Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации для самостоятельной работы




К вопросу 4

К вопросу 3

К вопросу 2

К вопросу 1

Исторические типы философских учений

Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания.

(2 часа)

1. Предмет философии и сложности его определения. Аристотель о предмете «первой философии».

2. Специфика философского вопрошания. Понятие о методе философии. Методы философии: метод майевтики (Сократ), метод радикального сомнения (Декарт), критический метод (Кант) и др. Взаимоопределение предмета и метода философии.

3. Структура философского знания. Основные разделы философского знания.

4. Типы философских учений, исходя из «основного вопроса философии» Ф.Энгельса. Типология европейской философии по парадигмам (В.А. Конев): а) парадигма «on he on»; б) парадигма «cogito»; в) парадигма «existenz».

 

Литература

Аристотель. Метафизика. Книга IV, Глава 1. (любое издание).

Философия: учеб. пособ. для высших учебных заведений. / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. (Гл. I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества).

Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996 (любое издание). Глава «Античная философия».

Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р. Декарт. – Сочинения в 2 т. – Т. 1. Ч. IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики. – М.: Мысль, 1989. – С. 250-296. (См. в приложении).

Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001 (любое издание). (Гл. «Философия нового времени от Декарта до Канта»).

Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001 (любое издание). (Гл. «Немецкая классическая философия »).

Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. (Гл. I, п. 3 «Основные части (структура) философии»).

Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001. (любое издание). (Введение «История философии и отдельные области философии», Часть II. Теоретическая философия, Часть III. Философия и общество, Часть IV. Философия человека).

Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1996. (Глава II).

Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 (Глава 1, § 4).

Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21.

Конев, В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки. – 1991. - №6. или Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры. – Самара, 1998.

 

 

ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Освоение содержания университетского курса философии и подготовка к семинарским занятиям в группе предполагает чтение и анализ учебных и ряда философских текстов, а также размышление над вопросами: какое место в нашей жизни занимает философствование, как и когда оно случается в нашей жизни, что оно собой представляет? Для самостоятельной работы можно использовать учебное пособие под редакцией В.П. Кохановского, пособие под редакцией П.В. Алексеева, А.В. Панина, а также пособие под редакцией В.Д. Губина (См. список основной учебной литературы).

Та информация, которую можно получить из учебника, имеет скорее ознакомительный характер, т.к. философия выступает специфическим типом знания, требующим не только работы с информацией (ее анализ, удержание в памяти как компендиума фактов), но и включающим в себя состояние понимания. Человеческое сознание устроено таким образом, что для рождения состояния понимания необходим повод для самостоятельного размышления над важными для нас вопросами.

Самым продуктивным в этом отношении поводом может стать знакомство с философскими текстами, ведь каждый такой текст есть результат самостоятельной мысли, мысли задетой и беспокойной. Чтение текстов философов должно быть осознанным. В чем эта осознанность может выражаться? Первое, на что должно быть нацелено внимание, – проблема. Нужно понимать тот факт, что философский текст не мог появиться просто так, для этого были какие-то основания. Как правило, таким основанием является та проблема, тот вопрос, который побуждает философа к размышлению и, в конечном счете, к написанию текста. Поэтому, читая тот или иной философский текст, постарайтесь прежде всего понять – какую проблему решает автор, на какой вопрос отвечает? Второе, что нельзя упускать из виду, – решение проблемы, т.е. ответ, который дает философ своим текстом на интересующий его вопрос. Наконец, третье и, возможно, самое важное в чтении философского текста – ваше личное отношение к тому, насколько, на Ваш взгляд, обоснована поставленная философом проблема и насколько убедительно и аргументировано ее решение. При формировании собственного отношения к философскому тексту стоит помнить, что способность видеть проблему там, где ее никто не видит, способность ставить вопросы является необходимым условием самостоятельного мышления.

Самостоятельная работа по изучению тем раздела и подготовке к семинарским занятиям будет более эффективной, если Вы зафиксируете результаты знакомства с текстами и свои размышления в специальной рабочей тетради или на любом другом носителе, который представляется Вам наиболее удобным. Записи могут носить свободный характер, но в качестве обязательных компонентов должны содержать: 1) формулирование рассматриваемой проблемы; 2) изложение решения этой проблемы, которое содержится в текстах философов, а также в научной или учебной литературе; 3) формулирование собственной позиции по указанной проблеме.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.