КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для подготовки к семинару
Методические указания Прочитайте: 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — С. 8-18 2. Максимов В.И. Стилистика и литературное редактирование. – М. 2005. – С.20-29. Ответьте на вопросы: 1. Какое понятие шире по объёму: «национальный язык» или «литературный язык»? Дайте определения этим понятиям. 2. Каковы основные признаки литературного языка? 2. Перечислите нелитературные формы национального языка. Дайте определения понятиям «территориальный диалект», «социальный диалект», «просторечие». Выполните практические задания: Задание 1. Установите соответствие:
Ответ: 1..., 2..., 3..., 4..., 5....
Задание 2. Выпишите из любого толкового словаря · 2-3 слова без каких-либо стилистических помет; · 2-3 слова с пометой разг.; · 2-3 слова с пометой прост.; · 2-3 слова с пометой обл. Охарактеризуйте каждое их выписанных Вами слов по следующей схеме: 1. слово принадлежит литературной/нелитературной лексике? 2. а) если слово является литературным, то где преимущественно может быть использовано: в книжной или разговорной речи? б) если слово находится за пределами литературного языка, то к какой нелитературной лексике относится: диалектизмам, профессионализмам, жаргонизмам, просторечию? 3. В каких ситуациях общения допустимо употреблять выписанные вами слова: - неофициальное, непринуждённое общение; - полуофициальное общение; - официальное общение? Образец выполнения: Пастушонок (разг. фам.) — слово свойственно разговорнойлитературной речи; не нарушает норм литературного употребления, но имеет фамильярный характер, о чём свидетельствуют словарные пометы. Однако эта фамильярность наделена «мягкой» экспрессией доброго отношения, шутливости, поэтому слово не может считаться оскорбительным; употребляется в ситуации непринуждённого общения. Задание 3. По представленным ниже образцам словарных статей составьте собственные толкования лексических значений 2-3 слов молодёжного жаргона, таких, например, как жесть, крутой, клёво, прикольно и др. Опираясь на собственный выбор слов, после выполнения данной работы ответьте на следующие вопросы: ∙ Какие действия, качества, предметы, явления действительности находят отражение в жаргоне? ∙ Способен ли жаргон передать глубокие сердечные переживания, тончайшие эмоциональные состояния души, серьёзные размышления о чём-либо? ∙ Каковы, на ваш взгляд, основные функции жаргона? ∙ Охарактеризуйте человека, активный словарь которого ограничивается преимущественно жаргоном (возраст, интеллектуальный уровень, душевное и духовное развитие, жизненные приоритеты)?
Образцы словарных статей БРАВИССИМО (ит. bravissimo отличнейше) — восклицание, выражающее высшую степень одобрения, восхищения. Искренней похвалой игры актёров после спектакля стало неоднократное «Брависсимо!». ВОЯЖ (фр. voyage) — путешествие, поездка. «Погрузила экипаж, приготовилась в вояж». Молотов. ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ — производящий сильное впечатление, воздействие, влияние. Впечатляющее зрелище.
Тема 2. Функциональные стили русского литературного языка (к оглавлению) Цели изучения темы: 1. получение представления о сферах использования русского литературного языка; 2. уяснение основного понятия темы «функциональный стиль»; 3. освоение особенностей функционирования тех или иных языковых средств в зависимости от целей и условий общения, а также в зависимости от формы речи (устная/письменная).
Задачи изучения темы: 1. формирование умения осуществлять выбор языковых средств в зависимости от целей и условий общения, а также в зависимости от формы речи (устная/письменная); 2. воспитание стремления следовать высоким меркам национальной речевой культуры дома, в официальной деловой обстановке, в служебной и личной переписке, в ученом заведении и других сферах общественной жизни.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |