Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение коммуникации в рамках схемы «коммуникатор — реципиент»




В любом виде коммуникации существует коммуникатор, который отправляет сообщение, имеющее содержание и форму; такое сообщение передается с целью быть принятым, оно обращено к одному или многим реципиентам. Это выра­жается в краткой схеме: кто говорит? что гово­рит? как? кому? с каким результатом? В зависи­мости от конкретного случая можно изменять порядок этих вопросов, которые фактически ох­ватывают всю совокупность проблем. С помощью контентного анализа можно, следовательно, изучать:

Кто говорит? Исследование коммуникатора. Тут возможны два случая. В первом отправитель реагирует на стимул, более или менее контроли­руемый наблюдателем: например, беседа, кото­рую ведет психотерапевт. Чаще встречается дру­гой случай, когда исследователь не имеет ника­кой связи с коммуникатором и по содержанию передаваемой информации, по письмам или про­изнесенным речам судит о характеристиках ком­муникатора.

Что говорит? Речьидет об исследовании со­держания передаваемого сообщения.

В общем плане исследование широкой публи­ки при большом количестве тесно взаимосвязан­ных факторов связано с некоторыми трудностя­ми. Индивид реагирует на получаемое сообще­ние, касающееся крупных социальных проблем, в зависимости от системы общественных ценнос­тей воспринятых им через повседневность и, так сказать, приспособленных к потребностям его личности, которая в свою очередь приспосабли­вается к своей среде.

Совокупность фактов, полученных эмпири­ческим путем, можно объяснять с помощью как общих, так и частных теорий социальной психо­логии, в которой понятия мотивации и референт­ной группы играют все более важную роль.

Коммуникатор. Менее изучен, так как иссле­дователей больше интересовала проблема влия­ния массовых коммуникаций на аудиторию.

Более современные работы по контентному анализу направлены на изучение связи между коммуникатором и реципиентом. Эта связь рас­сматривается в широком социальном контексте, содержащем значительное количество взаимо­действий, которые не поддаются расчленению.

Последние влияют на коммуникатора, реци­пиента и, сверх того, на тех, кому сообщение было передано косвенным образом. Исследова­тель имеет дело с огромной сетью коммуника­ций, которую он может наблюдать только фраг­ментарно и не в состоянии пока полностью вос­произвести.

Несмотря на эти трудности, проблема больше не ставится на уровне связи коммуникатор — ре­ципиент; она рассматривается в более широком кругу социальных отношений, затрагивая такие вопросы, как столкновение разных форм комму­никации: личных, устных аудиовизуальных, мест­ных и национальных, изучается зависимость эф­фективности коммуникации от условий, темы, типа общества и т. д.

Технические стадии контентного анализа.

В любом исследовании на первом этапе опре­деляется предмет и цель работы. Чтобы получить ответ, надо поставить вопрос. При интервьюиро­вании беседа строится на основе вопросника, при анализе документов исследователь исходит из категорий, которые он усматривает в данных документа. Если цель уточнена, выбор категорий составляет первую стадию техники контентного анализа в собственном смысле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.