Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация философствования




Попробуем прояснить – что значит философствовать? Что переживает человек в опыте философствования? Что есть философия как «живой» опыт сознания? Чтобы понять ситуацию философствования, нужно обратиться к уже свершившемуся опыту философствования. Рассмотрим на примере Сократа и Декарта, что значит философствовать. В приложении Вы найдете следующие тексты: фрагмент речи Сократа в свою защиту на суде и отрывок из философского трактата Рене Декарта (французский философ XVII века) (См. «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). Здесь важно понять, что объединяет опыт философствования мыслителей разных эпох – Сократа и Декарта? В чем суть акта философствования? Попробуйте увидеть и сформулировать основания опыта философствования.

Отечественный философ М.К. Мамардашвили в анализе природы философии обращается к мысли известного средневекового философа Августина, который сказал, что каждый человек знает, что такое время до тех пор, пока его не спросили о нем. С философией происходит то же самое: до тех пор, пока нас не спрашивают, что это такое, мы находимся в состоянии интуитивной понятности, которое заканчивается при попытке ответить на вопросы: что такое философия и какими критериями мы пользовались, когда отличали философию от других типов мышления и знания человека?

Ситуация философствования ярко проявляет себя через разделение философии как «живого» опыта мысли и философии как науки. Обратитесь к интервью с Мерабом Мамардашвили (см. в Приложении). Здесь важно прояснить следующие моменты: во-первых, зачем, на Ваш взгляд, Мамардашвили понадобилось различить «реальную философию» и «философию учений»? На какую проблему он хотел указать? Во-вторых, при всем различии «реальной философии» и «философии учений» можно ли утверждать, что только одна из них является, условно говоря, «настоящей» философией? Подумайте, есть ли сущностная связь между «реальной философией» и «философией учений» и, если есть, в чем она проявляется и на чем основана?

Философия в жизни человека выступает как особая практика мысли, которая связана с постановкой и решением «вечных вопросов» человеческой жизни. Почему такие вопросы называются «вечными», какие смыслы могут возникать в сознании человека, когда он обращается к понятию «вечное»? При каких обстоятельствах в нашей жизни возникает потребность задавать себе эти вопросы и напряженно искать ответы на них? Как может повлиять на нашу судьбу то или иное решение «вечного вопроса» человеческой жизни?

 

Разделение реальной и профессиональной философии Мамардашвили и случай Сократа показательны. Они позволяют понять, в чем заключается суть предмета философии, чем он отличается от других наук. Попытайтесь найти в литературе ответ (а возможно, у Вас появится собственное мнение, что тоже очень важно) на вопросы: чем занимается философия, что она изучает, в чем состоит специфика предмета философии в отличие от других наук, которые Вы изучаете в университете?

 

В завершении изучения данной темы запишите в рабочую тетрадь результаты Вашего знакомства с текстами и свои размышления на этот счет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.