КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Характеристики литосферы, ее проблемы и пути их решения
Земельный фонд планеты. Почвенные, территориальные и минеральные ресурсы Республики Беларусь и их использование. Уровень и эффективность использования земель. Виды деградации земель. Последствия деградации земель и недр. Охрана земель и недр.
Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю мантию. Она состоит из осадочных пород, под которыми располагается гранитный слой, а еще ниже – базальтовый. Жизнедеятельность человека тесно связана с литосферой, которая является источником минеральных ресурсов, ее верхняя часть используется для строительства зданий, сооружений, искусственных водоемов. От литосферы зависят стихийные бедствия – землетрясения, извержение вулканов, сели, оползни. Верхний слой литосферы представлен почвой, которая является основным компонентом наземной экосистемы (эдафотоп). Почва характеризуется плодородием, т. е. способностью обеспечивать живые организмы необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха. Это свойство резко отличает почву от любой горной породы. Плодородие почвы определяется наличием в ее верхней части темноокрашенного гумусового горизонта, богатого органическими веществами. Формируется почва в результате преобразования горных пород растениями и животными, разложение останков которых приводит к образованию гумуса. Почва ‑ природное богатство, обеспечивающее человека продуктами питания, животных – кормами, промышленность – сырьем. Почвы выполняют комплекс важнейших для человека функций. 1. Обязательный компонент биосферы (среда обитания множества организмов). 2. Субстрат (вещество, к которому крепятся растения) и источник питания для растений. 3. Возобновимый природный ресурс. 4. Средство производства. 5. Предмет труда.
Земельный фонд планеты представляет собой сочетание различных категорий земель. Общая площадь суши составляет 14,9 млрд га. Из них 20 % земель расположено в слишком холодном климате (полярные и приполярные зоны), 20 % – в слишком засушливом (пустыни), 20 % представлено горными склонами, 20 % заняты лесами, лугами и пастбищами, 10 % имеют маломощный почвенный слой и 10 % земель – это пахотные земли площадью в 1,5 млрд га. Обеспеченность пахотными землями на душу населения в 1950 г. равнялась 0,24 га, в 1985 – 0,15 га. Причиной этого является не только рост населения, но и деградация земель в результате деятельности человека. Учеными подсчитано, что ежегодно в мире площадь пашен сокращается на 5–8 млн га. При этом половина из них теряется в результате эрозии, четверть подвергается опустыниванию и четверть исключается из севооборота из-за антропогенного загрязнения. К факторам, способствующим разрушению почв, относятся: · открытые и подземные разработки полезных ископаемых. Особенно ощутимый урон наносит добыча угля, железной руды и строительных материалов, годовой объем извлечения которых оценивается в сотни миллиардов тонн; · отведение пахотных земель под жилые застройки, строительство автомобильных и железных дорог, водохранилищ; · загрязнение промышленными отходами и сточными водами (тяжелые металлы, радионуклиды), строительным мусором и городскими свалками; · накопление в почве пестицидов и солей; · разрушение почв при неумеренном выпасе скота и вырубке леса; · усиление аридизации (снижение увлажненности) земель, угрожающей увеличением площадей пустынь; · образование индустриальных пустырей вследствие завалов терриконами пустой породы при шахтах и рудниках, металлургическими шлаками, золой; · выработанные карьеры, забрасываемые всевозможными отходами; · перераспределение геостатических нагрузок в результате интенсивной добычи газа, воды, нефти, проведения подземных ядерных испытаний, сооружения крупных инженерных сооружений, что приводит к учащению землетрясений и опусканию поверхности Земли. К особо опасным последствиям влияния человека на почвы является ускоренная эрозия. Под эрозией почвы понимается процесс ее разрушения под воздействием природных факторов – воды, ветра и льда. Эрозия – это естественный процесс, протекающий в природе очень медленно. Разрушение и потери почвы от смыва водой и выдувания ветром уравновешиваются процессами почвообразования. Но естественная эрозия ускоряется под влиянием антропогенной деятельности. Уничтожая растительный покров, вырубая леса и пересушивая почву, человек способствует процессам разрушения и сноса почвы. Потери почвы не успевают компенсироваться естественными почвообразовательными процессами, и она теряет плодородие. По вине человека на Земле потеряно 5 млн км2 культурных земель. Помимо эрозии серьезной проблемой сельскохозяйственного земледелия является засоление почв: в мире насчитывается 50–60 млн га засоленных почв. Засоление почв – это процесс накопления в верхних слоях почвы вредных для растений солей Na2CO3, MgCO3, CaCO3, Na2SO4, NaCl в результате ненормированного полива полей. В итоге изменяется кислотность почвы, снижается урожайность, а меры по нейтрализации вредных солей крайне дороги.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |