КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические типы философских учений. За длинный исторический путь философии было создано огромное множество концепций, более того, всякая философия – явление авторское
За длинный исторический путь философии было создано огромное множество концепций, более того, всякая философия – явление авторское, дело самобытное. С другой стороны, философия – это особый тип научного знания, а значит, ей присуще нечто общее, некое фундаментальное единство, которое превращает авторский и самобытный акт мышления конкретного человека в научную теорию. Иными словами, есть нечто общее для всех философских концепций и систем, на основании чего мы могли бы объединять их в крупные направления. Удачной попыткой определения общего среди огромного множества теорий является подход Ф. Энгельса (по принципу основного вопроса) и парадигмальный подход В.А. Конева. Ознакомьтесь со вторым параграфом работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». При чтении текста постарайтесь выделить онтологическую (основной вопрос со стороны познания бытия) и гносеологическую сторону (основной вопрос со стороны познания) вопроса. Для более продуктивного и эффективного чтения текста следует использовать словарь философский терминов и понятий. В частности, необходимо найти определения крупных направлений в классической философии, таких, как материализм, идеализм, дуализм, пантеизм, скептицизм, агностицизм (обратите внимание на их базовые принципы и основных представителей). Выпишите в рабочую тетрадь основные тезисы работы, используя информацию из словаря. Если классическую философию, начиная от истоков в VI до н.э. до середины XIX века, можно классифицировать при помощи «основного вопроса» Энгельса, то современная философия никак не вписывается в эти границы. Это связано с тем, что в центре внимания современной философии находится человеческое бытие, которое объединяет в себе и бытие, и его понимание. Используя текст статьи В.А. Конева, постарайтесь ответить на вопросы: почему на рубеже XIX-XX веков философия меняет свой предмет и переключается с проблем познания на проблему человеческого бытия? Как это превращение изменило лицо современной нам культуры? Современный отечественный философ В.А. Конев выдвигает принципиальную идею: необходимо связать развитие философии с историей и метаморфозами культуры и науки. Как Вы полагаете, является ли эта мысль продуктивной в границах существующей культуры и мышления? Есть ли сходство между основным вопросом философии Энгельса и парадигмальным подходом Конева? Постарайтесь выделить фундаментальные вопросы, которые возникали в философии на протяжении ее существования. Происходило ли изменение представления об истине, и если происходило, то в чем заключалось? Если люди в разные эпохи существования культуры по-разному понимали истину, то влияло ли это на их жизнь и культуру? Какое понимание истины (онтологическое, гносеологическое, антропологическое) кажется Вам более внятным и близким? Почему? Аргументируйте свое представление в отношении вопроса: парадигмальный подход может дать более адекватное видение философии со стороны ее истории? Выдвините ряд своих предположений, запишите их в виде тезисов в рабочей тетради.
Работа по третьему вопросу ведет к пониманию предмета, метода, структуры философии как науки, а также к осознанию внутреннего единства всех типов философского мышления. Это обнаруживает связь философии с типом современной ей культуры (что особенно явно в парадигмальном подходе). Философия предстает не просто как знание, оторванное от жизни и повседневности человека, но объявляет себя как тип мышления и комплекс знаний, которые реализуются в каждой конкретной культуре, исторической эпохе, жизни каждого человека.
В завершение изучения данной темы запишите в рабочую тетрадь результаты Вашего знакомства с текстами и свои размышления. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Начало философии, появление философии на фоне мифа. 2. Что представляет собой ситуация философии? Для иллюстрации обратитесь к фигуре Сократа, Декарта. 3. Как понимает ситуацию философствования М.К. Мамардашвили? Философия как вечные вопросы человеческой жизни, различие реальной философии и философии понятий. 4. Философия и мудрость. Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа). 5. Философия и религия. 6. Философия и искусство. 7. Философия и наука. 8. Философия и мировоззрение. 9. Функции философии в системе культуры. 10. Предмет философии и трудности его определения. Предмет «первой философии» по Аристотелю. 11. Метод философии (майевтика, методическое сомнение, критический метод), взаимоопределяемость предмета и метода философии. 12. Структура философского научного знания, базовые разделы философии. 13. Основной вопрос философии по Энгельсу, классификация философских направлений в его свете. 14. Парадигмальный подход к анализу типов философских учений. Приложение
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |