Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналогия как метод. От известного к неизвестному




Аналогия один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни.

Иногда нам не удается использовать всех воз­можностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скры­тых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы инфор­мационной работы, надо рассмотреть достоин­ства и недостатки этого метода.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явле­ния, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках допол­нительных сведений мы обращаемся к аналогич­ному явлению, имевшему место в прошлом, о ко­тором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы рассматриваем температуру в августе прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, го­ворящих об обратном, неизвестное явление, ве­роятно, будет примерно таким же, как известное. За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совер­шенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно гово­рим «вероятно», «примерно такое же» и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облег­чающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распро­странить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправ­данные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям.

Подойдем теперь к вопросу в позитивном плане и посмотрим, что можно сделать для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из примене­ния метода аналогии в информационной работе.

Для эффективного использования метода ана­логии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную про­блему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений анало­гичные изучаемому. При этом надо следить, что­бы важнейшие элементы изученных явлений об­ладали достаточным сходством с соответствую­щими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от дру­га, так как в этом случае применение метода ана­логии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необхо­димо установить как черты сходства, так и разли­чия между ними. Затем их можно будет сопоста­вить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогич­ных явлений.

Аналогии играют решающую роль при по­строении гипотез. Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуж­дения получат более прочное основание, чем рас­суждения с использованием одной аналогии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.