решений; а, скажем, статус академика задает определенные права и обязанности человека как культурного эксперта не только в профессиональной среде, но и в более широком социокультурном контексте. 3. Роль описывает операциональные нормы, правила взаимодействий и комуникаций, а также взаимные ожидания в рамках статус- ных отношений. Так, в статусе аппарата государственного управле- ния роли президента, главы правительства, министров определяют не только их взаимные права и обязанности, но и способы выпол- нения функций, а также круг установленных полномочий. 4. Идентичность позволяет дать качественную характерис- тику, выделить культурную специфику человека, выполняющего определенные социально значимые функции; например, строгий отец, демократический лидер и пр. Исследователь осваивает изучаемое социокультурное про- странство подобно тому, как дети включаются в жизненную среду. Вначале происходит знакомство с типичными и стандартными схе- мами поведения, взаимодействий, оценок и т. п. и определение их функциональной значимости. Затем внимание постепенно сдвига- ется к вариациям нормативно определенной социокультурной ак- тивности, к исключениям из норм, наконец, к ненормированным областям такой активности. Осознание людьми своей или чужой социальной и культурной идентичности, в том числе ролевой, ограничено по сравнению с тем, что ранее было названо объективной идентичностью, и с тем, что может увидеть исследователь. Во-первых, ограничения связа- ны с вербальными обозначениями или стереотипами поведения, в которых зафиксированы представления о соответствующих функциях и ожиданиях. Соответственно то, что остается в этих рамках неосознанным, нестереотипизированным, можно рас- сматривать как источник вариаций и изменений форм активности. Во-вторых, ограничения налагаются представлениями и стереотипами, соот- ветствующими культурным функциональным единицам более вы- сокого порядка обобщенности, например, связанными со статусом. В этом случае различия детерминируют неоднородность по- ведения даже при выполнении одного и того же типа социальных ролей. Например, поведение отцов в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям, часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни неодинаково во многом благодаря различию в их статусных характеристиках. Подобные различия также представляют собой область вари- аций и порождения изменений в формах социокультурных отношений. При их изучении с этой точки зрения важно отметить различие в динами- ческих характеристиках между уровнем действий и уровнем пред- ставлений об их способе организации и смысле: первый значитель- но динамичнее, чем второй. Соответственно между конфигурация- ми ролевой (статусной) активности, их выражением в сфере иден- тичностей и их принятым в культуре нормативным закреплением могут возникнуть расхождения, становящиеся побудителями к переосмыслению правил поведения, действий, а порой прав и обя- занностей в контексте типичных ситуаций социального взаимодействия. В наибольшей степени стандартизируются те их компоненты, которые чаще всего повторяются в структурах свя- зей людей с ближайшим социокультурным окружением. Они и составляют основания представлений о нормативных аспектах ролей и статусов, о границах я-идентичностей. Однако на жизнен- ном пути каждому приходится сталкиваться с другими, которые являются носителями иных социальных и культурных идентичнос- тей. Вступая с ними в ситуации взаимодействия, личность должна соотноситься с этими различиями; иначе взаимодействие не будет эффективным. Соответственно происходят изменения ее представлений и поведения, влияющие на дина- мику ее образа жизни. Еще раз следует подчеркнуть, что реальные пос- ледствия в ситуациях интеракции в первую очередь имеют действия, а не представления о них или их наименование. И иден- тификация людьми друг друга в культуре, в том числе в научных терминах, осуществляется прежде всего через восприятие собс- твенной активности, социальных взаимодействий, последствий действий, и только как результат такого восприятия формируется символичес- кое и знаковое выражение социальной и культурной идентичности. Характер позиций, статусов, ролей, идентичностей проявляет- ся через определение взаимных прав и обязанностей, устойчивых последовательностей социокультурного обмена. В свою очередь эти аспекты социальных отношений можно выявить только на базе изучения соответствующих процессов, причем, не ограничиваясь анализом лишь вербальных реакций респондентов. Вообще, лингвистические обозначения не являют- ся надежными показателями названных единиц социокультурной дифференциации. Так, в современной отечественной культуре идентификация человека в терминах «духовный-бездуховный» не несет значимой культурной информации, поскольку не имеет четкого определения. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Иными словами, даже высокочастотное упот- ребление категории не является достаточным основанием для суждения о ее реальной функциональной значимости. С другой стороны, определенная идентичность может не иметь специаль- ного термина для своего выражения, но быть зафиксированной в других символических формах. Так, существуют определенные ха- рактеристики стиля жизни, такие как манера одеваться, говорить, держаться, способ проведения досуга и т. п., по которым люди от- личают одни социокультурные группы от других. Часть таких групп имеет наименование, например, «хиппи», «интеллигенция», «группы риска» и т. п. Однако другие остаются без названия. Например, выделяющиеся по демонстрируемым поведенческим проявлениям группы современных профессионалов с высоким уровнем культур- ной компетентности не имеют в культуре общепринятого названия. Понятия «статус» и «роль» сложились в социальных науках на базе западных представлений о собственном обществе и куль- туре. Их применение к культурам других типов может помешать исследователю увидеть специфичные для них порядки, в рамках которых не существует соответствующих аналогов. В этом от- ношении концепция идентичности более нейтральна и позволяет зафиксировать любую устойчивую схему обмена информацией, действиями, объектами. Итак, все эти категории можно рассматривать как познавательный инс- трумент, позволяющий исследователю упорядочить представления о личности и ее образе жизни, об их динамике в социокультурном пространстве. При этом не следует ожидать, что при изучении об- щества и культуры в них обнаружится нечто подобное «табели о ранге» с четкой упорядоченностью, иерархизацией статусов и ролей, а тем более идентичностей. Однако осмысленное использование этих категорий с пониманием границ их применимости при изу- чении социокультурного пространства и происходящих в его рамках событий оказывается весьма полезным. Они помогают фикси- ровать динамику изменений в рамках образа жизни и в социокультурной среде, а также определять их причины и возможные последствия. Выявление нормативных границ, регуляторов поведения и взаимодействий предполагает обязательную проверку достоверности получаемой информации. По крайней мере необходимо осуществлять челночное движение представлений между вербализированнымн или кодифицирован- ными в текстах нормами и эмпирическим поведением. В этом случае обращение к понятию личности при изучении социо- культурной микродинамики обеспечивает возможность узнать, как люди организуют и транслируют представления друг о друге, о социальном взаимодейс- твии; какие формы активности связаны с такими представлениями; часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни как влияет изменение этих форм на способы их символического выражения. Уточнить и проследить механизмы такой динамики на микроуровне (индивидуальной активности, мсжличностного взаи- модействия), как следует из ранее изложенной концепции образа жизни, позволяет теоретическая модель жизненной ситуации. На нее проецируются способы организации индивидом социальных позиций, статусов, ролей и идентичностей, которые присущи ему в рассматриваемый период и отношения между которыми задает формы н степень динамичности образа жизни в это время. Контрольные вопросы 1.Социологическая представленность личности в контексте соци- ального взаимодействия. 2.Понятие идентичности: культурная представленность личности в контексте социального взаимодействия. 3.Социальная и культурная представленность личности в про- странстве обыденного уровня социокультурного пространства: ди- намика связей. 4. Познавательные возможности концепции личности в изучении социокультурного пространства. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Глава 6. Стратификационное социокультурное пространство Из сказанного следует, что различия в образе жизни, в сетях межличностных контактов, в социальных позициях, статусах, ролях, идентичностях обусловливают расслоение в обществе. И совершенно очевидно, что оно детерминировано отнюдь не толь- ко экономическими факторами. Анализ ряда наиболее показатель- ных классических и современных работ, связанных с социальной стратификацией, показывает, что, скажем, принадлежность к вы- сшему классу до сих пор определяется в большей степени семей- ным происхождением, нежели размером собственности. Позиция в рамках высшего слоя среднего класса может быть выше у предста- вителя топ-менеджмента, чем у хозяина разрушающейся корпора- ции; богатому дельцу теневого бизнеса может быть закрыт доступ в гораздо менее состоятельные круги интеллектуальной элиты, ко- торая, кстати, имеет в обществе не меньший вес, чем высокоопла- чиваемые политики или крупные предприниматели. В качестве исходных допущений принимаются положения о разли- чии функций каждого социального слоя в контроле над окружени- ем; о формировании воспроизводящегося социокультурного про- странства соответствующей конфигурации; о наличии механизмов поддержания структуры и границ каждой зоны этого пространства. Классическая модель социальной стратификации предполага- ет выделение трех классов субъектов социокультурной жизни — высшего, среднего и низшего. В основу классификации заложен ряд существенных, верифицированных характери- стик образа жизни индивидов или членов групп, которые в совокуп- ности позволяют отнести их к определенному классу. Наборы таких признаков неодинаковы в разных работах по количеству, но ка- чественно однородны. В данном случае принимаются следующий набор: социальное происхождение; место проживания; уровень и место получения образования; профессия; социальный статус; стиль жизни; социальная позиция партнера по браку; вероиспове- дание. При уточнении формы соответствующего пространства в каждом из выделенных классов принято различать по три слоя: вы- сший, средний, и низший. В результате получается шкала последо- вательных переходов, что позволяет по одной и той же совокупности признаков проследить императивы поддержания каждого из них, а также восходящей и нисходящей вертикальной, а также горизонтальной социальной мобильности. Перечисленные признаки можно считать необходимыми и достаточными, чтобы описать стратификацию. Они являются необходимыми, пос- кольку представляют основные черты, образа жизни, характерные для каждого социального слоя. Их достаточность определяется тем, что они фиксируют формы сетевых отношений, по которым распоз- нается пространственная конфигурация каждого из них. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Следует отметить, что концепция стратификации носит харак- тер эмпирического обобщения, а не объясняющей теории. Однако подтверждающие данные из истории, сравнительной социологии, антропологии и социобиологии позволяют использовать ее для выделения относительно устойчивых характеристик дифферен- циации социокультурного пространства, обусловливающих вос- производящиеся черты его обыденного уровня, а также связи с институциональным. С этой точки зрения, хотя деление общества на высший, средний и низший классы и представляется условным, можно принять его как идеально-типическую модель, измерение, позволяющее принимать во внимание этот аспект организации со- циокультурного пространства при изучении происходящих здесь событий.
Высший класс В современных обществах высший класс чаще всего рассмат- ривается как общая категория без подразделения на высший, сред- ний и низший слои. Дело в том, сто глобальные процессы модерни- зации обусловили быструю пролиферацию среднего класса и су- щественную дедифференциацию высшего. Однако, несмотря на это он во многих странах сохраняется, а его функциональная значимость и социокультурное влияние таковы, что соответствующие модели об- раза жизни, сетевой организации следует принимать во внимание. Высший класс в его классическом определении сегодня отно- сительно немногочислен. К нему принято относить королевские дома и представителей потомственных дворянских родов в старом свете; богатых и влиятельных потомков первых переселенцев в но- вом свете. За ХХ век к нему стали причислять семьи потомственных владельцев крупнейших состояний, а также представителей самых высших кругов государственной администрации: семьи президен- та и узкого круга его помощников, главы и членов правительства. Следует тем не менее подчеркнуть, что высшие должностные лица и их семьи сохраняют свое положение в высшем классе, если и ранее принадлежали к нему. В противном случае после окончания сроков службы они вытесняются в высший средний слой. Социокультурное пространство, формируемое в обществе этим классом, определяется характерным для его представителей образом жизни. Качество и стиль жизни его представителей характеризуются ориентированностью на владение и поль- зование сложными социокультурными образцами. Им принадле- жат поместья, задания, произведения искусства, имеющие высо- кую, иногда уникальную историко– культурную ценность. На их одобрение ориентируется высокая мода, рынок самой дорогой и элитарной художественной продукции. Они задают образцы изыс- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики канного вкуса и хорошего тона в обществе, хотя в этом им чаще всего помогают профессиональные консультанты. Как от столпов общества от них ожидаются безупречная репутация, следование высоким этическим принципам. В то же время им прощается оп- ределенная экстравагантность поведения, правда, не выходящая за эти рамки. Их жизнеобеспечение в принципе не связано с общественным разделением труда, поскольку высокий уровень благосостояния позволяет им быть в этом отношении независимыми. Тем не менее представители этого класса обычно участвуют в различных видах социально престижной деятельности: в основном почетные и пред- ставительские, а нередко руководящие роли в политической и эко- номической областях. Они также занимаются благотворительнос- тью и меценатством, причем в большинстве обществ это считается едва ли не их непреложной обязанностью. Структура социальной коммуникации, характерная для вы- сшего класса, особым образом организует его социокультурное пространство. Прежде всего следует отметить его относительную закрытость. Она проявляется в наличии барьеров и селективных механизмов, существенным образом препятству- ющих проникновению сюда представителей более низких слоев. Те, кто принадлежит к нему, имеют возможность получать социально значимую информацию из самых разных, в том числе весьма конфиденци- альных источников со всего мира, и потому наиболее автори- тетные лица являются самыми информационными в по- литическом отношении членами общества. В то же время они за- ботятся о том, чтобы сведения, поступающие отсюда вовне, были строго дозированными. В границах этого класса удается скрыть или прекратить любую скандальную историю, а характер санкций, на- лагаемых на виновного узким кругом связанных с ним людей, оста- ется неизвестным общественности. Отношение между людьми здесь носят в основном межличнос- тный, сетевой характер и опосредованы социетальными института- ми в минимальной степени. Существенная роль в структировании социокультурного пространства принадлежит внутрисемейным связям. Чаще всего браки внутри этого класса заключаются между его представителями, хотя бывают случаю, когда один из партнеров принадлежит к среднему классу. Сетевые отношения зафиксирова- ны в форме закрытых клубов. Контакты со среднем классом ограни- чены в основном институциональными политическими и экономи- ческими формами. Тем не менее, обновление состава происходит именно за счет него, особенно его высшего слоя. Восходящая вер- тикальная мобильность в этом случае осуществляется путем либо заключения браков, либо дарования дворянства (в европейских мо- нархиях), либо установления тесных партнерских отношений. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Представителя высшего класса по большей части космополи- тичны. Они не только много путешествуют, но и находятся в кон- тактах, а порой и в родственных отношениях с себе подобными в других странах. Более того, они владеют землями и недвижимостью в разных частях света. Таким образом, их социокультурное и фи- зическое пространство экстерриториально по отношению к стране проживания, и они постоянно передвигаются в его пределах. Отношения с другими социальными слоями носят достаточно напряженных характер. Высший и средний слои высшего класса нанимают представителей средних и низших для разного рода об- служивания. Из средних слоев обычно выбираются менеджеры, высококлассные специалисты и т. п. для работы в частных корпора- циях; управляющие поместьями; архитекторы, дизайнеры; разного рода консультанты для решения задач, связанных с управлением собственностью и домашними делами. Выходцы из низшего клас- са поступают на работу в качестве прислуги. В современных обще- ствах, где превалируют демократические режимы, между такого рода нанимателями и работниками социальная дистанция поддер- живается с обеих сторон. Представители «социальной элиты» сохра- няют ее, поскольку «положение обязывает», а выходцы из средних и низших — в силу высокой степени функциональной автономии (наличие гражданских прав, рабочих мест, системы социальной за- щиты и т. п.). В то же время исключительное положение высшего класса в обществе нередко оценивается в средних и низших его слоях как проявление социальной несправедливости. Вот почему даже при условии, что этот класс обеспечивает рабочие места, вы- годные заказы, благоприятнее условия труда, уплату едва ли не са- мых высоких налогов, образ жизни его членов находится под при- стальным вниманием критически настроенной общественности. Существует представление о высшем классе как о праздном, где основное время в структуре образа жизни — свободное. Но это не так. Мужчины и женщины здесь заняты общественной деятель- ностью, участвуют в системе общественного разделения труда, обучаются в учебных заведениях, т. е. У них, как и у представите- лей других социальных страт, есть и рабочее, и свободное время. Реакреация представителей этого класса полностью обеспе- чена. К их условиям лучшее медицинское обслуживание, новейшее высококачественное обору- дование. Занятия спортом являются для этих людей непременной составляющей образа жизни. Наряду с широко распространенны- ми тренажерами и плаванием здесь приняты дорогостоящие, не массовые его виды: гольф, теннис, верховая езда и т. п. К их усло- виям самые разнообразные и изысканные диеты, каждая из кото- рых может быть обеспечена в любое время года и в любом месте пребывания. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Социализация представителей высшего класса направлена на их подготовку к воспроизведению соответствующих структур об- раза жизни и удержанию границ своего социального слоя. Для обу- чения детей и молодежи здесь существуют особые учебные заве- дения. Правда, в демократических обществах они не являются за- крытыми для представителей средних слоев. Однако их окончание является важными признаком принадлежности к высшему классу. В учебных заведениях, в том числе при получении образования за границей, молодые люди приобретают опыт сосуществования и взаимодействия с другими социальными слоями. Но нормы, цен- ности, паттерны поведения, характерные для своего слоя, они по- лучают в контексте сетевых отношений. В высших классах не при- нято, чтобы в семье родители уделяли специальное время образова- нию и воспитанию детей. Для этого нанимаются гувернеры. Когда же речь идет о специфике семейного воспитания, имеется в виду, что дети наблюдают за поведением взрослых и подражают ему, за- мечают свои и чужие нарушения этикета и следующие за этим не- гативные санкции, и таким образом в непосредственной практике осваивают стандарты поведения, которым можно научиться только в контексте взаимодействий и коммуникаций. На этом уровне мо- лодые люди приобретают характерный стиль жизни, представленный в определенных демонстративных признаках. Здесь принята осо- бая манера речи, отличающаяся правильностью грамматических построений и хорошим произношением. Контакты людей отлича- ются нейтральной доброжелательностью, закрепленной в стандартных формулах обращения друг к другу, поддержания беседы и завершения ее. Выражение лица должно быть стандарт- но приветливым, но подчеркивать значительную дистанцию в от- ношении с другими. С этим же связаны стереотипные паттерны жестикуляции и проксемического (пространственного) поведения. Жесты отличаются скупостью, но отточенностью; в пространстве внешне демонстрируется персо- нальное пространство и строго соблюдаются соответствующие границы других людей. Молодые люди обучаются также искусству одеваться дорого, но неброско и быть эталонами элегантности. Они приобретают опыт характерного для своего класса времяпрепро- вождение: элитарные виды спорта, посещение премьер и верни- сажей, благотворительные мероприятия и т. п. Все это в совокуп- ности составляет навыки светской жизни. Причем, здесь задаются ее эталоны, и потому манера поведения у этих людей отличается большей изысканностью, чем у представителей средних классов. Обобщая сказанное, можно подчеркнуть функциональную до- минанту высшего класса в обществе: сохранение фондовых культурных ценностей, эталонных образцов эти- кета. На этом уровне вслед за оценкой профессиональных экспер- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни тов в качестве ценностей отбираются и утверждаются культурные инновации. Соответственно можно говорить о том, что здесь вы- полняются функции торможения социокультурной изменчивости. Позиция этого класса в обществе является престижной, привле- кательной для представителей среднего класса, стремящихся под- ражать стилю жизни, принятому здесь, попасть в это социокуль- турное пространство. В то же время его закрытость и кажущаяся высокомерная самодостаточность принадлежащих к нему людей являются источником социальной напряженности.
Средний класс В современных социальных науках средний класс рассматри- вает как наиболее сложная и динамичная зона социокультурного пространства. Современные демократические общества нередко называются обществами среднего класса, поскольку здесь относя- щиеся к нему люди составляют более половины населения. При его изучении обязательно выделяются его высшие, средние и низшие слои, а внутри них определенные группы интересов. Только такое дробное описание позволяет отразить многообразие направлений социальный активности, характеризующее относимых к нему лю- дей. В то же время им свойственны определенные черты образа жизни, отличающие их от представителей других классов. Жизненеобеспечение осуществляется собственным трудом, виды которого здесь сложны и многообразны. К высшему слою среднего класса относятся владельцы и управляю- щие крупных экономических, в том числе транснациональных образований; политические деятели среднего звена; высо- коквалифицированные юристы и экономисты, врачи, специалисты в области науки и искусства; профессура высших учебных заведений; высшая бюрократия. Они могут быть собственниками соответствующих организационных структур, либо занимать в них высокие посты. В любом случае речь идет о том, что их доходы обус- ловлены активной деятельностью, связанной с управлением этими единицами или выполнением ключевых функций в их рамках. Это высокооплачиваемая и наиболее профессионально компетентная часть членов общества, от качества деятельности которой зависит эффективность его функционирования. Средний слой этого класса составляют предприниматели и бизнесмены, связанные с корпорациями и банками относитель- но небольших масштабов; биржевые дельцы и разного рода пос- редники; специалисты в области экономики, права, не участвующие в принятии стратегических организацион- ных решений; работники науки, образования, медицины, выпол- няющие исполнительские, а не поисковые функции; антрепре- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики неры и продюсеры в искусстве; работники крупных корпораций средств массовой информации; чиновники среднего ранга. Кроме
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |