Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинства плана




Планирование работы.

Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы.

В исследовательской работе в области обще­ственных наук часто применяются два совершен­но противоположных метода: метод статистичес­кого анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы различны, но дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обо­их этих методов.

Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет ох­ватить большое количество изучаемых объектов.

Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкрет­ные примеры положения отдельных людей, об­щественных групп и т. д., рассказывая о про­шлом, настоящем и будущем этих людей, об их успехах и неудачах, — одним словом, показывая их живыми, полнокровными. Тем самым мы вне­сем в аналитическую информацию важнейший элемент — саму жизнь.

Глава III. Работа с источниками информации.

План — это схематически записанная сово­купность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». Приме­ром плана к книге, правда очень общего, отмеча­ющего лишь узловые разделы, является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой кни­ги, можно получить представление о ее содержа­нии и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно передает со­держание частей текста, чем оглавление книги.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важ­на для организации умственного труда, для раз­вития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

Простой и сложный планы. По форме члене­ния и записывания планы могут быть подразде­лены на простые и сложные. Сложный план в от­личие от простого имеет ко всем основным пунк­там еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных. План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимо­связь положений. Это план-схема.

Удачно составленный план прочитанной кни­ги говорит в конечном итоге об умении анализи­ровать текст, о степени усвоения его содержания.

План имеет ряд достоинств, которые выдви­гают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму за­писи.

Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко совершенствовать как по суще­ству, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последователь­ность изложения материала.

Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведе­ния. В этой записи есть уже элементы обобще­ния, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.

Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.

План, составляемый к крупным произведени­ям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой по­тери времени перед возобновлением работы вос­произвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, сущест­венное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.

Помогает составлению записей. Руководству­ясь пунктами плана и обратившись к подлинни­ку, можно составить и другие, уже более подроб­ные и обстоятельные записи — конспекты, тези­сы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет со­зданию конспекта или тезисов.

Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически чет­кой и последовательной.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле по­дробные ответы на вопросы плана говорят о хо­рошем усвоении).

План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умст­венном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу подряд. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро.

Попутное с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголов­ков содержания, мобилизовать внимание. А если читающий все же отвлекся, ему следует бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном, дословном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утом­ляемость.

Вдумчивое чтение всегда сопровождается со­ставлением — в уме или на бумаге — плана, отра­жающего содержание, его логику и последова­тельность. Отсюда вывод: чем лучше читатель озаглавливает содержание, тем продуктивнее он читает, облегчая себе при этом анализ и запоми­нание текста.

Все книги и статьи, конечно же, пишутся по плану, ему подчиняется содержание, но плана в виде частых подзаголовков или подробного оглавления в книге опубликовано может и не быть. Тем более его не дают к статьям. В этой традиции есть свой смысл. Читатель должен как бы восстанавливать план, то есть сам докапываться до смысла. При составлении плана во время чте­ния одновременно происходит выборка нужного, закрепление его в памяти, а в результате возника­ет понимание идей и последовательности их подачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.