Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности научного стиля. Отличия научных текстов от художественных и официально-деловых




ХУД / НАУЧ

Прежде всего, они различаются целью написания. Художественное произведение способно вызвать у читателя чувство эстетического и интеллектуального сопереживания: восхищаясь языковым совершенством текста, читатель должен следовать за мыслью автора. Соответственно задачам выбирались и языковые стредства: художественный текст должен быть не похож на другие, это всегда авторское произведение. Источник вдохновения писателя и поэта –весь язык. Иначе обстоит дело с текстом научным. Тут автор должен описать обморок(текст давался в примере) с научной точки зрения: указать причины заболевания, назвать его внешние признаки, пределить его суть... При этом этом речь пойдет не о каком-то конкретном случае(как в худ.лит-ре), а об обмороке вообще, об обмороке как явлении.

В научном тексте всегда используются термины- это слова и словочетания, называющие понятия той или иной науки. В большенстве случаев терминологический аппатрат той или иной науки является интернациональным.

§ Но не только термины затрудняют понимание научного текста: даже обычные, всем понятные слова могут использваться в них с особыми, термологическими значениями.

 

Существует закономерность: научная терминология, которую составляют, в основном, имена (существительные, прилагательные), очень разнообразна. В то же время количество глаголов, употребляемых в науч тексте, невелико.

§ Очень сильно разнится синтаксис художественного и науч текстов. Научному тексту свойственно синтаксическое «однообразие». Используя всего несколько моделей предложений, каждая из которых отражает особое содержание:

-----двусоставные предложения описывают признаки, свойственные предмету научного текста (в чем суть явления, как оно возникает, в чем его причины)

-----в непределенно-личных предложениях в качестве сказуемых употребляются глаголы «знания»: автор как бы говорит, что это не его личное знание, а общенаучное

-----Безличные предложения описывают врачебные рекомендации

-----в предложениях с инверсией(подлежащие следует за сказуемым) описываются симптомы заболевания

 

§ В науч тексте не может быть слов, показывающих отношение автора к данной теме. Цель автора-дать всестороннее научное описание некоторого явления. Научный текст должен быть информативен.

 

Итак, научный стиль требует использования определенных языковых средств. Выбор их обусловлен особым типом содержания научных текстов: в них должна быть информация о том или ином явлении- объекте изучения данной науки.

 

 

НАУЧ / ОФИЦ-ДЕЛОВОЙ

Они схожи. Это связано с тем, что научный текст так же, как и официально-деловой, должен быть информативным, одназначно трактуемым и объективным. Как следствие, его яязыку свойственна простота, регламентированность и стандартизированность, официальность и безличность.

Письменная форма для научного текста также является первичной.

 

Лексические особенности:

§ Термины(в примере: синкопе,ишемия...)

§ Научные штампы(ведущим фактором служит..)

§ Глаголы, свойственные научному стилю (см. выше)

§ Отсутствие экспрессивных слов(страстный, бедняжка)

 

Словообразовательные особенности:

§ Множество отглагольных существительных(потеря, снижение, развитие)

§ Словосокращение(АД-артериальное давление)

 

Морфологические особенности:

§ Глаголы употребляются в формах 3го лица настоящего времени(служит, обеспечивает)

§ Формы единственного числа существительного выражают собырательное значение(больной-имеется ввиду любой больной)

Синтаксические особенности:

§ Частое использование страдательных конструкций

§ Предложения с инверсией(после обморока некоторое время сохраняются общая слабость, тошнота, дискомфорт в брюшной полости)

§ Причастные и деепричастные обороты, делающие текст информативно насыщенным

Особенности организации текста:

Шаблонная структура,наличие формуляра

 

Все перечисленные элементы ХАРАКТЕРНЫ и для науч, и для офиц-делового стиля. НО роль этих элементов может различаться.

ü Так, каличество терминов в науч текстах во много раз превосходит их кол-во в в текстах офиц-деловых

ü Обратная ситуация со штампами(намного бол в офиц-дел)

ü Большинство глаголов, употребляемых в форме 3го лица в науч тексте, выражают значение «общего знания, полученного в результате исследования», не свойственные глаголам в офицально-деловом стиле.

ü И там, и там встречаются ряды родительных падежей, но если для первых это является недостатком, то в науч текстах их употребление уместно.

ü В текстах науч стиля намного чаще, чем в офиц-дел встречаются страдательные конструкции

ü!часто научные тексты представляют собой не только результаты исследований, но и описывают их ход.В этом состоит важное отличие науч текстов!

Для автора научного текста крайне важно, чтобы его читатель СЛЕДИЛ и СЛЕДОВАЛ за ходом его рассуждений. Поэтому правильное ииспользование союзов, частиц, местоимений, обеспечивающих связность текста как единого целого.

Итак, научный стиль, при всей стандартизированности используемых языковых средств, все-таки, в отличие от офиц-делового, является авторским. Излагая свою теорию, ученый отстаивает свою точку зрения,

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.