КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты для самопроверки
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 1. “Язык всем знаниям и всей природе ключ” (Г.Р. Державин). 2. “Народ выражает себя в языке своём” (И. И. Срезневский). 3. “Словом совершают много великих дел” (Сократ). 4. “Способность убеждать словом составляет величайшее благо и даёт людям как свободу, так равно и власть над другими людьми” (Платон). 5. “Слово есть не что иное, как культура в её специфическом выражении” (Г.О. Винокур). 6. “Недостаточно знать, что следует сказать, необходимо также сказать это как должно” (Аристотель). 7. “Самые правила языка не изобретаются, а в нём существуют” (Н.М. Карамзин). 8. “Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать” (А.П. Чехов). 9. “Выражается сильно российский народ!” (Н.В. Гоголь). 10. “В словах и выражениях у нас нет недостатка, умейте только отыскать их и пустить в ход” (В.И. Даль). 11. “Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности” (А.С. Пушкин). 12. “Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей” (М. Горький). 13. “Кто говорит, тот сеет; кто слушает – пожинает” (русская пословица). 14. “Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их” (Л.Н. Толстой). 15. “Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет” (русская пословица). 16. “Словарь – это вселенная, уложенная в алфавитный порядок” (А. Франс). Вариант 1. 1. К какой ветви славянских языков относится русский язык? А. южнославянской; Б. восточнославянской; В. западнославянской.
2. Выберите правильный вариант: А. русский литературный язык – форма национального языка; Б. русский литературный язык и русский национальный язык – это тождественные понятия; В. русский национальный язык – это форма русского литературного языка.
3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении: Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит? А. территориальный диалект; Б. жаргон; В. просторечие.
4. Какой из признаков не характерен литературному языку? А. нормированность; Б. кодифицированность; В. факультативность употребления.
5. Что такое старославянский язык? А. предок славянских языков; Б. первый письменный язык славян; В. древнерусский язык.
6. Какой из факторов не является стилеобразующим для разговорного стиля? А. объективность речи; Б. экспрессивность; В. спонтанность речи.
7. Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, «переведите» фразу в письменную форму. Если бы президент захотел внести Зубкова, он бы сразу бы это сделал, но, как говорится, «всякому овощу…».
8. Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение общаться и добиваться своей цели с помощью средств языка. А. нормативный; Б. коммуникативный; В. этический.
9. Правильность произношения регулирует…норма: А. орфоэпическая; Б. орфографическая; В. лексическая.
10. К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить значение слова? А. толковый; Б. орфографический; В. энциклопедический.
11. Неверным является произношение: А. ср`едства; Б. `отраслей; В. пр`иняла.
12. Верным является произношение: А. афёра; Б. т[э]рмин; В. осуждённый.
13. Выберите из двух предложенных вариантов точное значение слова жилищный: А. предназначенный для жилья, обитаемый; Б. относящийся к строительству, благоустройству, эксплуатации жилья.
14. Какое из плеонастических выражений допустимо в современном русском литературном языке? А. период времени; Б. свободная вакансия; В. букинистическая книга.
15. Какое значение имеет слово габариты? А. предельные внешние очертания предметов, размер; Б. большие, громоздкие предметы.
16. Выберите правильный вариант: А. одеть пальто; Б. надеть пальто.
17. Укажите неправильное употребление глагола. А. кушать подано; Б. по утрам я обычно не кушаю; В. скушай, малыш, яблочко.
18. Какое значение имеет фразеологизм Тришкин кафтан? А. нечто, при исправлении которого происходит нарушение в чем-то другом; Б. документ, который не имеет юридической силы.
19. Укажите правильную грамматическую форму. А. (горжусь) Ириной Вараввой; Б. (горжусь) Ириной Варавва.
20. Выберите правильную грамматическую форму. А. килограмм помидор; Б. килограмм помидоров.
21. Перепишите предложение, раскрыв скобки и записав числительные словами. В 2 483 (километр) от Москвы находится город Изборск.
22. Какую из форм глагола нужно вставить вместо многоточия: У него … две семьи: одна законная, другая тайная. А) были; Б) было.
23. Запишите, раскрыв скобки: На планете (Венера), в городе (Москва), супруги (Ткачук), с республикой (Индия), подготовка и руководство (специалисты), манкировать (обязанности), согласно (указ). 24. Какое из словосочетаний противоречит норме литературного языка? А. отзыв научного руководителя на работу студента И.А. Петрова; Б. отзыв научного руководителя о работе студента И.А. Петрова.
25. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении однородных членов. А. Для правительственного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение их применять. Б. Конфликт можно было разрешить, прибегнув к обычным дипломатическим, а не провокационным методам.
26. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. А. Рассмотрев данный вопрос, наша фракция решила его не поддерживать. Б. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение.
27. Определите ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант. Использующаяся лексика за рамками литературного языка не может быть использована в текстах официальных документов.
28. Определите вид ошибки в построении данного тезиса. Реформы в России лишь привели к ухудшению жизни: около пяти миллионов человек живут в ветхом, аварийном жилье. Около 40 миллионов россиян имеют доход менее прожиточного минимума. Особо нужно сказать о наших российских женщинах – нет движения по улучшению условий труда, по облегчению ухода за ребенком. Многим депутатам дан наказ – улучшить медицинское обслуживание. Образование тоже испытывает большие трудности. А) потеря тезиса; Б) «лоскутное одеяло»; В) «утопленный» тезис; Г) ассоциативный тип построения тезиса.; Д) подмена тезиса.
29. Укажите риторическую фигуру, использованную в высказывании: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка все чаще оказываются несвежими – их приходится выбрасывать, даже не попробовав. А. метафора; Б. перифраз; В. оксюморон.
30. Запишите, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы: (В) случа… принятия решения; необходимо иметь (в) виду; исполнять (в) соответстви… с договором.
Вариант 2. 1. К какой языковой семье относится русский язык? А. уральской; Б. индоевропейской; В. алтайской. 2. Выберите правильный вариант: А. русский литературный язык – это язык художественной литературы; Б. русский литературный язык – это обработанная форма национального языка; В. русский литературный язык – это русский национальный язык.
3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении: А мой-то вчера с работы какую-то фигню приволок! Весь калидор завалил! А. территориальный диалект; Б. жаргон; В. просторечие.
4. Какой из признаков не характерен литературному языку? А. устойчивость; Б. историческая изменчивость; В. нестрогая обязательность употребления.
5. Каким алфавитом не пользовались славяне? А) кириллицей; Б) глаголицей; В) мефодьицей.
6. Какой из факторов не является стилеобразующим для официально-делового стиля? А. объективность речи; Б. стандартизованность; В. спонтанность речи.
7. Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, «переведите» фразу в письменную форму. И что бы мы, о чем бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили, из этого ничего не получится.
8. Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение говорить в соответствии с правилами русского литературного языка. А. нормативный; Б. коммуникативный; В. этический.
9. Правильность и точность употребления слов регулирует…норма: А. орфоэпическая; Б. орфографическая; В. лексическая.
10. К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить произношение слова? А. орфоэпический; Б. орфографический; В. энциклопедический.
11. Неверным является произношение: А. кат'алог; Б. эксп'ерт; В. крас'ивее.
12. Верным является произношение: А. свёкла; Б. новор’ожденный; В. скурпулёзный.
13. Выберите из двух предложенных вариантов точное значение слова демократичный: А. основанный на демократии, осуществляющий демократию; Б. свойственный широким слоям народа, простой.
14. Какое из плеонастических выражений допустимо в современном русском литературном языке? А. народный фольклор; Б. народная демократия; В. памятный сувенир.
15. Какое значение имеет слово занять? А. дать взаймы; Б. взять взаймы.
16. Какое значение имеет фразеологизм Притча во языцех? А. небольшой рассказ, в котором есть назидание; Б. предмет всеобщего обсуждения.
17. Укажите правильную грамматическую форму. А. (вынесено обвинение) Сергею Аванесяну; Б. (вынесено обвинение) Сергею Аванесян.
18. Выберите правильную грамматическую форму. А. нет туфлей; Б. нет туфель.
19. Перепишите предложение, раскрыв скобки и записав числительные словами. Предложение одобрено 1876 (депутат).
20. Какое из словосочетаний можно вставить вместо многоточия? К декану обратились…. А. трое студенток; Б. три студентки.
21. Выберите правильный вариант: А. станьте в очередь; Б. встаньте в очередь.
22. Укажите неправильное употребление глагола. А. пожалуйста, не ложите эти вещи на стол; Б. эти вещи нужно класть на одно и то же место; В. обязательно положите эти вещи на место.
23. Запишите, раскрыв скобки: В Республике (Карелия), над городом (Москва), муж и жена (Майер), разобраться (проблема), памятник (Пушкин), упрекать (бездеятельность), понять и смириться (трудности переходного периода).
24. Какое из словосочетаний противоречит норме литературного языка? А. по приезде в город он отправился в гостиницу; Б. по приезду в город он отправился в гостиницу.
25. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении однородных членов. А. В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, печений, кондитерских изделий, фруктов и вин. Б. Большой недостаток испытывали колхозы и в машинах, и в инвентаре, а главное – в специалистах.
26. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. А. Уезжая из родного города, мне стало грустно. Б. Уехав из родного городка, он неожиданно загрустил о нем.
27. Определите ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант. Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться, что больной не перенесет очередной операции.
28. Определите вид ошибки в построении данного тезиса. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения великого гуманиста Андрея Дмитриевича Сахарова, человека, который считал, что нравственные принципы должны быть выше любой политической целесообразности. И он доказал это всей своей жизнью. Мне представляется безнравственным поведение Государственной Думы, которая, по сути дела, заняла позицию умолчания в отношении событий, которые сегодня происходят на границе Грузии и Южной Осетии. А) потеря тезиса; Б) «лоскутное одеяло»; В) «утопленный» тезис; Г) ассоциативный тип построения тезиса.; Д) подмена тезиса.
29. Укажите риторическую фигуру, использованную в высказывании: И не дискуссия это никакая, а так, болтовня, треп, ерунда, чушь! А. олицетворение; Б. градация; В. эпитет.
30. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Во) избежани… недоразумений; (в)последстви…выяснилось; (за) счет дополнительных средств.
31. Определите стиль и функциональный тип речи в данном тексте. Озаглавьте его. Определите способ изложения материала (индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, хронологический, ступенчатый). Определите и выпишите средства связи в тексте. Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII вв. до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большом количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество. Первый же банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были приём вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учётом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |