КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не брать членов семьи, которых у ребенка нет!!!!
Методика «Почтовые конверты» Цель: выявить уровень индивидуализации, ощущения ребенком собственной неповторимости и самоценности. Организация: ребенку предлагают бланк с изображением 9 конвертов, у одного из которого вершина треугольника обращена вверх. Именно этот конверт в методике символизирует осознание ребенком собственной индивидуальности. Обработка и интерпретация данных: результаты выбора интерпретируются напрямую. Если ребенок выбирает любой из восьми одинаковых конвертов, то это обозначает, что ему свойственен высокий уровень конформизма, ориентация на мнение других, отсутствие осознания собственной неповторимости и индивидуальности. Чем старше дети, тем чаще они выбирают непохожий на другие конверты. Методика «Какой ты?» Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка. Организация: ребенку в индивидуальном порядке предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все остальные дети; плохой; хуже всех; когда как – иногда хороший, иногда - плохим; не знаю. Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характеристики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит. Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе». Обработка и интерпретация результатов: ответы ребенка соотносят с одним из показателей эмоциональной окрашенности общей самооценки:
Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указывающей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и социальной самоценности, а индифферентный – указывает на его несформированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель говорит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания). Р. Бернс (1986) особо подчеркивал мысль о том, что лишенная позитивного содержания самооценка крайне уязвима и защищать ее ребенку часто приходится с помощью агрессии и враждебности к другим людям. К агрессивным тенденциям могут приводить и другие «дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, амбивалентность и неопределенность «Я-концепции», которая сводится у детей к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У таких детей часто отсутствуют способы социального подкрепления представлений о собственной ценности, столь важных для нормального развития личности».
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) Цель: выявить особенности самооценки ребенка дошкольного возраста по различным индивидуальным характеристикам, содержательно связанным между собой Материал: рисунок лесенки, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола диагностируемого ребенка. Процедура: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и поясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После это задают вопросы, ответы записывают. Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?» Таким же образом предлагают ребенку себя оценить по следующим качествам: сильные – слабые, умные – глупые, добрые – жадные, счастливые – несчастные, хороший сын (дочь) – плохой сын (дочь). Обработка данных: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижний ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценки себя, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием. Конкретно об отношении родителей к ребенку говорят ответы на вопрос о том, куда его поставят взрослые. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в тех случаях, если ребенок действительно себя плохо ведет и часто получает замечания от воспитателя.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |