Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ-персонаж. Система персонажей




Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть.

Мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо: косвенно — через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи.

Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность с той же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями.

Литература «переигрывает» действительность. Это «переигрывание» происходит в связи с теми «стилеобразующими» тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или «стиля эпохи». Эти стилеобразующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность».

 

В литературных произведениях изображаются человеческие индивидуальности (иногда их подобия: очеловеченные животные, растения), с присущими им поведением, наружностью, миропониманием.

Существует несколько форм присутствия человека в произведении:

А) повествователь- рассказчик,

Б) лирический герой;

В) персонаж (характер – объект художественного познания, воплощение в индивидуальности общих черт; действующее лицо – персонаж, проявляющий себя преимущественно в поступках (например, для Раневской в «Вишневом саде» не подходит), герой – подчеркнута позитивная роль (к отрицательным персонажам трудно применимо – Плюшкин, Собакевич).

 

Словом «persona» древние римляне называли маску, которую надевали актеры, позднее – изображаемое в художественном произведении лицо.

«Персонажи художественного произведения – не просто двойники живых людей, а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора» – Б.Брехт.

Различают персонажи главные (центральные) и второстепенные, сквозные и эпизодические, внесценические (в драме) и упоминаемые (эпос).

Второстепенным автор уделяет значительно меньше внимания, в большинстве случаев они играют вспомогательную роль. Нередко их роль сводится к функции «пружины», приводящей в действие механизм сюжета.

Но иногда второстепенные, по их месту в сюжете, персонажи получают первостепенное значение для выражения идеи произведения (Платон Каратаев в «Войне и мире»).

 

Персонажи в произведении составляют завершенную систему. Они соотнесены, «сцеплены» между собой не только ходом изображаемых событий (это бывает не всегда), но всегда – логикой художественного мышления писателя. Системой называют такую общность элементов, в котрой целое больше суммы частей. Элемент, взятый в системе, не равен самому себе, взятому изолированно или в другой системе. «Как любая система, персонажная сфера произведения характеризуется чере составляющие ее элементы (персонажи) и структуру».

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ раскрывает содержание произведения и представляет одну из сторон композиции. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их высказывания и поступки.

Она создает единство и целостность художественной формы произведения. Это проявляется особенно ярко в тех случаях, когда изображаемые писателем события не находятся в прямых причинно-следственных связях друг с другом. Например, «Анна Каренина» Толстого: три группы действующих лиц – Анна-Вронский-Каренин, Левин-Кити, Стива Облонский- Долли – изображатся как бы независимо друг от друга. «Треугольник» Кити- Вронский-Анна возникает в качестве частного и кратковременного эпизода, контакты Анны с семьей братаи Левиным тоже не играют в романе большой роли. На недоумение одного из читателей Толстой отвечал, что отсутствие прямого общения между действующими лицами не случайно, а «архитектура» (точнее – композиция) его романа основана на «внутренних связях» между действующими лицами, а не на их знакомстве. Т.Е. «расстановка» героев скрепляет в данном случае воедино все изображенное писателем и становится особенно важным средством выражения идеи.

Система персонажей м.б. моноцентрической и полицентрической.

 

Персонаж и писатель (герой и автор). Автор всегда выражает свое отношение к персонажу (посредством художественных образов). Персонаж является воплощением писательской концепции, идеи в рамках более широкой художественной целостности всего произведения.

«Воспринимая героев как людей», мы постигаем их одновременно и как некую «идейную сущность»: каждому из читателей необходимо ощутить и осознать «не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора» - писал Г.А.Гуковский.

Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным (хотя Флобер пытался – в «Госпоже Бовари»).

 

Образ-персонаж обладает определенной структурой, в которой различимы внутреннее и внешнее.

 

А) СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ.

Важнейший способ литературно-художественного освоения жизни человека – психологизм. Этим термином обозначается тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей в их взаимосвязи и динамике, воссоздание в литературном произведении человеческого сознания.

Психологизм может быть явным, открытым, «демонстративным» – Толстой, Достоевский. А Тургенев, например, утверждал, что писатель должен быть «Тайным» психологом. И для ряда его произведений, а также, например, для творчества Чехова характерен «тайный», скрытый психологизм, связанный с широким использованием «подтекста», с обилием недомолвок, намеков.

 

Б) ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЖА

Описание наружности и жестикуляции, мимики персонажа. Портрет может быть дан экспозиционно (при первом появлении) и лейтмотивно (неоднократно повторяющаяся черта). У Толстого – глаза кн. Марьи, плечи Элен и т.п.

 

В) ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЖА

Совокупность движений и поз, жестов и мимики, интонация речи. Они, конечно, изменяюся, но в основе существует некая устойчивая данность, которую можно назвать поведенческой установкой. По манере говорить, по взгляду глаз, по держанию рук и ног, по голосу, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. Наблюдая выражение лица человека, вы видите обязательно нечто внутреннее, - А.Ф.Лосев.

 

Г) ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПЕРСОНАЖА

Персонаж проявляет себя в словах. Речьдиалогическая и монологическая (в широком смысле) – это выразительно значимые высказывания, как бы подчеркивающие «авторскую» принадлежность, раскрывающие суть персонажа. Диалоги и монологи являются связующим звеном между миром художественного произведения и его речевой тканью.

Диалогическая (dialogos – разговор, беседа (др.греч.) речь связана с общением говорящих и воздействием друг на друга, слагается из высказываний разных людей.

Монологическая (monos – один, logos – речь) речь – это часто развернутое высказывание, не включенное в межличностное общение. Но четко разграничивать не следует, т.к. наше высказывание – это всегда отклик на чью-то мысль=речь.

Различают монологи обращенные и уединенные.

Первые – определенным образом воздействуют на адресата, но не требуют сиюминутного ответа. Здесь один (говорящий) – активен, остальные (слушающие) – пассивны.

Уединенные монологи – это высказывания, осуществляемые человеком либо в одиночестве (буквальном), либо в изначально предполагаемой изоляции (дневники, «говорение» самого с собой, «про себя».

 

Ø ХАРАКТЕР ПЕРСОНАЖА – характеристика героя через его действия и поступки в системе сюжета; раскрывается в поступках, в отношениях к другим персонажам, в описании чувств героя, в его речи;

!!! Здесь возникает необходимая для решения проблема соотношения типического и индивидуального в персонаже.

В XIX веке возобладала и упрочилась концепция искусства, опирающаяся на опыт реалистического творчества. Опорные понятия этой концепции – ТИП и ХАРАКТЕР. И в наполнении этих понятий существуют две точки зрения:

Первая (Г.Н.Поспелов, Кормилов): ТИП (типическое) понимается широко, как воплощение общего в индивидуальном (если оно достигает яркости и полноты), тип как высокая степень характерности.

ХАРАКТЕР (характерностью) – индивидуальное прежде всего, некий комплекс выделенных черт, отличающих данный персонаж от других. В характере «заключено прочное ядро человеческой индивидуальности, проявленное ярко и крупно. Психологической предпосылкой для появления характера в литературе становится объемное видение душевной реальности, накопление психологической зоркости в мире культуры» (В.А.Грехнев)

Вторая (Л.В.Чернец, В.Е. Хализев): ХАРАКТЕР – общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности – ТИП. (Часто термины характер и тип используются как синонимы).

Ø ПРЯМАЯ АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (в эпосе)

Ø ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ ДРУГИМИ ПЕРСОНАЖАМИ (в эпосе, но особенно в драме)

Ø СОПОСТАВЛЕНИЕ ИЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ персонажа другим персонажам (в системе персонажей)

Ø ИНТЕРЬЕР (изображение условий, в которых живет и действует герой – в эпосе)

Ø ПЕЙЗАЖ (как средство психологизма; в эпосе)

Ø Изображение СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЩЕСТВА, в которых живет и действует персонаж.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.