КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Концепция устойчивого развития
Стокгольмская конференция по окружающей среде. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. Встреча в Рио-де-Жанейро. Повестка дня на XXI век. Понятие устойчивого развития. Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. и ее основные положения. Декларация по окружающей среде и развитию, рамочная конвенция по изменению климата, конвенция о биологическом разнообразии. Понятие экологического следа, как средство степени воздействия человека на окружающую среду.
Понятие об устойчивом развитии общества появилось в начале 1970-х в работах Дж. Форечестера и Д. Медоуза, в частности в книге «Пределы роста» и докладах Римскому клубу. Эти уважаемые во всем мире ученые занимались проблемами системного кризиса (не только экологического) современной цивилизации и пришли к выводам, которые шокировали как правительство, так и думающую мировую общественность как стран капиталистического, так и социалистического мира, так и стран третьего мира. Впрочем, в СССР эта книга, как и последовавшая за ней «За пределами роста», были доступны только «узкому кругу», т. к. публиковались с грифом «Для служебного пользования». Почему? Потому, что в этих работах показывалось, что путь, по которому идут как социалистический Восток, так и капиталистический Запад, ведет к ситуации, описываемой в Библии как Апокалипсис, причем не в далеком будущем, а уже в первой трети XXI в. (рис. 10).
Наше поколение использовало столько невозобновляемых ресурсов, в первую очередь – ископаемого топлива, сколько все предыдущие поколения, вместе взятые, что вызвало гиперболический рост населения, производства и загрязнений (достаточно сказать, что концентрация СО2 в атмосфере увеличилась на 25 % за последние 100 лет) и столь же стремительное сокращение ресурсов, биоразнообразия и многого другого, что позволяло ранее с оптимизмом смотреть в будущее, веруя в «правильность» технократического пути развития (например, Беларусь за последние 50 лет использовала 85 % своих запасов нефти, ситуация в России практически такая же). Существует несколько вероятных сценариев (и их комбинаций) глобального экологического кризиса: • «озоновый» – резкое ухудшение процессов фотосинтеза под воздействием ультрафиолета из-за разрушения озонового слоя; • «тепловой» и/или «пожарный» – выгорание лесов в связи с общим потеплением климата и последующее экранирование солнечной радиации (леса начали гореть там, где они никогда не горели – например, в Индонезии); • «военный» – обострение борьбы за исчезающие ресурсы приведет к череде военных конфликтов с применением оружия массового поражения и др. Люди осознали эту проблему, в том числе и под влиянием работ Д. Медоуза. В 1987 г. появился доклад комиссии ООН по окружающей среде и развитию под руководством бывшего премьер-министра Норвегии Гро Харлем Брундтланд под названием «Наше общее будущее». В этом докладе была предложена концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие, в соответствии с этой концепцией, понимается как развитие, при котором удовлетворение потребностей текущих поколений не ущемляет возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. При таком развитии должны одновременно учитываться экологические, экономические и социальные интересы общества (пирамида, базирующаяся на трех ключевых основах). В 1992 г. состоялась Конференция в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие представители 179 стран мира. На форуме была принята повестка действий на XXI в., известная как Повестка 21, которая представляет собой программу действий для руководителей стран Земли, которые должны позволить нашей цивилизации выйти из имеющего экологического, экономического и социального кризиса. Повестка состоит из четырех основных разделов. 1. Социальные и экономические аспекты устойчивого развития. Раздел включает вопросы международного сотрудничества в области борьбы с бедностью, решения демографических проблем, разработки национальных стратегий устойчивого развития. 2. Проблемы сохранения и рационального использования существующих ресурсов. В том числе ключевые вопросы: защита атмосферного воздуха, рациональное использование земель и борьба с их деградацией, уничтожением лесов, охрана растительного и животного мира, снижение уровня загрязнения окружающей среды. 3. Усиление роли всех групп населения в жизни общества. Особое внимание уделено роли молодежи, женщин, сельского населения. 4. Средства осуществления программы. Поскольку ключевым вопросом реализации программы является финансирование, было принято, что средства формируются из специального фонда, предоставляемого в виде технологий и средств, выделяемых экономически развитыми странами. Экономически развитые страны приняли обязательство 0,7 % своего ВВП направлять на реализацию целей устойчивого развития в развивающихся странах. В соответствии с соглашением, подписанным и Беларусью, каждая страна должна была к 1997 г. («Рио+5») разработать свою концепцию и стратегию устойчивого развития, причем в этой работе должны были принять участие компетентные неправительственные организации, поскольку правительство любой страны имеет сильное лобби производителей, не заинтересованных в изменении существующей системы, которая тащит цивилизацию в пропасть. Это было выполнено, хотя при промежуточном подведении итогов данной глобальной стратегии на Всемирном Саммите «Рио+10» в 2002 г. в Южно-Африканской Республике (Йоханнесбург), было отмечено, что мировое сообщество продолжает двигаться по сценарию неустойчивого развития. Вместе с тем во многих странах мира были созданы национальные органы, ответственные за вопросы устойчивого развития (комиссии при главах государств, при правительствах), а также разработаны национальные (страновые) стратегии устойчивого развития. При этом на конференции в Йоханнесбурге было также отмечено, что наибольшие успехи за прошедшее десятилетие были достигнуты в области разработки местных стратегий устойчивого развития. Именно Местные повестки на XXI в. могут быть механизмом реализации глобальной задачи перехода к природосовместимому варианту существования человечества – т. е. появилась стратегия «Думай глобально – действуй локально». Начав «глобально думать» о решении проблем, следует выделить главные проблемы перехода к устойчивому развитию на соответствующих уровнях и начать «действовать локально». В 1997 г. в соответствии подписанной «Повесткой дня на XXI век» в Беларуси была принята первая редакция Национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь на период до 2005 г. В этой версии значительный акцент был уделен экономическому и социальному развитию общества, но мало уделялось внимания снижению воздействия на окружающую среду. За этот недостаток программа НСУР подвергалась серьезной критике как со стороны отечественных экологов и общественных деятелей, так и со стороны международных экспертов. В 2004 г. была принята вторая программа НСУР, рассчитанная на период до 2020 г., которая была переработана, и в ней учитывается воздействие человека на окружающую среду. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) предопределяет пути трансформации белорусского общества, которые должны быть детализированы в плановых и прогнозных документах республики, действующих в более узких временных промежутках или имеющих отраслевой характер. Такие планы утверждаются Президентом или Советом Министров Республики Беларусь. Среди них – «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.», «Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг.», «Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг.», «Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь», «Концепция национальной безопасности Республики Беларусь» и другие целевые и отраслевые программы. В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика». Главной проблемой современной цивилизации является проблема энергетики (точнее, загрязнение и перегрев атмосферы, ею вызываемые) и проблема радикального снижения использования невозобновляемых природных ресурсов: оценки ученых, как было сказано выше, показывают, что в развитых странах, особенно США, уровень потребления энергии на душу населения превышает порог устойчивости в 50 раз, а в бывшем СССР – в 7–10 раз. Следовательно, нам необходимо изыскивать и внедрять «устойчивые» экотехнологии, снижающие энергопотребление не на 5–10 %, а в 5–10 раз, и заменить ими существующие, одновременно переходя на возобновляемые альтернативные источники. В современных условиях наша страна столкнулась с комплексной проблемой – с одной стороны необходимо снизить воздействие на окружающую среду выбросов от транспорта, промышленности и энергетики, с другой ‑ необходимо обеспечить энергетическую безопасность государства, т. к. основные энергоносители в нашу страну поставляются из-за рубежа. Одним из важнейших правовых документов в этой области явилась Директива № 3 Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», ные источники энергии, которая поддерживает идеологию НСУР-2020 и предусматривает реализацию ряда мер, направленных на снижение энергозависимости страны от ископаемых энергоносителей, импортируемых в страну, энергосбережение и снижение энергоемкости предприятий.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |