КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевая коммуникация
Для справки: Коммуникация – общение, обмен мыслями, информацией и т.д.. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их общей познавательно-трудовой и другой деятельности. Выделяются следующие виды речевого общения: по положению собеседников относительно друг друга – контактное и дистантное; по наличию / отсутствию посредника – непосредственное и опосредованное; с точки зрения форм существования языка – устное и письменное; с точки зрения организации речи по признаку переменной / постоянной роли собеседников – диалогическое и монологическое; с точки зрения количества участников – межличностное и публичное (массовое); с точки зрения взаимоотношений собеседников – частное и официальное; с точки зрения соблюдения / несоблюдения канона, строгих правил построения, употребления готовых форм – свободное и стереотипное; с точки зрения личностных отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное и конфликтное; по характеру передаваемого содержания – информативное и фатическое (контактоустанавливающее). Упражнение 125. Определите вид общения в приведенных примерах.
Для справки: В речевом общении важен учёт следующих составляющих (единиц коммуникации): речевое событие (процесс речи в конкретных условиях общения; речь, «погружённая» в жизнь), речевая ситуация (типовые условия речевой коммуникации, создаваемые видами общения; может быть кононической, когда адресат и адресант синхронизированы, т.е. находятся в одном месте в одно время, и неканонической), речевое взаимодействие (процесс использования комплекса вербальных и невербальных средств для реализации речевого общения). Речевое взаимодействие базируется на следующих принципах: принцип последовательности, принцип предпочитаемой структуры, принцип кооперации, принцип вежливости. Принцип кооперации (сотрудничества) составляют четыре максимы (постулата, правила): количества, качества, отношения (релевантности), способа выражения. Принцип вежливости составляют шесть максим: такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии. Упражнение 126. Дайте характеристику речевой коммуникации: опишите речевое событие; определите виды общения (речевой ситуации); выделите невербальные элементы коммуникации; выделите и назовите принципы речевого взаимодействия, которых придерживаются и которые, возможно, нарушают коммуниканты. Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. – Разрешите мне присесть? – вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор. – Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз. – Нет, вы не ослышались, – учтиво ответил Берлиоз, – именно это я и говорил. – Ах, как интересно! – воскликнул иностранец. «А какого черта ему надо?» – подумал Бездомный и нахмурился. – А вы соглашались с вашим собеседником? – осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному. – На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. – Изумительно! – воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – он сделал испуганные глаза и прибавил: Клянусь, я никому не скажу. – Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. – Но об этом можно говорить совершенно свободно. Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства: – Вы – атеисты?! – Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: «Вот прицепился, заграничный гусь!» – Ох, какая прелесть! – вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора. – В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге. – Позвольте вас поблагодарить от всей души! – За что это вы его благодарите? – заморгав, осведомился Бездомный. – За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, –многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак. (…) – Но, позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья спросил заграничный гость, – как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять? – Браво!– вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство! – Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством. (…) – Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. – Иван! – сконфузившись, шепнул Берлиоз. Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг. – Именно, именно, – закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал, – ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут». Берлиоз выпучил глаза. «За завтраком... Канту?.. Что это он плетет?» – подумал он. (по М. Булгакову)
Упражнение 127. Определите, какие принципы и максимы нарушены. 1. Дорогая Наташа! Поздравляю тебя с Новым годом и желаю тебе избавиться наконец от надоевшего мужа и соединить свою жизнь с Юрой, как ты и мечтаешь! Светлана. 2. В машине суровая молодая медсестра сделала мне укол. «Извините, что Вы мне колете?» «Спокойно, что надо, то и колю!» 3. Грушницкого страсть была декламировать; он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на возражения, он вас не слушает. Только что вы остановились, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи. (М. Лермонтов) 4. Я расскажу вам о вчерашнем заседании совета. Вчера, кстати, пришёл новый начальник. Новая метла, как вы знаете, по-новому метёт. Ой, давно хочу купить новую швабру, ту, которую в рекламе показывают. Реклама – это какое-то насилие над человеком, даже фильм не могу толком посмотреть: засыпаю на рекламе. Новый фильм не смогла вчера досмотреть, а там мой любимый актёр играл. Упражнение 128. Определите, какие принципы и максимы речевого взаимодействия были нарушены в общении коммуникантов. Жизнь в обществе людей требует большой выдержки и терпения, и это великий труд – жить по христианским заповедям, возлюбив ближнего своего. Как-то раз вышел я в ближайший гастроном купить пирожные к чаю: должны были приехать дочь с внучкой. Стою у витрины, выбираю. Вдруг слышу над ухом, да так близко, что я чувствую резкий запах дешевых духов, женский голос: «Что, дедуль, сладенького захотелось? А я тебе этих не советую, посмотри вон на той витрине, там торты из ресторана «Метрополь». Дорогие, конечно, но вкуснятина!» Я попытался было поскорее спастись бегством от такого навязчивого сервиса, но упрямая дама-продавец не отступала от меня ни на шаг. «Да ты посмотри, как хороши! Я б сама такие ела, если б не фигура! Боюсь, что растолстею и не войду в мое шикарное платье. Знаешь, какое платье подарил мне мой Васютка? Со стразами, такое махонькое черное платье, как от этой, французской модельерши, как её, а, Шанель! Вот, платье от Шанель! Это по телеку ведущая, такая в очках, говорила, там, где про моду говорят – у каждой женщины должно быть маленькое черное платье! А за модой ведь не угонишься: сегодня – мини, завтра – макси, а я ведь ого какая модница…» Я слушал её вполуха, стараясь как-нибудь отвязаться от разговорчивой продавщицы, и даже попытался переменить тему: «А где у вас чай?» Но остановить её было уже невозможно: «Вот-вот, к чаю нужно вкусный тортик прикупить! Купи, обязательно купи. Ты, дедуля, должен непременно купить вот этот, с розочкой. Я тебе плохого не посоветую. А я ведь знаешь, кто? Я старший продавец, меня надо слушать, а не на цены пялиться! Что? Не хочешь? Ах ты, старый хрыч, я так долго перед тобой распиналась, а ты отказываться! Я столько времени на тебя потратила! Как тебе только не совестно! А еще пожилой человек!» Я вдруг почувствовал себя виноватым и схватил тот злополучный тортик с розочкой. Дома я уже корил себя и выслушивал вздохи и упреки жены, потому что торт оказался очень дорогим, да еще и просроченным. Настроение было окончательно испорчено. С тех пор я гастроном тот обходил стороной, а от продавщиц старался держаться подальше: не хочется снова оказаться обманутым. Для справки: Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнёром коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего («коммуникативное самоубийство»). Упражнение 129. Проанализируйте причины разнообразных коммуникативных неудач.
ТЕЗИС И АРГУМЕНТАЦИЯ Для справки: Тезис – мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится текст с системой необходимых доказательств; может быть ортодоксальный (подтверждение того, что ожидает услышать адресат) и парадоксальный (переосмысление известных фактов и предложение нового решения). Ошибки в построении тезиса: потеря тезиса, «лоскутное одеяло», «утопленный» тезис, подмена тезиса, ассоциативный тип построения тезиса. Упражнение 130. Определите вид ошибки в построении тезиса в данных текстах. 1. Реформы в России лишь привели к ухудшению жизни: около пяти миллионов человек живут в ветхом, аварийном жилье. Около 40 миллионов россиян имеют доход менее прожиточного минимума. Особо нужно сказать о наших российских женщинах – нет движения по улучшению условий труда, по облегчению ухода за ребенком. Многим депутатам дан наказ – улучшить медицинское обслуживание. Образование тоже испытывает большие трудности. 2. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения великого гуманиста Андрея Дмитриевича Сахарова, человека, который считал, что нравственные принципы должны быть выше любой политической целесообразности. И он доказал это всей своей жизнью. Мне представляется безнравственным поведение Государственной Думы, которая, по сути дела, заняла позицию умолчания в отношении событий, которые сегодня происходят на границе Грузии и Южной Осетии. 3. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, так как это способствует привлечению покупателей и пользователей услугами. Услуги могут быть разными: и бытового плана, и духовного. Духовный уровень нашего общества заметно снижается, и это отражается на наших детях. Нынешнее поколение в своем большинстве не интересуется классической литературой. Оно вообще очень мало читает, а это приводит к снижению грамотности. Вы только послушайте, как говорят современные журналисты, общественные деятели и вообще публичные люди! 4. Меня просят ответить на вопрос: исчерпало ли Министерство по чрезвычайным ситуациям свой бюджет уже в апреле. Бюджет нашего министерства складывается из трех частей: резерв для возможных чрезвычайных ситуаций, резерв для особо опасных чрезвычайных ситуаций, ассигнования на научные разработки в нашей области, а также на образование. Такое распределение отражает реальное видение существующего положения дел и предвидение будущего. Мы стараемся так сформировать наш бюджет, чтобы оптимально расходовать имеющиеся средства. Для справки: Аргумент – утверждение, с помощью которого обосновывается истинность положения или правильности решения и которые обладают доказательной силой для тех, кому адресована аргументация. Виды аргументов: аргументы к существу дела (факты, полученные в результате анализа, документы и т.д.); аргументы к человеку (аргумент авторитета, аргумент публики, аргумент личности, аргумент тщеславия, аргумент жалости). Упражнение 131. Прочитайте фрагмент речи П.Л. Капицы «Профессор и студент». Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, определите их вид. Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие учёные? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный учёный в данной области (или даже группа учёных), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику. Конечно, это привлечёт лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что получится на самом деле […] Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и тёмное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей. Хороший учёный, когда преподаёт, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить. И наконец. Студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнаёт от студента. Вот почему молодым учёным необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который даёт возможность развиваться талантам преподавателей так же хорошо, как и талантам их учеников. Чтобы доказать, что это не общие фразы. Я вам приведу целый ряд примеров того, как преподавательская деятельность приводила к большим открытиям. Примеры эти настолько разительны, что они, мне кажется, вполне подтверждают эту идею. Один из самых классических примеров хорошо известен – это Менделеев и его периодическая система. Менделеев искал, каким способом легче объяснить студентам свойства элементов, чтобы эти свойства могли восприниматься по определенной системе. Он распределял элементы по карточкам. Складывал эти карточки в разном порядке и, наконец, нашёл, что карточки, разложенные в виде периодической таблицы, представляют собой закономерную систему. […] таким образом, периодическая система элементов в основе своей возникла из педагогической деятельности Менделеева как профессора Петербургского университета. […] (выступление на вечере выпускников Московского физико-технического института в 1964 г.)
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Для справки: Публичное выступление требует овладения ораторским искусством. Существует несколько видов публичных выступлений: по цели (информационное, убеждающее, протокольно-этикетное, развлекательное); по форме (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа); по характеру воплощения (экспромт, с подготовленным планом-конспектом, чтение текста, воспроизведение наизусть). В зависимости от речевой ситуации и цели сформировались роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, духовное (богослужебное). Подготовка публичного выступления происходит в несколько этапов: 1. Выбор темы, формулировка цели; 2. Поиск и сбор материала; 3. Обдумывание гипотезы и аргументации; 4. Обдумывание каркаса (плана) выступления; 5. Написание основной части; 6. Написание обрамляющих элементов (введения и заключения); 7. Освоение и обработка готового текста; 8. Проба речи: проверка времени, удобности для произношения, понятности. Рекомендации к подготовке текста публичной выступления: 1. Учитывайте характер устной речи, адаптируйте текст для устного восприятия: поясняйте термины, не используйте отглагольные существительные (заменяйте их глаголами), выстраивайте простые предложения, не осложненные обособленными конструкциями (причастными и деепричастными оборотами), по возможности старайтесь, чтобы предложение представляло собой цепочку из 5-7 слов; 2. Произносите текст выступления достаточно громко, отчётливо, не спеша; 3. Подача материала должна быть дробной; 4. Не повторяйтесь без необходимости; 5. Используйте небольшие по объёму цитаты; 6. Запомните, что существует эффект края: лучше всего запоминается первое и последнее из того, что вы сказали; 7. Доброжелательно относитесь к аудитории, не преувеличивая и не преуменьшая её умственные способности; 8. Контролируйте свои жесты и позу. Упражнение 132. Прочитайте текст выступления студента на семинаре. Замените слова и выражения, не соответствующие ситуации. Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи – жутко кровожадные зверюги. Живут в амазонке и впадающих в неё речушках. Их ещё зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны. Потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 года 300 граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи – это уже один здоровенный крокодилище». Упражнение 133. Подготовьте разные виды публичных выступлений на темы: Использование Интернета при написании реферата; Моя специальность самая востребованная в современном обществе; Роль кино в нравственном развитии молодёжи. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА Для справки: Изобразительно-выразительные средства усиливают экспрессивность речи, служат средством воздействия на адресата речи. Троп – приём, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. в использовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, оксюморон, ирония, аллегория и др.). Риторическая фигура – особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительности речи (анафора, эпифора, симплока, хиазм, зевгма, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция и др.). Упражнение 135. В приведенных предложениях определите тропы и риторические фигуры. 1.Все его аргументы бьют мимо цели. 2. Дядюшка Сэм чистоплюй и ханжа. 3. В музее представлены и знаменитые мастера, и начинающие художники. 4. Их мечта – Вашингтон, диктующий законы всему миру. 5. На таких призрачных результатах трудно построить какую бы то ни было концепцию. 6. Привычная концепция свободы как никому не нужной необходимости. 7. Претензии-то велики, да возможности малы! 8. Сначала становятся мэром, потом миллионером, затем миллиардером и наконец заключенным. 9. Немцам мы обязаны войной и гуманитарной помощью. 10. Науки юношей пытают! 11. А денег у него – пять раз Россию купить и еще на мороженое останется. 12. Я займу у вас буквально одну секундочку! 13. Эти герои вчера украли автомобиль и сбили прохожего. 14. Воровать – хорошо ли это? 15. Нет человека – нет проблемы. 16. Суров закон. Суров, но справедлив. 17. Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто потом в любом случае получит по шапке, если не мэр? 18. Кто-то, вне всякого сомненья, должен говорить правду. Кто-то, и это тоже несомненно, должен, наоборот, утаивать правду. 19. Война страшна, но страх не воинствен. 20. Начнешь, бросишь, опомнишься, вернешься, поздно, прошло, пропало. 21. Пациенты приходят, а врачей нет, а врачи на забастовке, а забастовка-то получается против пациентов. 22. Разумного я от вас ожидал предложенья, понимаете? 23. Депутат – за лацканы его, зал – в смех, телеоператоры – за камеры, телезрители – недоумевать да пожимать плечами. 24. Переместить бы куда-нибудь Думу. В деревню. В глушь. В Саратов. 25. Небывало высокое падение цен. 26. Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка все чаще оказываются несвежими – их приходится выбрасывать, даже не попробовав. 27. Один звонок из министерства сразу решил все проблемы. 28. Он обычно тут же находит тысячу причин, чтобы отказаться от порученного дела. 29. По телевидению демонстрируется сериал «Жаркий лед». 30. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. 31. И не дискуссия это никакая, а так, болтовня, треп, ерунда, чушь! 32. Замечательно, не так ли? Трудно сравнить с чем бы то ни было, не так ли? 33. XX век – и деваться некуда от грибов: белых, красных., песочных, атомных. 34. Президент распорядился разобраться. Вмешаться. Навести порядок. 35. Конец света – ужасный конец или бесконечный ужас?
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ Для справки: Деловая коммуникация характеризуется точностью изложения информации, лаконичностью, использованием языковых клише, облегчающих однозначное восприятие текста и придающих официальный (юридический) статус документу. Составители деловых документов абстрагированы от совей индивидуальности и выступают как представители организации или социального статуса. Упражнение 136. Определите, какой документ необходимо написать в следующих ситуациях. Напишите любые два из таких документов. 1. Вы нарушили распоряжение декана факультета. 2. Вы получили во временное пользование дорогостоящую технику. 3. Вам необходимо досрочно сдать экзамены. 4. Вы хотите перевестись с одного отделения на другой. 5. Вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил Ваш коллега. 6. Вы не успели вовремя подготовить необходимую вашему руководству документацию. 7. Вы не можете получить премию, так как уезжаете на каникулы. 8. На время летней практики Вы берете на кафедре персональный компьютер. 9. Вы хотите получить должность экономиста некого торгового предприятия. Для справки: Заявление – документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения. Структура заявления: - Наименование адресата – должность, инициалы, фамилия (в Д.п.). - Фамилия, инициалы подавшего заявление (в Р.п.). если заявление пишется на имя работника той же организации, к которой относится автор заявления, то последний должен указать свою должность после фамилии и инициалов, а если заявление адресовано в какую-либо иную организацию, то подающий заявление указывает свой адрес. - Заголовочная часть (наименование документа пишется в середине листа с заглавной буквы). - Текст заявления. - Опись прилагаемых документов. - Подпись заявителя (внизу справа). - Дата подачи заявления (ниже подписи и слева листа, число и год пишутся цифрами, месяц – словом). Упражнение 137. Отредактируйте фрагменты заявлений. 1. Из-за того что я должен срочно уехать… 2. В силу того что у меня нет достаточного количества денег… 3. Вследствие того что изменилось расписание движения поездов… 4. Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет… 5. Так как я болел в течение целого семестра… 6. Вследствие того что я опоздал на вокзал… 7. Поскольку расписание движения поездов было изменено… Для справки. Типичные языковые конструкции заявления: Ввиду срочного отъезда из города; В силу отсутствия средств; Вследствие изменения расписания; За неимением средств на покупку; По причине болезни; Согласно утвержденному плану; В связи с отсутствием; Благодаря помощи коллег; За недостатком средств.
Упражнение 138. Найдите ошибки в данных заявлениях. Отредактируйте данные тексты. Директор завода«Энергия» г-ну Ю.И. Селину от инспектора отдела кадров Губиной С.С. Заявление Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть. С.С. Губина
04.05. 2003 г. Директору фирмы «Мир» госп-ну А.С. Афанасьеву от Иванова С.А.
Настоятельно прошу дать мне отгул на завтра в связи с причинами глубоко личного характера.
10 марта 2003 С.А. Иванов
Для справки: Доверенность – документ, дающий кому-либо право (полномочия) действовать от имени лица, выдавшего доверенность. Структура доверенности на получение денег: - Наименование документа (по центру). - Фамилия, имя, отчество, паспортные данные доверителя. - Фамилия, имя, отчество, паспортные данные доверенного лица. - Содержание доверенности (кто доверяю кому что сделать; сумма пишется цифрами и в скобках прописью). - Подпись доверителя. - Дата выдачи доверенности. - Наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя. - Дата удостоверения и печать. Упражнение 139. Найдите ошибки в приведенной ниже доверенности. Отредактируйте данный текст. Я, Васильева Ольга Владимировна, доверяю получить мою стипендию студентке инженерно-строительного факультета Симоновой Алле, паспорт 40 02 173511, выдан 70 отделением милиции, получить мою стипендию за январь в связи с моей поездкой в Финляндию.
Васильева Для справки: Объяснительная записка – документ, содержащий объяснение причин какого-либо нарушения в производственном или учебном процессе. Структура объяснительной записки: - Наименование адресата (руководитель организации, подразделения). - Фамилия, инициалы, должность пишущего объяснительную записку. - Заголовочная часть (наименование документа пишется в середине листа с заглавной буквы). - Текст объяснительной записки. - Опись прилагаемых документов. - Подпись заявителя (внизу справа). - Дата подачи заявления (ниже подписи и слева листа, число и год пишутся цифрами, месяц – словом).
Упражнение 140. Найдите ошибки в приведенной ниже объяснительной записке. Отредактируйте данный текст. Заведующему кафедры русского языка Н.В. Петрову От А.Н. Смирновой
Объяснительная записка Я, Анна Николаевна Смирнова, отсутствовала на занятиях по русскому языку и культуре речи в связи с вынужденным отъездом к заболевшей матери в г. Новгород. Справку о болезни матери из районной поликлиники могу предоставить.
15 апреля 2008. С уважением А.Н. Смирнова
Для справки: Расписка – официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.), заверенная подписью получателя. Структура расписки: - Наименование документа (по центру). - Фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку. - Наименование учреждения, предприятия или лица, от которого получено что-либо. - Точное наименование полученного с указанием количества или суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, затем в скобках прописью). - Подпись получателя (справа). - Дата составления расписки (слева). Упражнение 141. Найдите ошибки в приведенной ниже расписке. Отредактируйте данный текст. Расписка Я, Чернова Светлана Игоревна, начальник технического отдела ЗАО «ЛОТ», получила со склада фирмы 1 цветной телевизор для использования в отделе.
1 ноября 2008. Чернова
Для справки: Резюме – краткое письменное описание занимаемых в течение жизни должностей, мест работы и образования. А также личных и деловых качеств. Цель составления резюме – представить свою рабочую биографию наиболее выигрышно (и в то же время объективно), для того чтобы получить желаемую работу. Резюме напоминает анкету, но предполагает большую свободу. Работодатель, как правило, может уделить вашему резюме очень немного времени, поэтому ваша информация должна быть представлена в наиболее сжатой и удобной форме.
Упражнение 142. Составьте резюме по следующей форме:
- фамилия, имя, отчество - семейное положение; если есть дети, указать дату их рождения; - гражданство - адрес и телефон (домашний и служебный) - должность, которую хочет получить соискатель; - образование (перечень начинается с указания последнего учебного заведения, которое окончил соискатель, далее перечисление идет в обратном порядке) - опыт работы (где и кем работал, перечисление идет в обратном хронологическом порядке) - профессиональные навыки (знание языка, владение компьютером и пр.) - возможные командировки - личные качества, напр. ответствен (на), коммуникабелен (льна), доброжелателен (льна) - увлечения - дата составления - подпись.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |