Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словари




Приложение стр. 47-61

Введение. стр. 2-3

2.Тематика контрольных работ по курсу «Русский язык

и культура речи» стр. 4-47

 

 

1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

2. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1997 или др. изд.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р. И. Аванесова. М.: Рус. яз., 1997 (или др. изд.)

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М.: Рус. яз., 2002 или др. изд.

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 1998.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. М.: Рус. яз., 1986.

7. Каленчук М.А., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М.: Рус. яз., 1997.

8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: Рус. яз., 1997.

9. Фразеологический словарь русского литературного языка /Сост. А.И. Федоров. М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2001 (или др. изд.)

10. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М.: Рус. яз., 1983.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И СТИЛИСТИКЕ

1. Богданова Л.Ф., Воевода Л.А., Мальцева Г.Б. Культура речи: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1998.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: Логос, 2001.

3. Доманская О. В. Русский язык и культура речи. Нормы современного русского литературного языка и основные жанры письменной деловой речи. Справочник-практикум. – Тюмень: Вектор-Бук, 2001.

4. Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2000.

5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2000.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2002.

8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001.

9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1993.

10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

11. Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30 – 97. М.: Научная книга, 1998.

12. Федоряк Л.М. развитие познавательной активности студентов в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» для студентов-нефилологов. – Тюмень: Вектор-Бук, 2004.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

1. Богданова Л. Ф., Мальцева Г.Б. Пишем грамотно: Справочное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ,2003.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985.

3. Соловьев Н.В. Орфографический справочник: словарь, комментарий, правила. СПб.: Норинт, 2003.

Используемая литература

1. Иванова Т.Ф.Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М.: Рус. яз., 2003.

2. Сборник диктантов: пособие для преподавателей русского языка педагогических институтов и университетов / Под ред. В.Н. Хмелёвой. Тобольск, 1995.

3. Федоряк Л. М. Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи». Тюмень, 2004.

4. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. М., 2003.
Содержание контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 заданий, нацеленных на повторение студентами правил орфографии и пунктуации, а также закрепление знаний фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических и стилистических норм русского языка.

 

Задания в контрольных работах могут варьироваться, поэтому в методических указаниях приводится образец выполнения наиболее сложных заданий.

Образец выполнения контрольной работы.

Задания №1 и №2 связаны с повторением правил орфографии и пунктуации. Учебное пособие по русскому языку Д.Э. Розенталя считается наиболее авторитетным по курсу орфографии и пунктуации.

Для удобства восприятия контрольной работы преподавателем слова с орфограммами и пунктограммами располагайте в столбик или в таблице.

 

Задание 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.

К а сание (в корне - кос-/-кас- пишется А, т.к. есть суффикс -а-).

Или:

Слово Правило
  К а сание в корне - кос-/-кас- пишется А, т.к. есть суффикс -а-
Воздух дышит весенним аромато м, и вся природа оживляется. Запятая перед союзом И разделяет части сложносочиненного предложения.

 

Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку выбранных пунктуационных знаков.

Воздух дышит весенним аромато м, и вся природа оживляется. (Запятая перед союзом И разделяет части сложносочиненного предложения).

Для выполнения заданий №3 и №4 необходимо воспользоваться « Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И. Аванесова. Пользоваться другими словарями, например орфографическим или толковым, не рекомендуется. При выборе словаря по орфоэпии следует обратить внимание на год издания. Нормы русского языка, особенно в плане постановки ударения и произношения звуков какого-либо слова, подвижны, поэтому лучше смотреть словарь, изданный не ранее указанного года.

 

Задание 3. Спишите слова, расставляя ударения. Там, где необходимо, укажите варианты.

А’вгустовский и доп. августо’вский.

Задание 4. Частично затранскрибируйте слова.

Другими словами, необходимо указать звук, который слышится при произнесении слова. Задание нацелено на выявление отличий речи устной и речи письменной, чтобы при написании слова не допускать ошибок орфографических.

Зу б – зу[п ], че ст но – че[сн]о, ску чн о – ску[шн]о, т е зис – т[э]зис.

 

Задание 5. Установите по словарю значения заимствованных слов, используемых в официально-деловом стиле.

Одиозный [из лат. оdiosus - ненавистный] – неприятный, нежелательный, вызывающий крайне отрицательное отношение к себе.

Толкование заимствованных слов можно давать по словарю С.И. Ожегова, либо по «Толковому словарю иностранных слов» Л.П. Крысина.

Словарная статья в словаре С.И. Ожегова содержит грамматические формы слов, поэтому с помощью данного словаря можно определить и род существительных. Значение имен собственных и аббревиатур можно установить по энциклопедическому словарю, тогда род этих слов будут определяться по правилу, указанному в учебниках по русскому языку и культуре речи.

 

Задание 6. Приведите значения слов, определите их род, подберите к ним прилагательные.

Т акси (ср.р.) – «наемный автомобиль с оплатой по счетчику»: зеленоглазое такси.

Слова, сходные по словообразовательной модели, но разные по значению, называются паронимами. Смешение значений слов-паронимов ведёт к речевым ошибкам. Толкование данных слов можно приводить по толковому словарю или словарю паронимов.

 

Задание 7. Объясните различия в значении слов.

Топор – топорище.

Топор – орудие труда. Топорище – рукоятка топора.

Неправильное образование форм слова характеризует неграмотную речь. Для выяснения норм правильного образования форм слова необходимо обратиться к словарю трудностей русского языка. Правила склонения числительных содержатся в любом пособии по русскому языку и культуре речи.

 

Задание 8. Поставьте данные слова и словосочетания в нужную падежную форму. Им.п. мн.ч.: лектор – лекторы;

Р.п. мн.ч.: яблоко – яблок;

Управление: вопреки (угроза) – вопреки угрозе; полка с (54 книги) – полка с пятьюдесятью четырьмя книгами.

Ошибки в построении предложения также часто встречаются в речи людей. Для того чтобы понять, какая норма литературного языка нарушена, необходимо ознакомиться с их разновидностями. Эти сведения можно получить из учебных пособий, указанных в списке рекомендуемой литературы в разделе «Литература по культуре речи и стилистике».

 

Задание 9. Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки, укажите причины их возникновения. Дети играются на улице.

Правильно: Дети играют на улице. (Нарушена грам. норма: смешение возвратных и невозвратных форм глагола).

Задание 10.

При выполнении задания №10, нацеленного на проверку знаний стилистических норм, необходимо обратиться к учебным пособиям по культуре речи, в которых содержатся примеры составления текстов различных стилей.

 

Значения фразеологических оборотов при необходимости можно уточнить в словаре фразеологизмов и крылатых слов.

Задание 11. Замените следующие фразеологизмы близкими по значению словами и словосочетаниями.

Души не чаять в ком-то – очень любить.

 

Значения слов-омонимов содержит либо «Словарь омонимов», либо «Толковый словарь русского языка».

Задание 12. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

«Игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси» – «волчонок» = волчок.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.