КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образ-пейзаж
ОБРАЗ-ВЕЩЬ. Мир вещей – это сфера обитания и деятельности человека, и потому он составляет существенную грань действительной реальности и художественной реальности. В литературном произведении вещи имеет много функций. Условно можно выделить три: культурологическую, характерологическую и сюжетно-композиционную. Ø Культурологическая. Вещь может быть знаком изображаемой среды и эпохи (национальное, сословное, географическое и т.п. в романах-путешествиях); исторического времени и местного колорита (в исторических романах А.Толстой «Петр Первый»), в бытоописательных произведениях. Ø Характерологическая. Вещь характеризует своего владельца (ярко в «Мертвых душах» Гоголя. Чичиков, разглядывая дом очередной «жертвы»: «Он думал отыскать в нем свойства самого хозяина, - как по раковине можно судить, какого рода сидела вней устрица или улитка»). Вещь часто становится знаком, символом переживания человека. Ø Сюжетно-композиционная. Платок в «Отелло». Вещи, детали часто образуют в совокупности интерьер, пейзаж, портрет. Выделенная в произведении, неся особую смысловую нагрузку, вещь может стать символом («многоуважаемый шкаф» у Чехова, «кремовые шторы» у Булгакова).
Изображение природного пространства и незамкнутого пространства (в отличие, например, от интерьера). Само слово франц. – paysage, от pays – страна, местность. Пейзаж может вбирать в себя и то, что создано человеком, т.е. не природное, - например, строения. Пейзаж – не обязательный компонент художественного произведения. Функции: Ø Обозначение места и времени действия, но художественное, при котором используется образный, поэтический язык и является частью художественного целого произведения. Ø Сюжетная функция. Природные процессы могут изменить и направить в иное русло течение событий произведения («Метель» Пушкина). Ø Пейзаж как форма психологизма. Наиболее частая. Создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев (пейзаж, данный через восприятие героя), составляет психологический, эмоциональный фон развития сюжета.
1.4.. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, многообразными и значимыми. Образ времени: - Биографического (детство, юность и т.д.), - Исторического (эпоха, поколение, историческое событие) - Космического (вечность и вселенская история), - Календарного (смена времен года), - Суточного - Представления об изменяемости мира, движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего и будущего. Образ пространства: - Замкнутого и открытого, - Земного и космического, - Реально видимого и воображаемого, - Близко – далеко, низ –верх.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |